Просмотр содержимого документа
«В помощь родителям детей с двигательными и речевыми нарушениями»
Движение и речь
Часто дети, имеющие речевые нарушения, имеют отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной координации и неточности выполнения движений, моторной неловкости, снижения темпа выполнения движений, нарушения пластичности и амплитуды в упражнениях по показу и по словесной инструкции. У таких детей, также наблюдаются трудности в овладении навыками самообслуживания, существенно страдает координация движений рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). Также снижена двигательная память.
Изучение анамнеза детей с речевой патологией показывает, что особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста: они позже возрастных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются лазание, ходьба, прыжки и др. Чаще всего, эти дети соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.
Важно отметить, что несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), тонких движениях кистей и пальцев рук, мимической, артикуляционной.
Существует тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и речи. Эта взаимосвязь изучена и подтверждена исследованиями многих крупных ученых. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции.
С точки зрения психологии, передвигаясь, ребенок получает больше возможностей познавать окружающий мир. Любознательность влечет за собой расширение пассивного, а затем и активного словаря. Дети, регулярно получающие физическую нагрузку, лучше воспринимают смысл услышанного или прочитанного текста. Это приводит к тому, что такие дети лучше говорят.
Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти), которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса).
Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников.
Вот несколько игр на развитие двигательной и речевой деятельности.
УПРАЖНЕНИЕ «КАПУСТА»
Мы капустку рубим, (изображаем процесс рубки — стучим рёберной стороной ладоней)
А морковку трём, (на этой фразе потираем ладони)
Мы капустку солим, (потираем указательный и средний пальчики о большой)
Мы капустку жмём. (производим «захват» пальчиками обеих рук)
Быстро в кадочку набили, (стучим ладонями по столу)
Крышкой плотненько закрыли. (с силой прижимаем ладони к столу)
УПРАЖНЕНИЕ «ГНОМЫ»
Дружно жили гномики (показываем небольшое расстояние между большим и указательным пальцами)
В деревянном домике. (складываем ладошки треугольником — домиком)
Папа-гном дрова колол, (реберной стороной одной ладони ударяем о другую, потом меняем руки)
Гном-сынок отнёс их в дом, (хватаем руками воздух)