Данная статья была написана для сборника, посвященного проблемам инноваций в образовании. В ней описывается опыт применения новых дидактических пособий в работе с детьми младшего школьного возраста по развитию познавательного интереса и сенсорно-моторных качеств дошкольников (мобильный конструктор "Велькрошка", дидактическая игра по "Основам экологии", изготовленная своими руками из яркого фетра и липкой ленты - велкро)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»
А. М. Горький.
Дошкольный возраст – прекрасная пора, когда ребенок открыт для всего нового, когда он стремится получать новые знания, творить, фантазировать, экспериментировать, проявлять себя.
Одним из приоритетных направлений Госстандарта образования РК является модернизация образовательного процесса на основе внедрения инновационных технологий воспитания и обучения.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста в детском саду «Петушок», я интенсивно внедряю элементы инновационных технологий: здоровьесберегающей, технологии проектной деятельности, исследовательской деятельности, информационно-коммуникационной, личностно-ориентированной, игровой и технологии предметно – развивающей среды. Основная задача при этом –выбрать методы и формы организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Но использование «чистой» технологии невозможно, так как методы и приемы одной технологии тесно взаимосвязаны с методами и приемами другой технологии, поэтому в моей деятельности находят отражение элементы различных технологий.
Исходя из того, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, приоритетной для меня стала игровая технология.
Среди детей II младшей группы, особое значение приобретают игры, основанные на развитии мелкой моторики, поскольку они способствуют стимуляции таких мыслительных процессов, как восприятие, воображение, мышление, речь.
Мобильный конструктор «Велькрошка», автором которого является Олеся Емельянова, доставляет детям массу удовольствия. С его помощью дети изучают цвета, формы, развивают мелкую моторику, координацию. Создать такой конструктор своими руками не составит труда. Для этого необходима лента-липучка, которая иначе называется «велкро». И чем больше будет цветовая гамма, тем интереснее играть детям. На первом этапе знакомства дети просто учатся соединять и разъединять ленты. Но чем дальше идет обучение, тем сложнее становятся задания. «Выложи по образцу», «Найди пару», «Отгадай животное», «Придумай сам» - вот малая часть дидактических игр с использованием конструктора «Велькрошка».
Вообще лента «велкро» – удивительный материал. С его помощью многие хорошо забытые игры, превратятся в новое увлекательное пособие.
Мною создана дидактическая игра, которую дети называют «Липучка». Игра представляет собой элементы окружающей нас природы, сшитые из яркого фетра. Для того чтобы элементы хорошо крепились к основе, с обратной стороны пришита липкая лента.
В зависимости от цели, поставленной перед детьми, я использую те или иные элементы. Например, изучая тему «Осень», детям предлагается выбрать цвет листьев на дереве, облака или тучи, яркость солнца, животные, дары осеннего леса. Параллельно со знакомством с осенними признаками, можно включать элементы организованной учебной деятельности по ФЭМП области «Познания» (счет порядковый, количественный, форма, цвет, ориентировка в пространстве и на плоскости).
Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самовыразиться.
Литература:
Госстандарт образования РК от 23 августа 2012 года
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М.:Мозаика-Синтез, 2006
Комарова Т.С., Комарова И.И. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Мозаика – Синтез, 2011
Смирнова Е. О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006.