Францева Светлана Петровна
Воспитатель ГККП я/сада №18 «Балдырган»
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
Конспект организованной учебной деятельности по теме:
«Учимся, играя!»
Цели:
- закрепить знания о животных Приуралья, их отличительных признаках;
-понимать необходимость охранять и заботиться о них через игры.
Ход ОУД:
Воспитатель: Ребята, вы любите играть?
Дети: Да!
Воспитатель: Сегодня мы поиграем в игры, но прежде, чем мы начнем играть, вы должны отгадать загадки, которые помогут вам узнать, какие животные будут участвовать в играх.
- Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый – краса, а зовут ее… (лиса)
- Серый брат из-за кустов хват… (волк)
- Зимой спит, летом улья ворошит… (медведь)
- Гонится за ним лисица, хочет бедного схватить. И летят вдогонку птицы продолжая гомонить… (зайчик)
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Закончи предложение».
Игра «Закончи предложение»
Заяц зимой белый, а летом…(серый).
У зайца хвост короткий, а уши…(длинные).
Заяц пушистый, еж…(колючий).
Еж спит днем, а охотится…(ночью).
У белки хвост длинный, а у зайца…(короткий).
Лиса живет в норе, а волк в…(овраге).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Умеете отгадывать загадки, и я вам предлагаю поиграть в игры: «Хищник-добыча», «Угадай, какой ты зверь?».
Игра «Хищник – добыча»
Дидактическая задача: Упражнять детей в установлении связи «хищник-добыча». Игровое действие: Ловля «добычи хищниками».
Игровые правила: Пойманным считается то животное, которым питается данной хищник. Начинать салить можно только по сигналу воспитателя.
Ход игры: Воспитатель выбирает двух детей и предлагает каждому из них назвать любое известное им животное – хищника. Остальным участникам игры раздает картинки и изображением разных животных. По сигналу воспитателя «хищники» ловят свою «добычу», например, лиса ловит зайца, утку, суслика, фазана, мышь, ежа, лягушку. Побеждает тот, кто поймает больше «своей» добычи.
По мере усвоение правил количество «хищников» можно увеличить до трех- пяти.
Игра «Угадай, какой ты зверь?»
Дидактическая задача: Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.
Оборудование: Картинки с изображением животных.
Игровое действие: Отгадать, какое животное изображено на картинке.
Игровое правило: Отвечать на вопросы, которые помогают ребенку выяснить, «какой он зверь», можно только «да», «нет», «может быть».
Ход игры. Воспитатель прикрепляет на спину ребенка картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь», задавая вопросы, касающиеся внешнего вида животного, особенности его движения, повадок, среды обитания, пытается выяснить, кто он.
Игра повторятся несколько раз с заменой картинкой, изображающей животного, и заменой отгадывающего ребенка.
Игру можно представителей фауны, постепенно подводя их к выделению характерных признаков различных групп животных.
Игра «Экологическая столовая»
Цель:
- формировать представления дошкольников о способах питания животных и группировке их по этому признаку.
Ресурсы: на каждую команду – лист картона с изображением трех столов (красного, зеленого, синего), комплект картинок с изображением животных (15- 20 штук).
Ход игры:
Играют две команды по 3-5 человек
Воспитатель: Как вам известно, птицы, звери, насекомые питаются разной пищей, поэтому их делят на растительноядных, хищников и всеядных. Вам нужно посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные – за зеленым, всеядные – за синим. Команда, которая первой разместит животных правильно, станет победителем.
Игра «Лесной многоэтажный дом»
Цели:
- углубить знания детей о лесе как природном сообществе;
- закрепить представление об «этажах» (ярусах) смешанного леса.
Ресурсы: модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного) силуэтные изображения животных, фишки.
Ход игры:
Вариант 1: Воспитатель дает детям задание разместить животных на 4 ярусах смешанного леса.
Вариант 2: Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет ее, получает фишку. Победителем становиться тот, кого в конце игры окажется больше фишек.
Игра «Путешествие в лес»
Воспитатель: (сообщает детям, что они отправляются в лес. При входе в лес их встречает старичок- лесовичок).
Старичок-лесовичок: Здравствуйте, дети! Лес гостям рад. Но прежде чем вас пропустить я должен узнать, с добром ли вы пожаловали, помните ли правила поведения в лесу? Вы должны выбрать из каждой пары фраз, которые произнесу, правильную.
- Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист не рвите.
- В лесу можно поиграть: ветки ломать. Листьями бросаться, цветы рвать, венки плести - зелень не жалко, еще вырастет!
- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу.
- Противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
- Животные всякие нужны. Каждый из них необходим природе.
(Дети отвечают, старичок-лесовичок благодарит их за правильные ответы, и пропускает в лес. Воспитатель приглашает лесовичка пойти с ними. На привале он загадывает детям загадки. За правильный ответ старичок-лесовичок дает ребенку эмблему «Знаток леса»)
Старичок-лесовичок: Однажды несколько волшебников поспорили, каким должен быть лес. Долго они спорили. Но никак не могли друг с другом согласиться. Решили, что каждый из них создаст такой лес, какой ему нравиться. А что у них получилось, я вам сейчас расскажу.
- Первый волшебник решил, что в его лесу никаких животных, даже самых крошечных, не будет, только деревья, кустарники, трава и грибы. Скоро лес превратился в непроходимую чащу, а потом и вовсе погиб. Волшебник не мог понять, почему. Помогите ему разобраться.
- Второго волшебника раздражал всякий шум, и он создал лес, в котором не было птиц. И этот лес постигла та же участь. Как вы думаете, что случилось?
- Третий волшебник был очень добрым и хотел, чтобы все дружили. Он поселил в своем лесу только мирных животных – зайцев, лосей, косуль, оленей. И они чуть не съели весь лес. Очень огорчился добрый волшебник. В чем была его ошибка?
- Четвертый волшебник поселил в созданном лесу только волков и лисиц. Но они вскоре покинули этот лес. Почему это произошло?
- Пятый волшебник сотворил обычный лес, и никто этот лес не покинул. Почему?
(Дети отвечают на вопросы, затем все выходят на пустую площадку. Старичок-лесовичок сетует, что здесь ничего не растет. Воспитатель предлагает детям создать лес, луга и озеро. В разных местах площадки стоит три коробки, в которых находятся картинки с изображением растении и животных леса, луга и озера. Дети делятся на три команды. С помощью жребия определяют, какое из природных сообществ каждая команда будет создавать. Дошкольники отбирают картинки с природными объектами выбранного или сообщества и выставляют их. Старичок – лесовичок проверяет выполнение задания, и награждает призами ту команду, которая первой правильно справилась с работой).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями, и я уверена, что вы вырастите настоящими защитниками природы!