Учимся отгадывать загадки
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в сжатой и образной форме даются наиболее яркие и характерные признаки предметов или явлений. Загадки развивают воображение ребенка, умение анализировать, сопоставлять и обобщать.
В первых загадках, с которыми вы познакомите малыша, должны быть отражены простые признаки внешнего вида предмета (форма, цвет, величина), его качества и свойства, которые дети хорошо знают.
Тематика загадок должна соответствовать жизненному опыту ребёнка. Лучше всего подходят загадки об игрушках, домашних животных и диких животных, некоторых предметах быта, продуктах питания.
Загадки-вопросы
Перед ребенком выставляется несколько предметов, например: игрушечные кошка и зайчик, машинка, варежки, чашка. Взрослый задаёт вопросы-загадки: «Кто умеет мяукать?», «У кого длинные уши?», «На чём можно ездить?», «Что мы надеваем на руки?», «Куда наливают молоко?». Ребенок должен найти соответствующий предмет, показать его и назвать.
Загадки
На начальном этапе загадывайте ребенку загадку, а в это время выкладывайте картинку–отгадку. Конечно, ребенок при ответе будет ориентироваться на иллюстрацию, и это поможет ему уловить смысл загадки. Первые загадки должны быть простыми и описательными.
Ползун по лесу ползёт,
На иголках грибочки везёт.
(Ёжик)
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Заяц)
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
Отгадай загадку
Выложите перед ребенком на столе несколько предметных картинок с изображением животных (от 3-х до 5-и). Загадывайте загадки, а ребенок пусть догадается и покажет, о ком идёт речь:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака)
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, кур в деревне крадёт.
(Лиса)
На спинке иголки
Длинные и колкие.
А свернётся в клубок -
Нет ни головы, ни ног.
(Ёж)
Загадки–прятки
Теперь несколько усложняем задачу. Выложите карточку с нарисованной отгадкой на стол изнаночной стороной вверх. Когда ребенок отгадает загадку – он сможет себя проверить, перевернув карточку. Для подобного задания нужно использовать загадки, которые уже знакомы малышу, а затем постепенно добавлять новые:
Красные лапки, длинная шея,
Щиплет за пятки - беги без оглядки!
(Гусь)
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки!
(Котенок)
Гладишь - ласкается.
Дразнишь - кусается.
На цепи, сидит,
Дом сторожит.
(Собака)
Загадки с договариванием
Загадывая ребенку загадки с договариванием, нужно выделять голосом слово, которое рифмуется с отгадкой. Например: краса – лиса; на опушке – кукушки; от страха - черепаха и т.д.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её.
(Лиса)
Слышишь, "ку-ку"
Раздалось на опушке?
Это доносится голос.
(Кукушки)
Быстро прячется от страха
В панцирь твердый…
(Черепаха)
Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие, развивают наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности.