ТВОРЧЕСКИЙ СТИЛЬ ОСВОЕНИЯ СРЕДЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
ТВОРЧЕСКИЙ СТИЛЬ ОСВОЕНИЯ СРЕДЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует руководителей и педагогов на создание образовательного пространства, отвечающего принципам амплификации (обогащения), трансформации, гибкости, полифункциональности. В связи с этим актуальным является вопрос адаптации ребенка к детскому саду.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ТВОРЧЕСКИЙ СТИЛЬ ОСВОЕНИЯ СРЕДЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»
ТВОРЧЕСКИЙ СТИЛЬ ОСВОЕНИЯ СРЕДЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует руководителей и педагогов на создание образовательного пространства, отвечающего принципам амплификации (обогащения), трансформации, гибкости, полифункциональности. В связи с этим актуальным является вопрос адаптации ребенка к детскому саду.
Детям 1 – 3 лет нужна особая среда. С одной стороны, она должна быть богатой и разнообразной, чтобы удовлетворять потребности малышей в познании, обогащать чувственный опыт, способствовать социализации и накоплению информации о предметах и явлениях реального мира. С другой – упорядоченной, чтобы маленький ребенок легко в ней ориентировался. Поскольку его память, восприятие, внимание еще не созрели, в чрезмерно насыщенной и бессистемно организованной среде ребенок просто теряется, ему сложно к ней адаптироваться. По этому поводу В.А. Петровский и соавторы пишут: «Недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его».
Оптимален, по мнению социологов, психологов, педагогов творческий стиль адаптации к окружению, когда человек позитивно принимает среду и при этом старается активно изменять ее, приспосабливая к себе и обретая необходимый физический и психический комфорт.
Можно предположить, что дети раннего и дошкольного возраста способны освоить этот стиль в грамотно организованном образовательном пространстве детского сада. Большая роль при этом отводится искусству и разным видам детского художественного творчества.
Основные причины некомфортного состояния ребенка в детском саду:
Новое пространство.
В идеале детский сад должен представлять для ребенка среду, в которой протекает естественная и реальная жизнь (Д. Дьюи),
Важной задачей дошкольных образовательных организаций является создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно адаптироваться к детскому саду и максимально реализовать себя.
Образовательное пространство призвано стимулировать моторную, сенсорную, познавательную и творческую активность ребенка, способствовать коммуникативному развитию и накоплению социального опыта. Оно является местом, которое ребенок с
Ребенок знакомится с пространством детского сада и «обживает» его: приносит в детский сад любимую домашнюю игрушку; сам выбирает картинки для маркировки своего шкафчика, кроватки и полотенца; наполняет новое пространство результатами своего художественного творчества (рисунками, раскрасками, пластилиновыми фигурками и др.).
Педагог помогает ребенку найти яркие зрительные ориентиры для более быстрой ориентировки в новом окружении. Это могут быть народные игрушки (и другие предметы декоративно-прикладного искусства), картины, аранжировки, шторы, мобили (подвесные конструкции) и другие красивые предметы, местонахождение которых не меняется в период адаптации.
В пространстве группы можно обустроить «заветные места», где ребенок будет обнаруживать сам себя: например, оформить полочку или маленький стендик (достаточно фоторамки) с использованием фото ребенка. Здесь же размещаются и работы ребенка,
Отсутствие родных и близких людей.
Целесообразно оформить газеты с семейными фотографиями детей,
например, на тему «Где мы были летом» или «Давайте познакомимся». Можно посоветовать родителям принести в детский сад семейный альбом для его размещения в шкафчике ребенка. Если ребенку будет грустно, педагог утешит его напоминанием о том, что мама (папа, бабушка и другие родственники) любят малыша, днем они работают и вечером за ним придут, вот их фотографии.
В первые недели адаптации все творческие работы детей передаются родителям (или другим взрослым, законным представителям родителей). Тем самым «память» о новом пространстве приносится домой для установления незримого контакта «детский сад — семья». Возводится своеобразный мостик: дома ребенок, глядя на свои творения, начинает вспоминать о детском саде, а в детском саду он всегда может посмотреть фотографии любимых людей, полистать свою домашнюю книжку с картинками, поиграть
с куклой или даже положить ее под подушку.
Использование портфолио
(папок с творческими работами и пояснениями к ним, документирование результатов художественной деятельности),
Четкий режим дня.
Ребенок более легко привыкает к организации и регламентации своей жизни в детском саду, если эта жизнь насыщена разными делами, интересным содержанием, позитивными эмоциями.
Художественное творчество может быть организовано в более свободных формах, не связанных с размещением детей за столами и высиживанием положенного времени на стульях. Это наблюдения в природе (за растениями, животными, природными объектами и явлениями), экспериментирование с художественными материалами (песком, глиной,
соленым тестом, цветными карандашами, мелками, фломастерами, разными сортами бумаги, тканью, фольгой, шерстяными нитками и др.), художественно-дидактические
Педагог может нарисовать и тем самым сделать более осязаемым, понятным и конкретным «план» режимных моментов в группе. Это поможет ему доходчиво объяснить ребенку, что еще должно произойти за день, прежде чем за ним придет мама. Даже самый маленький ребенок охотно окажет помощь педагогу в создании или хотя бы декорировании такого красивого «календаря текущего дня». Самый простой вариант – вместе рвать листики цветной бумаги, сминать и этими кусочками (комочками)
Необходимость подчиняться правилам.
Художественная деятельность в более наглядной, убедительной — и при этом комфортной — форме знакомит детей с правилами, регулирующими отношения «педагог — ребенок», «ребенок — сверстники»,
«ребенок — окружающая среда». Дети не просто принимают правило на веру, но и убеждаются на деле в том, почему именно нужно: слушать (слышать) и слушаться, договариваться друг с другом, уступать, делиться, быть аккуратным в использовании художественных материалов и инструментов, помогать другу друг другу и др.
Постоянное присутствие сверстников.
Ребенку сложно привыкнуть к тому, что в течение дня он находится среди других детей. Опытный педагог умело организует детей для игры, общения, художественного творчества в парах и малых группах. И при этом
предоставляет каждому ребенку право побыть одному, уединиться, сделать что-то индивидуально. Для этого можно использовать невысокие, легкие ширмы, ротонды (свисающие с потолка ленты или тонкие ткани, образующие купол), подвесные зонты, игровые центры, напольный конструктор.
В период социальной адаптации важно организовать позитивное взаимодействие детей, чтобы они научились получать удовольствие от общения друг с другом. Эта задача успешно решается в парных и коллективных формах художественного творчества.
Наиболее эффектны по совместному результату такие виды и техники художественного творчества, как аппликация из готовых силуэтов (или наклеек), лепка из соленого теста и пластилина, конструирование из строительного, бытового и природного материала, коллажирование из разных материалов (природных, бытовых).