kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческая работа Организация экспериментальной деятельности дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т.д. 

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Все новое усваивается надолго и прочно, когда ребёнок  слышит, видит и делает сам.   Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?»  и  «почему?». Во время наблюдений за детьми на прогулке, занятиях, в свободной деятельности я отметила, что дети любознательны, их привлекает всё яркое и красочное и все неизведанное и  они для своих детских исследований вырывают цветы, не думая о том,что новых цветов не вырастит, ловят жуков, давят бегущего муравья и т.д. На основе этих наблюдений был основан кружок по экспериментированию  “Почемучки”. 

И для меня стало главной  задачей - это научить детей беречь природу, охранять всё живое окружающее нас, проявить интерес к условиям жизни людей, животных, растений, научить оценивать их состояние с позиций хорошо-плохо, повысить экологическое сознание ребёнка.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческая работа Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида "Лесная полянка" №13 п. Радищев
















Творческая работа

Организация экспериментальной деятельности дошкольников














Выполнила:

Брагина Елена Владимировна,

воспитатель






п. Радищев 2015 г.

Тема: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».


Прежде чем давать знания,

надо научить думать, воспринимать, наблюдать.

(В.А. Сухомлинский)


Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребёнком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира.

Таким образом, детское экспериментирование строится самим ребенком, а не задается взрослым и направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка.

Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработанной на принципах федерального государственного образовательного стандарта, предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Моя работа по организации экспериментальной деятельности пронизывает все пять образовательных областей.

Актуальность:

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Все новое усваивается надолго и прочно, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Во время наблюдений за детьми на прогулке, занятиях, в свободной деятельности я отметила, что дети любознательны , их привлекает всё яркое и красочное и все неизведанное и они для своих детских исследований вырывают цветы, не думая о том ,что новых цветов не вырастит, ловят жуков, давят бегущего муравья и т.д. На основе этих наблюдений был основан кружок по экспериментированию “Почемучки”. Над своей темой я проработала 2года, т.е с 2011года .Начала свою работу с оформления кабинета. Подобрала литературу, оформила уголок “Экспериментальная лаборатория- Почемучки.” Было проведено родительское собрание. Познакомила родителей с задачами, планом кружка. Предложила заполнить анкету. Вот так был создан кружок из 10 детей. Родители охотно взялись помогать в создании лаборатории. На следующий день были уже собраны первые материалы: это воронки ,пипетки, мед. груши, мерные стаканчики, соломинки для коктейля и т.д. так и появилась лаборатория. Подобрала материал для работы, составила план работы и начали работать с детьми.

И для меня стало главной задачей - это научить детей беречь природу, охранять всё живое окружающее нас, проявить интерес к условиям жизни людей, животных, растений, научить оценивать их состояние с позиций хорошо-плохо, повысить экологическое сознание ребёнка. Основную задачу поставила перед собой - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными:

1.при выборе объекта исследования.

2.при поиске метода его изучения.

3.при сборе и обобщении материала.

4.при доведении полученного продукта до логического завершения- представления результатов, полученных в исследовании.

На занятиях кружка мы с ребятами познакомились со свойствами воздуха, о его роли в жизни человека, животных, растений. Учились с детьми искать холодный и тёплый воздух, искусственно создавали ветер. Результаты экспериментов заносили в альбомы. Следующим блоком было знакомство со свойствами воды. Этот эксперимент проводится в циклах опытов и т.д. После каждого проведения своих занятий я видела, что экспериментирование вызывает у детей любознательность, различные исследовательские действия. А также по мере накоплений новых знаний дети становятся самостоятельными в поиске решений. Мною был сделан вывод, что многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 недель формирует устойчивый познавательный интерес детей к нему. В результате у детей появилась самостоятельность в наблюдениях. Для своей работы я использовала литературу: “Ребёнок в детском садуN6-2005 , N5-2009, N3-2009, Дошкольное воспитание N9-09,N18-2008. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет Л.Н. Менщиков, Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. На начальном этапе работы проведена диагностика, где выявились умения и знания детей: элементарное представление о природе, о растениях, животных ,насекомых, о правилах поведения в природе. Выявлено, что в среднем 15% имеют высший уровень, 30% средний уровень, 55%- низкий уровень. Связи с этим 55%. В связи с этим 55% имеют низкий уровень, не имеют представления об окружающем мире, о растениях, животных, насекомых и о правилах поведения в природе. Для работы с детьми по экспериментированию были поставлены следующие цели и задачи:

Цели:

  1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

  2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования. Установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

  3. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

  4. Создания предпосылок формирования практических и умственных действий.

Задачи:

  1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:

-знакомить с разными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

-знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

2.Развивать представление об основных физических явлениях (отражение, магнитное притяжение, преломление света);

3.Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода - переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость);

4. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей.

5. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности физических проведении экспериментов.

8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.








Предлагаю план работы одного из блоков по экспериментированию “Вода“

1 блок ВОДА


Эксперименты


Название

Цель

Методы и

приёмы

Оборудование

и материалы

1

2

3

4

5

Данный блок направлен на развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с водой; развитие исследовательского интереса к воде, желание проникнуть в сущность данного явления, на расширение знаний о воде, развитие умения понятно для окружающих выражать свои мысли; развитие умения делать выводы на основе полученных знаний, развитие умения формулировать предположения, анализировать ситуации; учить детей планировать эксперимент; формировать представления о воде, её свойствах. особенностях; Познакомить детей с правилами безопасности про проведении эксперимента.



“Какая вода”

Выявить свойства воды (прозрачность, льётся в ней растворяются различные вещества и т.д)

Показ, задание обсуждение предположений,

Различные ёмкости для воды, горячая и холодная вода, мерные стаканчики, палочки, трубочки, краски. охлажденная металлическая крышка, вертушка, банка с легкими предметами на поверхности, камешки, различные по весу предметы и т.д.


2/”Есть ли у воды запах?’

Выявление свойств воды (не имеет запаха)

Проблемная ситуация, самостоятельное выполнение опыта, обсуждение результатов.



3.”Что произошло?”

Выявить свойства воды- замерзание

Проблемная ситуация, самостоятельное выполнение детьми опыта, обсуждение результатов, зарисовка.



4“Куда делась вода?”

Подвести детей к выводу, что вода испаряется

Проблемная ситуация, обсуждение предположений, поощрение



5”Откуда берется вода”?

Познакомить с процессом конденсации

Беседа, задание, обсуждение решения проблемной ситуации.



6”Умная галка”.

Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Проблемная ситуация, обращение к опыту детей, обсуждение предположений детей, чтение рассказа (Л.Н. Толстой “Хотела Галка пить”)



7.”Помощница вода”

Выявление свойств воды(вода, заполняя ёмкость, выталкивает предметы, находящиеся внутри.)

Беседа, проблемная ситуация, задания детям, обсуждение предположений, самостоятельное выполнение детьми опыта.



8.”Водяная мельница”

Познакомить детей с силой воды.

Проблемная ситуация, вопросы к детям, обсуждение предположений, объяснение.



Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон.

На прогулке мои исследователи решают важные проблемы: что произойдёт с водой в бутылках, если одну оставить в снегу, а другую на улице, можно ли высушить варежки на трубе теплотрассы и т.п.

Мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, снегом, льдом и т.д.

Обычно на вопрос, как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов мы проводим ряд опытов:

-мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)

-сколько весит воздух?

-бывает ли воздуху холодно?

-можно ли поймать воздух?

-может ли воздух быть сильным?

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде. Он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Также знакомимся со свойствами глины, песка. Проводим с детьми эксперименты с песком и глиной:

-песчаный конус (течения песка);

-свойства насеянного песка;

-свойства мокрого песка.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребёнка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз я даю детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Познавательный интерес ребёнка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомлю детей со свойствами жидкостей. Рассказываю и показываю где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. Проводим с детьми следующие эксперименты:

«Тонет, не тонет» - в ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. Вода выталкивает более лёгкие предметы.

«Подводная лодка из яйца» - в стакане солёная вода в другом пресная, в солёной воде яйцо всплывает.

«Цветы лотоса» - делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются.

«Чудесные спички» - надломить спички посередине, капнуть несколько капель воды на сгибы спичек. Постепенно спички расправляются.

«Капля шар» - берём муку и брызгаем из медицинской груши воду на муку, получаем шарики капельки (пылинки муки собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю).

«Чем пахнет вода» - берём три стакана с водой. Добавляем сахар, соль, а в третий добавляем капли сока лимона. Есть запах (у воды появляется запах).

«Есть ли у воды вкус?» - дать детям попробовать питьевую воду, затем солёную и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено).

По теме «Волшебница – Вода» проводили опыты: «Наливаем-выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др. В процесс проведения опытов привлекаю каждого ребёнка.

Такие опыты напоминают детям фокусы, они необычны, а главное дети проделывают всё сами. На занятиях кружка дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…», сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство.

На практике я убедилась в том, что экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию я даю задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы. В уголке живут персонажи, придуманные совместно с детьми - это «Зайчик-Любознайчик», «Мальчик – Почемучка», «Каркуша».

Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи. В костюмах героев появляются соответствующие детали: большой карман для вопросов у «Зайчика-Любознайчика», рюкзачок для нужных и интересных вещей у «Обезьянки-Удивлянки», яркая шляпа у «Почемучки» - всё это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности. Эти герои вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются. Например: с водой, со стеклом, с песком, с огнём и т.д.

При беседах с ребятами и наблюдением за их деятельностью я выявляю степень популярности и использования уголков экспериментирования, намечаю пути коррекции воспитательно-образовательного процесса.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводятся консультации, выставки литературы по проведению опытов в домашних условиях, анкетирование. Родители принимают активное участие в оборудовании и пополнении необходимыми материалами опытно-экспериментальной лаборатории.

Работа кружка дает свои результаты: дети, совместно с родителями, осуществляют экспериментально-исследовательскую деятельность при проведении походов, совместных прогулок, бесед, выставок поделок из природного материала.

Для закрепления работы кружка я также тесно сотрудничаю с педагогами ДОУ. Предлагаю на семинарах следующее:

  1. Деловая игра для воспитателей “Мозговой штурм “ Что, когда и почему?

  2. Круглый стол с педагогами «Проведение опытов»

  3. Консультация для педагогов “ Возрастные особенности освоения с детьми экспериментальной деятельности“

  4. Консультация для педагогов “Создание мини-лаборатории в группе“

Заключение.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет познать его. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. После проведения опытов по блокам я сделала вывод, что дети научились анализировать, делать выводы, могут самостоятельно объяснить и показать своим товарищам некоторые опыты, свои наблюдения по экспериментированию. Сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Свободно работают со знаками, символами, делают зарисовки. Сколько радости, интереса, и восторга в их глазах.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Мне бы хотелось, чтобы мы, педагоги, следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».


Хочу предложить вам одно из занятий кружка.

Блок «Вода-Водица».

Цель занятия: познакомить с основными свойствами воды.

Программные задачи.

Образовательные: познакомить детей со свойствами воды (отсутствие собственной формы. Вода - это жидкость, безвкусная, не имеет запаха). Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.

Развивающие: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками; закреплять умение работать с незнакомыми растворами.

Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.

Активизировать и обогащать словарь детей по теме занятия. Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.

Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.

Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками. Фотографии, рисунки на тему «Вода», ведёрко, прозрачные стаканчики, сосуды цилиндрической формы разного сечения (более узкие и более широкие), соломинки для коктейля, различные соки, молоко, аудиозапись «Шум моря», листы белой бумаги, старые зубные щётки, акварель голубая.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Введение в игровую ситуацию.

Обращаю внимание детей на то, что кто-то оставил на пороге нашей лаборатории ведёрко. Интересуюсь: не хотят ли они заглянуть, что в нем лежит? После того, как дети ответят на мой вопрос, начинаем по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками, читаю вслух

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним - прочь бегут. (Дождь)

Пушистая вата

Плывёт куда-то,

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облако)

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

Прикрепляю на доске рисунки с карточками (ответы на загадки)

Спрашиваю детей: Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?

Ответы детей: О воде!

Спрашиваю детей. Как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?

Ответы детей.

Рассказываю детям, что в морях и океанах – вода солёная (привлекаю детей к речевой работе: вода в море - как её называют по-другому? Морская. Вода в океане - океаническая и т.п.) в реках, озерах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от соленой, морской)? Пресная.

Спрашиваю детей: Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?

Ответы детей.

Часть 2. Практическое экспериментирование.

Рассказываю детям. Что вода - это одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого превратимся научных сотрудников и будем проводить опыты. А сейчас пройдем в лабораторию.

Свойство 1. Вода- это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.

Опыт 1. На столах два стаканчика, один с водой, другой - пустой. предложить перелить воду из одного в другой стаканчик. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Опыт 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и. говорит: “ Какая вкусная вода!”, хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок. Безвкусная.

Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет.

Свойство 2. Вода прозрачная и не имеет собственной формы

Опыт 4.

На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую с молоком.

Что заметили?

Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе со мной формулируем ещё одно свойство воды: вода чистая и прозрачная.

Формулирую следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.


Опыт5.

Предлагаю детям воспользоваться и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.


Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая, треугольная и т.д.

Предлагаю детям перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?

Затем предлагаю налить воду в резиновую перчатку.

Ответы детей.

После каждого опыта вместе с детьми делаем зарисовки в альбомах.


Часть3. Физкультминутка «Капельки и тучки».

На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети - это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая “капелька” должна занять любую тучку. «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. Игра проводится 2-3 раза.

Часть 4. Предлагаю детям нарисовать море. Мы будем рисовать не кисточками, а зубными щётками.

Дети рисуют море (волны). По ходу занятия звучит спокойная музыка «Шум моря» и я читаю стихотворение В. Орлова «Я рисую море».

Я рисую море,

Голубые дали.

Вы такого моря

Просто не видали!

У меня такая

Краска голубая,

Что волна любая

Просто как живая…

После того, как работы выполнены, я предлагаю детям повторить то, о чем сегодня говорили на занятии, с какими свойствами познакомились, а для этого пройдём к зарисовкам.

Ответы детей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Творческая работа Организация экспериментальной деятельности дошкольников

Автор: Брагина Елена Владимировна

Дата: 11.02.2016

Номер свидетельства: 291635

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Система методической работы как средство повышения профессиональной компетентности по развитию детского экспериментирования"
    ["seo_title"] => string(128) "sistiemamietodichieskoirabotykaksriedstvopovyshieniiaprofiessionalnoikompietientnostiporazvitiiudietskoghoekspierimientirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "258603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448534173"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) ""Активизация познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста через организацию игр-экспериментов" "
    ["seo_title"] => string(152) "aktivizatsiia-poznavatiel-no-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-dietiei-mladshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-chieriez-orghanizatsiiu-ighr-ekspierimientov"
    ["file_id"] => string(6) "207855"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430665750"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Исследовательский проект:   ВОДА ВОЛШЕБНИЦА"
    ["seo_title"] => string(46) "issliedovatiel-skii-proiekt-voda-volshiebnitsa"
    ["file_id"] => string(6) "282597"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453717432"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Статья "Формирование эколого-краеведческой компетентности у дошкольников через экспериментальную деятельность""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_formirovaniie_ekologho_kraieviedchieskoi_kompietientnosti_u_doshkol_niko"
    ["file_id"] => string(6) "387651"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486207071"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Презентация по теме "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности." "
    ["seo_title"] => string(154) "priezientatsiia-po-tiemie-razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-opytno-ekspierimiental-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "182748"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425581184"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства