kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Активизация познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста через организацию игр-экспериментов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизация познавательно - исследовательской деятельности детей

II младшей группы через организацию игр-экспериментов

Малыши по своей природе являются исследователями. Им необходимы условия, которые способны удовлетворить их жажду получения новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление к экспериментированию. Таким образом, самостоятельность к нахождению новой информации об окружающем мире является главной чертой детского поведения.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) от 01.01.2014г. на этапе завершения дошкольного образования представлен определенными целевыми ориентирами, одним из которых является любознательность.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир – отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон: его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу – действую), ему необходима помощь взрослых. Дети четвёртого года жизни начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

Таким образом, исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Разработку теоретических основ метода экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н. Н. Поддъякова. Большой вклад  в развитие метода внесли ученые С. Л. Новоселова, А. Н. Леонтьев, Л. М. Маневцева, Я. А. Пономарев, М. И.Лисина, А. И. Иванова, С. Н. Николаева. О. В. Дыбина, Н. А. Рыжова и другие.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является игровая совместная деятельность педагога и детей. Следовательно, в рамках работы по активизации познавательной исследовательской деятельности младших дошкольников уместно организовать данную деятельность через использование игр-экспериментов.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи: умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, обогащается активный и пассивный словарь, совершенствуется грамматическая сторона речи.

Цель организации игр-экспериментов во II младшей группе:

  • Создание ситуаций для начала формирования успешной самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей.

Специфические задачи организации игр-экспериментов во II младшей группе:

  • учить входить детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формировать начальные предпосылки поисковой деятельности (практические опыты).

Организация игр-экспериментов во II младшей группе включает себя работу в рамках трёх основных этапов:

1 этап: педагог рассказывает о каком-либо интересном объекте или явлении;

2 этап: педагог показывает детям объект или явление с одновременным повторным рассказом о нем;

3 этап: педагог предоставляет детям возможность самостоятельного использования полученной информации.

В рамках успешной реализации выше поставленных цели и задач в нашей группе создана соответствующая предметно-пространственная среда.

Основные центры:

  • Неживая природа: вода, снег, воздух, песок, глина.
  • Физические явления: звук, цвет, теплота.
  • Человек: органы человек.
  • Рукотворный мир: бумага, древесина, ткань.

В рамках данных центров осуществляется организация игр-экспериментов, направленных на активизацию познавательной исследовательской деятельности младших дошкольников.

Следует сказать, что в современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской, познавательной деятельности ребенка младшего дошкольного возраста недооценивается.

Исследовательская практика ребенка-дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить воспитательно-образовательный процесс. Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение снегиря за окном, проводить опыты с разными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство.

Задача педагога – помочь ребёнку в проведении этих исследований, сделать их полезными для исследователя и его окружения, т.е. поддерживать и развивать исследовательское поведение ребенка.

Важным моментов в данной работе является взаимодействие с родителями через проведение консультаций, мастер-классов, предоставление соответствующих литературных источников, знакомство с Интернет-ресурсами.

В заключение уверенно можно сказать, что собственные исследовательские поиски младших дошкольников способствуют повышению у детей уровня культуры мышления, развитию коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.

Использованные источники:

1. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 79с.

2. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. – Москва: Аркти, 2004.

3. Рыжова Л. Методика детского экспериментирования (ФГОС) / Уч.-метод.пос.д/дошк.воспитания,д/гуверн. и родит. – Детство-пресс.2014. – 204с.

4. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 2. – С.8-17.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Активизация познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста через организацию игр-экспериментов" »

Активизация познавательной исследовательской деятельности детей

II младшей группы через организацию игр-экспериментов

Малыши по своей природе являются исследователями. Им необходимы условия, которые способны удовлетворить их жажду получения новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление к экспериментированию. Таким образом, самостоятельность к нахождению новой информации об окружающем мире является главной чертой детского поведения.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) от 01.01.2014г. на этапе завершения дошкольного образования представлен определенными целевыми ориентирами, одним из которых является любознательность.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир – отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон: его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу – действую), ему необходима помощь взрослых. Дети четвёртого года жизни начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

Таким образом, исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Разработку теоретических основ метода экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н. Н. Поддъякова. Большой вклад  в развитие метода внесли ученые С. Л. Новоселова, А. Н. Леонтьев, Л. М. Маневцева, Я. А. Пономарев, М. И .Лисина, А. И. Иванова, С. Н. Николаева. О. В. Дыбина, Н. А. Рыжова и другие.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является игровая совместная деятельность педагога и детей. Следовательно, в рамках работы по активизации познавательной исследовательской деятельности младших дошкольников уместно организовать данную деятельность через использование игр-экспериментов.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи: умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, обогащается активный и пассивный словарь, совершенствуется грамматическая сторона речи.

Цель организации игр-экспериментов во II младшей группе:

  • Создание ситуаций для начала формирования успешной самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей.

Специфические задачи организации игр-экспериментов во II младшей группе:

  • учить входить детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

  • активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

  • формировать начальные предпосылки поисковой деятельности (практические опыты).

Организация игр-экспериментов во II младшей группе включает себя работу в рамках трёх основных этапов:

1 этап: педагог рассказывает о каком-либо интересном объекте или явлении;

2 этап: педагог показывает детям объект или явление с одновременным повторным рассказом о нем;

3 этап: педагог предоставляет детям возможность самостоятельного использования полученной информации.

В рамках успешной реализации выше поставленных цели и задач в нашей группе создана соответствующая предметно-пространственная среда.

Основные центры:

  • Неживая природа: вода, снег, воздух, песок, глина.

  • Физические явления: звук, цвет, теплота.

  • Человек: органы человек.

  • Рукотворный мир: бумага, древесина, ткань.

В рамках данных центров осуществляется организация игр-экспериментов, направленных на активизацию познавательной исследовательской деятельности младших дошкольников.

Следует сказать, что в современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской, познавательной деятельности ребенка младшего дошкольного возраста недооценивается.

Исследовательская практика ребенка-дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить воспитательно-образовательный процесс. Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение снегиря за окном, проводить опыты с разными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство.

Задача педагога – помочь ребёнку в проведении этих исследований, сделать их полезными для исследователя и его окружения, т.е. поддерживать и развивать исследовательское поведение ребенка.

Важным моментов в данной работе является взаимодействие с родителями через проведение консультаций, мастер-классов, предоставление соответствующих литературных источников, знакомство с Интернет-ресурсами.

В заключение уверенно можно сказать, что собственные исследовательские поиски младших дошкольников способствуют повышению у детей уровня культуры мышления, развитию коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.

Использованные источники:

1. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 79с.

2. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. – Москва: Аркти, 2004.

3. Рыжова Л. Методика детского экспериментирования (ФГОС) / Уч.-метод.пос.д/дошк.воспитания,д/гуверн. и родит. – Детство-пресс.2014. – 204с.

4. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 2. – С.8-17.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Барашева Елена Николаевна

Дата: 03.05.2015

Номер свидетельства: 207855


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства