kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Трудовое воспитание дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудовое воспитание дошкольников – это целенаправленный процесс, формирование у дошкольников положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, уважения к труду взрослых.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Трудовое воспитание дошкольников"»

Трудовое воспитание дошкольников.

Компоненты, задачи и виды труда дошкольников (С. 174-194 Дошкольная

педагогика, Козлова, Куликова).

Важное значение трудовому воспитанию придавал Ушинский К.Д..

« Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.»

Трудовое воспитание дошкольников – это целенаправленный процесс, формирование у дошкольников положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, уважения к труду взрослых.

Структурное компоненты деятельности:

  • Мотив

  • Цель

  • Трудовые действия

  • Планирование

  • Результат


  1. Мотив - это причина, побуждающая трудовой деятельности, или заинтересовывающий момент.

  • Получить от взрослых положительную оценку своих действий

  • Самоутверждение ребенка

  • Общение со взрослым, со сверстниками,

  • Общественный мотив (польза для других)

  • Желание чему-то научиться



  1. Цель - это то, к чему надо стремится

Труд детей организуется взрослом, а цель придаёт определенную

направленность деятельности ребенка, организует его на результат труда.

Чем младше дети, тем активнее взрослый в постановке целей.

  1. Трудовые действия.

Старших и младших дошкольников увлекает процесс деятельности,

по мере образования навыков уменьшается кол-во необходимых упражнений, повышается точность выполнения, действий.

  1. Планирование - сложный процесс,связанный с анализом, обобщёнными

представленными, умением предвидеть предстоящую работу.

Детей следует учить планированию деятельности, формируется способность. действовать экономно и рационально.Сначала взрослый планирует работу детей сам, затем привлекает к совместному планированию и, наконец, учит планировать самостоятельно.

  1. Результат – показатель завершения работы.

Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нём всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого!


Разные исследователи предлагали различные формулировки задач трудового воспитания.

Можно выделить две группы задач:

  1. Помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении. трудовых навыков, умений)

  2. Развитие личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия)

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

  • самообслуживание;

  • хозяйственно - бытовой труд;

  • труд в природе;

  • ручной и художественный труд.

  1. Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя.

  • одевание - раздевание

  • прием пищи

  • санитарно-гигиенические навыки

В младших группах воспитатель показывает способы выполнение действий

  • как нужно держать колготки, платье, чтобы удобно одевать

  • поэтапный показ (с объяснениями)

  •  сначала взрослый помогает, постепенно уменьшает долю помощи, поддержки, подсказки.

  • взрослый при этом терпелив, не сердится.

В содержание труда по самообслуживанию у старшихдошкольников входит:

  • забота о себе

  • подготовка рабочего места перед началом занятий;

  • уборка и даже мытье чашки, ложки после еды (дома)

  • расправить и застелить постель

  • уборка игрушек, книг

При этом взрослый хвалит за удачу. Можно разрешить ошибиться, потом вместе проанализировать причины ошибки.

При обучении самообслуживающему труду в-ль пользует пособия, картинки, алгоритмы о последовательности действий.

В-ль показывает правильные приемы, знакомит с „маленькими секретами "

В-ль использует игрушки, персонажей (Мойдодыр , Незнайка и др), поэтическое слово, песенки

Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое,

И зубной порошок, и густой гребешок!


Далее, когда дети освоили умение самостоятельно одеваться, учить делать аккуратно, красиво, быстро, следить за своим внешним видом, прической, бережно относится к вещам (не пачкать, не рвать одежду) аккуратно складывать её.

Научившись самообслуживанию дети:

  • Приобретают независимость от взрослого;

  • Чувство уверенности в себе.

  1. Хозяйственно-бытовой труд – поддержка порядка вокруг себя.

Это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. Дети наблюдают за взрослым, подражают, делают все „как мама".

По содержанию представляет собой:

Мл. дошкольники:

  • помощь взрослому в протирании мебели;

  • расстановке игрушек;

  • стирка мелких предметов;

  • уборка снега на участке;

  • украшение участка.

Старшие дошкольники:

  • Уборка групповой комнаты (пропирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель)

  • Уборка участка (сгребать снег, убирать листья)

  • Труд по ремонту книг, игрушек, одежды.

Воспитатель использует: метод показа, метод объяснения ,обсуждения процесса труда и результатов, метод оценки, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций; (Как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава), положительная оценка, похвала.

Задачи:

  • формирует представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого ( он может сам сделать красивым и приятным то окружение , в котором живёт, где находится).

Тогда ребенок не сможет бросить бумажку на пол, не станет рисовать на стене.

  • формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца;

  • воспитывать самостоятельность;

  • воспитывается умение замечать непорядок и без напоминаний взрослого устранять его.

У старших дошкольников пропадает интерес к этому виду труда.

Нужно предложить усложнение (Вытирать пыль не только на шкафу для игрушек, как это было всегда, но и на подоконнике (если низкие), на мебели в спальне).

Навыки хозяйственно-бытового труда приобретенные в ДОУ переносятся в семью и наоборот.

  1. Труд в природе – участие детей в уходе за растениями и их выращивании.

Особое значение – развитие наблюдательности.

Содержанием такого труда являются:

Младшие дошкольники:

• под руководством взрослого ухаживает за живыми объектами (растениями).

Старшие дошкольники:

  • уход за растениями

  • выращивании овощей, цветов на огороде.

  • озеленение участка д/с;

Задачи:

  • Развитие трудовых навыков

  • воспитание нравственных чувств

  • Закладывает основы экологического образования;

  • развивает познавательные интересы

  • воспитание выдержки, терпения, осторожности, бережного отношения, ответственности.

  • Результатом труда может быть материальный продукт
    (Выращенные овощи, посаженное деревце и др.).

  • Дает возможность доставлять радость другим людям (угощать овощами, плодами, дарить цвета).

  • Способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, Эстетическому, умственному, физическому развитию.

  1. Ручной и художественный труд – изготовление предметов из разнообразных материалов.

По своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека.

В его содержание входит:

• изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева.

Задачи:

  • развитие фантазии, творческих способностей

  • развивает мелкие мышцы рук;

  • воспитание выдержки, настойчивости;

  • умение доводить начатое до конца.

Результат труда:

  • Радуют других людей;

  • Украшают своими изделиями помещение группы к празднику.

  • Оформляют выставки.

Формы организации труда.

Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста.

Это: поручения, дежурства,общий, совместный, коллективный труд.

  1. Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие.

По форме могут быть:

  • индивидуальными

  • подгрупповыми

  • общими

По продолжительности

  • кратковременные

  • Длительные

  • Постоянные

  • одноразовые

По содержанию - соответствовать видам труда

Младшие дошкольники с удовольствием выполняют просьбы (поручения) взрослых:

  • Положи ложку сюда

  • Возьми тапочки, будем надевать)

Старшим дошкольником воспитатель не только дает поручение, но и совет, как лучше его выполнить.

Поддержи лейку другой рукой, чтобы вода не выливалась. Немного нагнись над грядками, чтобы не испачкаться, и поливай эти красивее цветы, они тебе скажут спасибо, когда попьют водички)

  • В этом примере: поручение = объяснение способа = поэтапная положительная оценка

  • Важно, чтобы поручения выполняли все дети. В-лю надо вести учёт кому и какое поручение он давал, как ребенок реагировал на поручения, как выполнил.
    Задачи:

  • поддержание интереса к труду

  • желание трудится;

  • для обучения трудовым умениям и навыкам;

  • для формирования уверенности в своих силах и способностях;

  • для удовлетворения потребности в общении со взрослым;

  • для подготовки к другим формам организации труда;

  • понимать общественную направленность выполняемых поручений;

  • овладевать способами доброжелательных взаимоотношений;

  • доводить дело до конца;

  • видеть результат своих трудовых усилий;

  • воспитывают чувство ответственности

Поручения - решают задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического развития.

Примеры поручений.

  • подобрать материал для ручного труда

  • Разложить материал на столы.

  • Помыть Кисточки

  • Поставить на место краски, баночки

  • Полить осторожно растение( не лей воду на корень, он может сгнить)

  • (Подгрупповое поручения) Перенесите игрушки с участка в помещения группы Или наоборот.

  • (Поручения с отсроченным результатом

Сегодня мы посеяли траву, чтобы к празднику она проросла и украсила нашу группу. Мы будем каждый день поливать её, и тогда она вырастет сочной и красивой)

• (Индивидуальные, но направленными на общий результат). Нарисовать дома рисунок на тему „ Моя семья», а потом сделать в д/с выставку всех работ.

Часто бывает, что воспитатель поручает одним и тем же детям одно и то же дело, потому что уверен, что они хорошо справятся с порученным. (Нина лучше всех протрет пыль в шкафу для игрушек). Так происходит „ специализация".

Конечно, хорошо, когда на ребенка можно положится в каком - то деле это формирует у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства, способность к самооценке.

Но ведь в жизни ему придется выполнять и другие дела, которые не очень нравятся, но необходимы.

Поэтому следует воспитывать чувство долга, понимание необходимости своего участия в труде и умения охотно браться за каждое дело.


  1. Дежурства

Дежурства бывают: по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы.

Дежурство способствует систематичности включения детей в труд.

Следует только отмечать кто, где и когда дежурил.

В группе устраивается доска дежурств, которая должна быть понятна детям,

чтобы каждый знал о своих обязанностях.

Продолжительность дежурств бывает

  • разовой (на одно занятия).

  • дневное (на один день)

  • 2-3 дневное (в редких случаях)

В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненой работы.

Такие обсуждения полезны при введении нового вида дежурств, а также в случаях.

особенно интересного выполнения детьми своих обязанностей.

Если же были допущены какие – либо промахи, лучше обсудить это только

с дежурившими.

Данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношенная к людям и природе.

  1. Общий, совместный, коллективный труд.

Данная, более сложная форма организации труда детей прежде всего способствует решению задач нравственного воспитания.

Общий, совместный и особенно коллективный труд создаёт благоприятные условия для формирования у детей согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

Объединяет общий, совместный, коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности, результатом труда всегда является польза для всех.

Общий Труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели, каждый ребенок выполняет какую-то часть работа самостоятельно

  • Наведение порядка в помещении группы и воспитатель распределяет обязанности


Совместной труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель - единая.

Дети делятся на звенья и работают „Цепочкой.

Один снимает игрушки с полки и ставит на стол, другой их моет, третий протирает, четвёртый - снова помещает на полку.

Повышается чувство ответственности за общее дело между детьми, устанавливаются деловые взаимоотношения.

Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи.

Договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, болеют за качество общей, совместной работы.

При этом воспитатель продумывает с кем поставить кого работать.

У Коли нужно воспитывать умение и желание помогать другим


  • Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию, коллективных взаимоотношений.

Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд коллективный.

Но каждый коллективный труд-общий и совместный.

К, сожалению, в практике часто общий труд принимается за коллективный.

В результате снижается воспитывающий потенциал такой важной формы организации труда дошкольников.

Коллективный труд воспитывает чувство локтя, защищённость, взаимопонимание, создает положительный эмоциональный настрой.

Общий труд возможен в средней гр. Совместный и коллективный труд в ст. и подг.

группах.

Трудовое_ воспитание детей дошкольного возраста может быть эффективно

при определенных условиях.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
"Трудовое воспитание дошкольников"

Автор: Фёдорова Светлана Николаевна

Дата: 06.05.2025

Номер свидетельства: 669425

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Трудовое воспитание дошкольника в соответствии ФГОС дошкольного образования"
    ["seo_title"] => string(82) "trudovoie-vospitaniie-doshkol-nika-v-sootvietstvii-fgos-doshkol-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "300625"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456764656"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Трудовое воспитание дошкольников"
    ["seo_title"] => string(32) "trudovoe_vospitanie_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "548471"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1588245903"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Роль родителей в трудовом воспитании дошкольников"
    ["seo_title"] => string(48) "rol_roditelei_v_trudovom_vospitanii_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "537956"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1580438820"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "«Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС»."
    ["seo_title"] => string(54) "trudovoe_vospitanie_doshkolnikov_v_sootvetstvii_s_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "645343"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1707398897"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) ""Трудовое воспитание дошкольников в ДОУ в свете ФГОС""
    ["seo_title"] => string(56) "trudovoie-vospitaniie-doshkol-nikov-v-dou-v-svietie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "284321"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453969942"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства