Просмотр содержимого документа
««Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС».»
Презентация
«Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС».
Труд – универсальная сознательная деятельность человека, в которой он реализует себя, создает материальные и духовные ценности для удовлетворения сущностных потребностей.
Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст - благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.
Труд должен войти в жизнь ребенка и помочь ему в его успешном всестороннем развитии.
Как говорил А.С. Макаренко: "Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания"
Трудовое воспитание – целенаправленно организованный и планомерный педагогический процесс, направленный на формирование положительного отношения к труду, а так же воспитание качеств личности, необходимых для трудовой деятельности.
Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания ребенка, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, памяти, сообразительности, творческого воображения, аккуратности, самостоятельности, наблюдательности.
Главная цель трудового воспитания дошкольников – формирование положительного отношения к труду.
В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие задачи:
Формирование трудовых навыков.
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Формирование интереса к труду взрослых и бережного отношения к результатам его труда.
Воспитание положительных взаимоотношений между детьми.
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду.
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых.
Формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности.
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принцип развивающего образования (системность и последовательность).
Принцип новизны ( использование новейших информационных технологий).
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В п.3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий.
Условия организации труда детей.
Создание мотивации трудовой деятельности.
Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда.
Подбор оборудования для труда.
Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера.
Демонстрация заинтересованности педагога.
Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка.
Поощрения в процессе и по результатам труда.
Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам.
ФГОС ДОУ предполагает следующие виды детского труда:
Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
Хозяйственно-бытовой труд ( уборка групповой комнаты, участка);
Труд в природе (в уголке природы, цветнике, на огороде, в саду);
Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек, пришивание петелек и т.д.).
Для полноценного воспитания трудовой деятельности у дошкольников следует использовать следующие формы:
поручения;
дежурства;
совместный труд.
Поручения - это обращённая к ребёнку просьба взрослого, выполнить какое либо трудовое действие.
Дежурство - предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Кроме того, дежурства объединяют детский коллектив, а общее дело помогает детям лучше узнать друг друга. Дежурства бывают индивидуальные, подгрупповые (по столовой; в уголке природы; подготовка к занятиям), обязательные и систематичные.
Коллективный труд - это организация труда, при которой дети на ряду с трудовыми заданиями решают и нравственные задачи:
- договариваются о разделении труда
- помогают друг другу (в случае необходимости)
- болеют за качество общей, совместной работы.
Коллективный труд может быть общим - группе детей поручается общее дело и совместный - дети работают с общим предметом, но каждый выполняет свое действие с ним.
Стоит отметить, что нужно использовать все формы деятельности и распределять их с уместной для детей нагрузкой.