kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Трудовое воспитание дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Понятие "Трудовое воспитание", цель трудового воспитания дошкольников.

2. Задачи трудового воспитания дошкольников; свооеобразие (отличительные особенности) детского труда, их характеристика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Трудовое воспитание дошкольников»

План

  1. Понятие «трудовое воспитание», цель трудового воспитания дошкольников.

  2. Задачи трудового воспитания дошкольников; своеобразие (отличительные особенности) детского труда, их характеристика.

  3. Компоненты трудовой деятельности, их характеристика.

  4. Роль семьи в формировании трудовых навыков детей дошкольного возраста.























































Введение

Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задачи педагогов и родителей-не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст-ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления-обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка и помочь в его успешном всестороннем развитии.

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и, наконец, познает мир социальных отношений между людьми.

Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умения учиться. В процессе развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля; формируются основные качества личности. По мнению многих исследователей, для развития личностных качеств необходимо формирование трудолюбия.

Педагог может решать в процессе труда вопросы эстетического воспитания детей: учить их видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека; замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремиться к созданию красивого.

Следует организовывать и руководить трудовой деятельностью таким образом, чтобы каждый ребенок ощущал радость от совместной деятельности; проявлял активность, инициативу, самостоятельность; учился оказывать помощь товарищам, преодолевать отдельные неудачи, добиваться общего результата, ценить свой труд, труд товарищей и труд людей.

Также следует приобщать детей к здоровому образу жизни через посильный труд. В процессе труда у детей укрепляются мышцы, развивается сила, ловкость, выносливость, совершенствуются разнообразные движения. Дети приобщаются к порядку, учатся ухаживать за своим телом, понимая, что залогом здоровья является чистота.

Большое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольников. Если труд входит в их жизнь не однообразно, скучно и навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно, дети получают от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь своим успехам.

Труд позволяет ребенку почувствовать свою самоценность, уверенность в своих возможностях. У дошкольника формируется чувство хозяина по отношению к своей группе; он учиться организовывать свою бытовую сферу, постепенно и естественно осваивая необходимый для этого бытовой труд.









Понятие «трудовое воспитание», цель трудового воспитания дошкольников.

Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания. [6, с.83]

Основы трудовой воспитанности, как указывают исследователи Р.И. Буре, Т.А Маркова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и многие другие закладываются в семье. В детском саду ответственным за трудовое воспитание является педагог группы. Детский сад - это первое звено системы образования страны, учреждение общественного дошкольного воспитания детей, которому принадлежит организующая, направляющая роль. Это не случайно, ведь воспитание подрастающего поколения трудолюбивым всегда было первостепенной задачей всех образовательно-воспитательных учреждений. Огромная роль трудового воспитания в формировании растущего человека отмечалась педагогикой давно (Н.К. Крупская, Е.А. Аркин, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). К.Д. Ушинский писал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» [3, с.26].

Труд дошкольников условен, поэтому главной целью трудового воспитания является формирование нравственных ориентиров дошкольников, осознания полезности труда, желания трудиться. Именно так дают определение понятию «трудолюбие» авторы словарей русского языка.

Многие педагоги прошлого и современности указывают, что интерес к труду и желание трудиться дети проявляют уже в младшем дошкольном возрасте. Они тянутся к делам старших, копируют их действия. В этом истоки трудолюбия.

Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Вспомним пословицы о труде и отношении людей к труду («Праздность - мать всех пороков», «Ничего не делая, люди учатся делать дурное»). Много высказываний о труде можно найти в философских трудах, в произведениях классиков литературы («Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай». - А.Чехов). [7, с.6].

Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей.

Первое отличие состоит в том, что ребенок не создаст в своем труде общественно значимых материальных ценностей. Дело не в том, что у труда ребенка нет результата, что то, что он делает, никому не нужно. Труд дошкольников имеет общественное значение. [5, с.174]

В давние времена, когда детство было короче и ребенок раньше включался в деятельность взрослых, его труд также был общественно значим. Однако современный ребенок, особенно ребенок дошкольного возраста, не может включаться в производство и, следовательно, не может создавать материальные ценности. Труд детей носит воспитывающий характер - так на него смотрят взрослые. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми - так воспринимает эту деятельность сам ребенок.

Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру - играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т. д. В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладеют трудовыми действиями или инструментами, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом. [7, с.16].

В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения.

Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.

Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого. [7, с.11].

Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде. Это происходит потому, что они еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат. Действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторять их многократно, не преследуя определенной задачи. Ребенку доставляет удовольствие само действие, а не его результат. Развитие целесообразных действий тесно связано с развитием предметно-ориентировочной деятельности и подражания, поскольку при этом условии происходят осознание назначения предмета и усвоение способа его применения. Овладевая по подражанию способами действий, ребенок начинает достигать результата в элементарной деятельности (повесил полотенце на крючок, застегнул пуговицу и т.п.). [5, с.175]

Для развития способности ставить цель в труде важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь в начальной стадии. На данном этапе роль принадлежит взрослому. Он ставит перед детьми цель и помогает ее реализовывать.

Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата, например при изготовлении игрушек, в уборке, в самообслуживании и др. Ребенок этого возраста может осознавать и отдаленные цели (выращивание урожая). Отдаленные цели ставит взрослый. Возможно, а иногда и необходимо поэтапное осознание детьми отдаленной цели.

Итак, особенностью данного компонента трудовой деятельности дошкольников является обязательное участие в его реализации взрослого. Самостоятельность детей и осознание ими цели относительны.

При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: получить от взрослых положительную оценку своих действий; самоутвердиться; вступить в общение со взрослыми; принести пользу другим (общественный мотив). Нужно сказать, что все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в 5-7 лет ребенок способен их формулировать. [5, с.176]

Своеобразно осуществляется у детей и процесс планирования трудовой деятельности. Планирование - важный компонент труда. Он включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом.

Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятельность. Но и в старшем дошкольном возрасте планирование специфично. Дети планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда, и намечают лишь основные этапы, но не способы исполнения. Не предусматриваются контроль и оценка работы. Словесное планирование отстает от практического - ребенок не может составить план работы, но действует последовательно. [7, с.13].

Детей следует учить планированию деятельности. Благодаря обучению формируется способность действовать экономно и рационально, умение предвидеть результат. Роль взрослого на разных этапах различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает их к совместному планированию и, наконец, учит планировать самостоятельно. [5, с.177]

Рассмотрим теперь сам процесс деятельности. И этот компонент имеет свою специфику. Детей младшего возраста увлекает именно процесс деятельности. Но и старших дошкольников увлекает процесс. В деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитываются настойчивость, потребность все делать красиво, аккуратно, правильно. Для ребенка любого дошкольного возраста участие взрослого в процессе труда вносит особый элемент привлекательности. [1, с.7]

Своеобразно отношение детей к результату труда. Для младших дошкольников зачастую важен не материальный результат, а моральный, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Ребенка старшего возраста интересует достижение практического, материально представленного результата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна. В 5-7 лет у детей уже могут появляться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

Итак, трудовая деятельность со всеми ее компонентами свойственна детям дошкольного возраста, хотя она и имеет свои особенности.

Задачи трудового воспитания дошкольников; своеобразие (отличительные особенности) детского труда, их характеристика.

Труд должен приносить детям радость; важно, чтобы они все дела выполняли с увлечением. Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп.

Первая группа включает воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересовывать в результатах труда. Эти задачи осуществляются во всех группах детского сада. При этом у детей формируются представления о необходимости труда в жизни, об отношении взрослых к труду, об общественном его характере; нравственные понятия о том, что значит хорошо трудиться, быть заботливым, внимательным к окружающим.

Вторую группу составляют задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, в достаточном быстром темпе.

Естественно, что воспитание у детей тех или иных трудовых навыков еще не решает задачи нравственного развития детей. Однако оно имеет немаловажное значение для формирования личности ребенка, так как процесс овладения любым навыком или умением всегда сопряжен для него с проявлением воли, настойчивости, целеустремленности. Если в младшей группе ставится задача формирования у ребенка какого-либо навыка, то она должна с возрастом обязательно усложняться: должны повышаться требования к качеству деятельности, темпу, самоорганизации, умению проявить деловитость, смекалку; использовать пособия, орудия, предметы труда; поддерживать их чистоту, хранить в должном порядке, на месте и пр.

Третья группа задач направлена на воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде. [7, с.19]

Задача формирования привычки к трудовому усилию впервые ставится «Программой» в средней группе детского сада. Это накладывает особые обязательства на воспитателя средней группы, требует от него глубокого понимания содержания задачи- сформировать у каждого ребенка 4-5 лет умение прилагать усилия в труде (физические, когда требуется что-то принести- лейку с водой, фрукты из сада и т.д. и волевые- заниматься порученным делом, несмотря на то что сверстники играют в интересную игру или зовут его сооружать дом).

В старших группах эта задача усложняется тем, что к детям предъявляются более высокие требования - умение включаться в труд по необходимости, не ожидая напоминания, не избегая неприятной работы, проявляя при ее выполнении необходимую настойчивость.

Четвертую группу составляют задачи воспитания навыков организации своей и общей работы - умение готовить заранее всё необходимое, убирать на место использованные инструменты после окончания труда, предварительно очистить их от грязи, пыли, приводить в порядок место работы.

В старших группах выдвигается задача формирования элементарных навыков планирования своей и общей работы – умение намечать ее последовательность, распределять ее обязанности между участниками, договариваться о совместной уборке после работы и т.д. [7, с.18]

К пятой группе относятся задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда – умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать качество работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Опыт трудового воспитания показывает, что начала трудолюбия формируются у ребенка рано и зависят от тех условий, которые предоставляют детям взрослые при первых проявлениях у детей самостоятельности, активности, инициативного отношения к замыслу игры, выполнению трудового поручения.


Компоненты трудовой деятельности, их характеристика.

Трудовая деятельность — это целостный процесс, состоящий из определенных компонентов. О становлении трудовой деятельности у детей дошкольного возраста можно судить по наличию этих компонентой Трудовая деятельность подчиняется определенной логике, разнимается и определенной последовательности и в соответствии с нею ставятся и решаются конкретные задачи. И если в трудовой деятельности отсутствуют какие-либо компоненты, значит, труд как самостоятельная деятельность пока не сложился.

Компоненты трудовой деятельности:

1. Мотив

2. Цель

3. Средства

4. Результат

Мотив — это причина, побуждающая к трудовой деятельности, или заинтересовывающий момент. Именно мотивы определяют уровень осознанности выполняемой работы то, ради чего и кого она выполняется.

Авторы программы «Радуга» советуют создавать мотивацию, побуждающую их овладеть тем, что вы хотите сформировать у них. Эти мотивации хорошо подойдут и к трудовой деятельности. [4, с.63]

I тип мотивации (решаем проблему игрушек)

Этот тип мотивации называется игровой, он строится по следующей схеме:

1. Вы рассказываете, что у какой-либо игрушки случилась беда, проблема и она нуждается в помощи. А добрые и умелые дети, конечно, помогут игрушке.

2. Вы обращаетесь к детям, согласны ли они помочь. Важно услышать согласие — это и есть готовность к трудовой деятельности.

3. Вы предлагаете детям научить их это делать.

4. Во время работы желательно, чтобы у каждого ребенка был свой подопечный, которому он помогает.

5. Эти игрушки вы используете для оценивания работы ребенка.

6. После работы пусть дети поиграют со своими персонажами, для которых они делали эту работу.

II тип мотивации (мотивация общения)

Построен на желании ребенка чувствовать свою значимость в условиях помощи взрослому.

1. Вы сообщаете детям, чем собираетесь заняться, вам будет сложно одному, потом предлагаете принять участие в этом деле.

2. Даете всем посильное задание, показываете, как его выполнять. В процессе деятельности выражаете детям свою признательность.

3. В конце деятельности говорите о том, что пришли к результату путем совместных усилий.

III тип мотивации (личная заинтересованность)

Создание этой мотивации осуществляется по следующей схеме.

1. Вы показываете детям предмет, расхваливаете его достоинства и интересуетесь, хотят ли дети иметь такой же.

2. Дождавшись утвердительного ответа, убеждаете, что они могут это сделать сами, показываете, как это делать.

3. Сделанная вещь поступает в полное распоряжение ребенка.

Цель — это то, к чему надо стремиться. Труд детей организуется взрослым, а цель придает определенную направленность деятельности ребенка, организует его на результат труда. Чем меньше дети, тем активнее взрослый в постановке целей.

Иногда цель может поставить и ребенок, и если она непосильна, то ребенок не увидит результата своего труда и потеряет интерес к деятельности. Поэтому взрослый должен контролировать цель и выбирать посильные задания для детей.

Умение ставить цель самостоятельно формируется постепенно на основе достижения ребенком целей, которые ставит сначала педагог. Взрослый учит ребенка, где он может проявлять инициативу.

Средства — то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат. К средствам относятся навыки и умения, умение планировать работу и самоконтроль.

Навыки и умения — важнейшее средство для достижения поставленной цели, осуществления самой деятельности. По мере образования навыков уменьшается количество необходимых упражнений, повышается точность выполнения действий. На процесс становления навыков большое влияние оказывает инструкция взрослого. Наблюдения показывают, что процесс овладения навыками является механическим и приобретает эмоциональную окраску, если ребенок настроен к деятельности. А настрой определяет мотив деятельности. [1, с.37]

К средствам относится и умение планировать свою деятельность. «Чем выше умение планировать свою работу, тем осознаннее, целенаправленнее, рациональнее, точнее и результативнее действуют, тем больше возможностей для проявления творчества и инициативы. При отсутствии планирования ребенок становится на путь проб и ошибок, бесцельно затрачивает силы, полученный результат его часто не удовлетворяет.

Планирование — сложный процесс, связанный с анализом, обобщенными представлениями, умением предвидеть предстоящую работу. Детям дошкольного возраста этими умениями овладеть нелегко. Этому учат индивидуально. С приобретением опыта индивидуального планирования качественно меняется планирование коллективного труда.

С умением планировать работу тесно связано умение контролировать себя, т. е, самоконтроль. «Самоконтроль — сознательная оценка и регулирование своих действий и поведения с точки зрения поставленной цели и существующих правил при выполнении трудовых заданий».

Самоконтроль обеспечивает процесс управления собственным поведением и определяет уровень произвольного поведения ребенка в процессе трудовой деятельности. Л развитие произвольного поведения формирует у ребенка такие качества, как инициатива, творчество, саморегуляция.

Результат — показатель завершения работы. Для детей младшего возраста важен не результат, а сама деятельность, осуществляемая со взрослым. Чтобы результат стал значимым, в процессе оценки нужно отмечать не только качество того, что сделано, но и сам процесс работы, меру приложения сил.

Результат – это фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду. [1, с.38]

Старшим дошкольникам небезразлично, каков результат труда. Поэтому взрослому надо быть осторожным в оценках результата труда, так как иногда ребенок старается, а результат у него получается не тот, какой бы он хотел получить.


Роль семьи в формировании трудовых навыков детей дошкольного возраста.

Трудовое воспитание в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Ведь в семье имеются наиболее благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, совершаемого ежедневно взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, направленного на благо всех членов семьи. [9, с.7]

Участие в бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к жизни семьи, ощутить себя членом семейного коллектива. При этом создаются возможности для воспитания у него многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности и др. [2, с.57]

Однако далеко не во всех семьях придают должное значение необходимости своевременного приобщения ребенка к труду. Часто родители, понимая, что ребенок должен трудиться, весьма неопределенно представляют себе, что может делать ребенок данного возраста, как научить его посильным трудовым умениям, как сделать выполнение ребенком трудовых обязанностей систематическим, как с возрастом ребенка должны повышаться требования к нему, изменяться организация его труда, руководство и контроль со стороны взрослых и т.д.

Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье, они должны быть хорошо знакомы с тем, какие задачи трудового воспитания ставятся «Программой воспитания в детском саду», знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста, с требованием детского сада к формированию у ребенка трудовых навыков. Родители малышей, как правило, склонны занижать их возможности. Задача педагога - раскрыть перед родителями важность своевременного приобщения детей к труду, воспитания навыков самостоятельности, роль благоприятных для этого возрастных возможностей ребенка, содержание и методы трудового воспитания младших дошкольников в детском саду и семье. [7, с.74]

При посещении семьи воспитатель выясняет, какие условия созданы дома для формирования у ребенка первых трудовых навыков, отмечает для себя особенности жилищных условий семьи, что позволит в дальнейшем давать родителям конкретные советы по трудовому воспитанию детей с учетом этих условий.

В работе с родителями ребят средней группы надо показать возросшие возможности детей этого возраста, позволяющие повысить требования к навыкам самообслуживания, к выполнению ими трудовых поручений.

Дети в этом возрасте могут выполнять отдельные несложные поручения. Ребенок среднего дошкольного возраста может чаще принимать посильное участие в труде взрослых по уборке комнаты, приготовлению пищи.

Систематическое участие ребенка в труде взрослых играет огромную роль в его развитии. Он учится у родителей правильным трудовым приемам, в совместном труде возникает обмен мнениями, проявляются чувства ребенка, что важно для формирования у него положительного отношения к труду.

Способствует сближению родителей и детей такая их совместная работа, как изготовление игрушек – самоделок. Эта привлекательная для ребенка деятельность будит его воображение, мастерство взрослого, проявляемое им в процессе изготовления игрушки, вызывает у ребенка чувство восхищения и уважения.

Систематическое выполнение ребенком пятого года жизни поручений является подготовкой к выполнению им постоянных обязанностей в старшем дошкольном возрасте. Здесь обязанностью становится не только труд по самообслуживанию, но и помощь старшим в домашних делах, в уходе за младшими братьями и сестрами.

Только систематическое выполнение старшим дошкольником трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у него организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе. [3, с.71]

Для пропаганды среди родителей содержания и методов трудового воспитания дошкольников могут быть использованы разнообразные формы работы с семьёй: собрания, консультации, беседы, лекции, дни открытых дверей и др.

Одна из форм совместной работы детского сада и семьи по трудовому воспитанию детей – привлечение родителей к конкретной помощи детскому саду: по благоустройству помещения и участка, по изготовлению учебного, игрового и другого оборудования. Однако этот труд родителей обычно проходит в отсутствие детей и не используется в воспитательных целях, дети лишь пользуются его плодами. Важно организовывать труд родителей таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем.

Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться лучших результатов в формировании трудов направленности у ребенка.


Заключение:

Труд при правильной его организации положительно влияет на развивающую личность ребенка, способствует формированию многих качеств его личности, таких например, как самостоятельность, ответственность, трудолюбие, взаимопомощь, сопереживание, закрепляет умение и желание делать красоту собственными руками и оценивать ее в поделках других людей, закладывает основы творчества, формирует первоначальные представления о законах экономики и роли в них труда, воспитывает ценностные ориентиры личности, волю и, наконец, способствует физическому развитию, укреплению здоровья.

Конечно, базовым является воспитание желания и умения трудиться, исключение лени, как таковой. Лень, т.е. нежелание трудиться, прилагать усилия к тому, чтобы дело было выполнено добросовестно и качественно, появляются у ребенка под влиянием ошибок, допускаемых взрослыми в процессе трудового воспитания. Наиболее частая ошибка взрослых- стремление сделать за ребенка то, что он умеет делать сделать сам.

Трудовое в воспитание играет важную роль в решении задач нравственного развития личности. Ответственность, добросовестность, стремление к качественному исполнению трудовых заданий формируют человека надежного, которому можно доверить серьезное дело и быть уверенным в его выполнении. Конечно, такие характеристики относятся к взрослому человеку, но начинается формирование таких качеств личности с дошкольного возраста.

В процессе труда дети учатся взаимодействовать, договариваться друг с другом. Взаимопомощь – важная нравственная характеристика взаимоотношений между детьми, в наибольшей мере потребность в ней возникает в труде.

Современные дети отличаются тем, что они не всегда видят того, кому нужна помощь и оказывают ее только в том случае, если их об этом просят. Реже помогают по собственной инициативе. Стоит обратить внимание на эту сторону во взаимоотношениях детей, побуждать их предлагать сверстнику или взрослому свою помощь и по собственной инициативе помогать другому человеку. Конечно, ребенка нужно научить делать это тактично, не навязывая свои услуги, но видеть, что другому человеку нужна помощь-необходима. Для этого следует чаще беседовать с ребенком, рассказывать ему, каким образом можно предложить помощь, как помочь, если даже не просили об этом.

Очень важно, чтобы каждый воспитатель и каждый родитель детей дошкольного возраста был уверен в том, что без труда нельзя воспитывать полноценную личность и поэтому нужно не ставить под сомнение необходимость трудового воспитания, а продолжать искать наиболее адекватные возрасту средства, методы, формы включения ребенка в труд.








Список литературы:

  1. Буре Р.С. организация труда детей и методика руководства// Дошкольное воспитание.-2013

  2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная образовательная программа «От рождение до школы».

  3. Витковский А. Воспитание у дошкольника трудолюбия// Первое сентября.-2010.

  4. Гризик Т.И., ДороноваТ.Н., Соловьева Е. Программа «Радуга».

  5. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов пед. Инстетутов/ Сост. Н.Б.Мчелидзе и др. Под ред. С.Ф.Егорова.-перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1987.

  6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М., 2014.

  7. Козлова С.А. Труд, трудовая деятельность, трудовое воспитание//Дошкольник.-2012.

  8. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет.-М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.

  9. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника.-М., 2008.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Трудовое воспитание дошкольников

Автор: Луговая Ирина Андреевна

Дата: 30.04.2020

Номер свидетельства: 548471

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Трудовое воспитание дошкольника в соответствии ФГОС дошкольного образования"
    ["seo_title"] => string(82) "trudovoie-vospitaniie-doshkol-nika-v-sootvietstvii-fgos-doshkol-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "300625"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456764656"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Роль родителей в трудовом воспитании дошкольников"
    ["seo_title"] => string(48) "rol_roditelei_v_trudovom_vospitanii_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "537956"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1580438820"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "«Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС»."
    ["seo_title"] => string(54) "trudovoe_vospitanie_doshkolnikov_v_sootvetstvii_s_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "645343"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1707398897"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) ""Трудовое воспитание дошкольников в ДОУ в свете ФГОС""
    ["seo_title"] => string(56) "trudovoie-vospitaniie-doshkol-nikov-v-dou-v-svietie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "284321"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453969942"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Трудовое воспитание дошкольников "
    ["seo_title"] => string(35) "trudovoie-vospitaniie-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "145406"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418911789"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства