Просмотр содержимого документа
«Роль родителей в трудовом воспитании дошкольников»
Тема: Роль родителей в трудовом воспитании дошкольников
Актуальность моей темы обусловлена тем, что трудовое воспитание дошкольников на рубеже является одной из наиглавнейших сторон воспитания, как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время современные родители более интереса умственному и интеллектуальному развитию ребят, подготовке их к школе и не думают о том, что в основе всех этих учебных умений лежат трудовые умения и способности, которые не только воспитывает усидчивость, старательность, увлеченность, но и могут помочь ребенку проще приспосабливаться в социальном окружении. Поэтому актуальность проблемы приобщения ребенка к трудовой деятельности рассматривается не как самоцель, а прежде всего, как средство развития становления развития собственных свойств и формирование общих умений детей дошкольного возраста.
Главная задача трудового воспитания это формирование правильного отношения ребенка к труду с учетом индивидуальностей детей. Почвы труда воспитания закладываются в семье. Семья – единый трудовой коллектив. Воспитывать любовь к труду нужно начинать довольно рано. Повторение, характерное ребенку, считается одним из наиглавнейших мотивов, побуждающих детей к трудовой деятельности.
Чтобы семья стала прочной, выполняла свои обязанности, необходимо серьезное и всестороннее содействие, помощь и поддержка. При совместной работе дошкольного образовательного учреждения с семьями нужно соблюдать главные принципы: открытость детского сада для семьи; сотрудничество воспитателей и родителей в воспитании детей; создание предметно развивающей среды, также единые подходы к развитию ребёнка в семье и детском саду.
На основании выше изложенного, я поставила перед собой цель и обозначила задачи: активизировать родителей к совместной деятельности по вопросам трудового воспитания, установить взаимосвязь между семьёй каждого ребёнка, создать атмосферу взаимопонимания, взаимоподдержки. Перед собой поставила следующие задачи: 1. Расширить познания родителей в вопросах трудового воспитания детей. 2. Создать условия для равного сотрудничества с родителями. 3. Вовлечение семьи в образовательный процесс. 4. Объединить как детей, так и родителей на общую плодотворную работу.
Для выявления умений и знаний родителей, о том, как помочь ребенку преодолеть трудности в выполнении трудовых обязанностей, я провела родительское собрание на тему: «Семейные традиции и их роль в формировании трудовых навыков». Родители узнали, что нужно правильно оценивать результаты труда детей. Нет необходимости наказывать ребенка за неумение что-то делать, а стараться его научить. В основе воспитания трудовых навыков лежит сознательное отношение детей к их выполнению: с какой целью, каким путем, в какой последовательности выполнять ту или иную трудовую деятельность. Чтобы научить ребенка трудится, нужно сделать его труд творческим, приносящим ребенку радость и удовлетворение.
Правила анкетирования родителей на тему: «Трудовые обязанности дошкольников в семье». По результатам анкеты родителей, сделала вывод, что в процессе совместной работы главное не только разделение труда по его содержанию, но и степень активности взрослых и детей, и их роль в труде. Приглашаю родителей на педагогические всеобучи, круглые столы, деловые игры, тренинги, конкурсы и досуги. Чтобы родителям легче было организовать трудовую деятельность в семье, я провела консультацию для родителей: «Домашние обязанности без напоминания и с удовольствием» Так как я считаю, в совместной трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми способностями, перенимает приемлемые приемы труда. Родителям стало известно, как правильно сделать так, чтобы ребенок точно знал, что ему нужно (прилагается памятка).
В уголках для родителей систематически помещаю информацию по проблеме трудового воспитания. Для приобщения родителей к педагогической литературе по трудовому воспитанию создала папку – передвижку, подбираю в папку статьи на определенную тему, после этого беседую, что заинтересовало их для воспитания ребенка. Силами родителей в группе создали необходимые условия для труда детей: дооборудовали трудовые уголки, оформили «Огород на подоконнике», отремонтировали детский инвентарь для работы на участке. Все оборудования разместили с учетом санитарно-гигиенических требований, в доступном для ребят пространстве.
Чтобы вовлечь родителей в единый образовательный процесс провожу дни открытых дверей. Приглашаю родителей на НОД, мастер-классы, где родители рассказывают о своих профессиях, используя сюрпризный момент, что дает положительный результат для запоминания (мама – врач, папа – пожарник). В настоящее время нельзя не использовать современные образовательные технологии. Это сайт детского сада, где родители получают интересующую информацию, высказать свои пожелания, написать отзыв о работе ДОУ. Сайт направлен на выявление интересов и запросов родителей.
В своей практике использую совместный труд детей и родителей: время от времени проводим субботники по благоустройству участков детского сада: в осенний период сбор листьев, в зимний период постройки снежных городков, кормушек для птиц, весенний период изготовление и ремонт скворечников, летний период озеленение участка детского сада.
Родители приняли активное участие в создании предметно – развивающей среды: театрального и природного уголка. Совместный труд на общую пользу, который видят дети, о значимости которого слышат от взрослых, содействует их нравственно-трудовому воспитанию. У них появляется радостное настроение, когда родители помогают детскому саду. Так осенью мы устраиваем выставку поделок «Дары осени», на Новый год конкурс «Новогодняя елочная игрушка», в подготовке к которой принимают участие дети и родители. В конце учебного года, я провела опрос детей в группе на тему «Как я помогаю родителям». Из опроса я узнала, что дети с удовольствием помогают родителям по возможности дома.
Постоянная работа с родителями по трудовому воспитанию дала свои положительные результаты. Родители стали прислушиваться к советам воспитателей, видеть в педагогическом коллективе своих помощников и советчиков. На собраниях, в беседах с воспитателями многие родители с большой теплотой рассказывают, как формируется самостоятельность у детей, умение обслуживать себя, желание помочь взрослым. Очень приятно, что у многих детей появляется устойчивое желание и умение отлично выполнять свои, пусть небольшие, но постоянные трудовые обязанности не только в детском саду, но и дома.