Трудовое воспитание дошкольника в соответствии ФГОС дошкольного образования
Трудовое воспитание дошкольника в соответствии ФГОС дошкольного образования
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования "Трудовое воспитание дошкольников в соответствии ФГОС дошкольного образования".
Одной из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие является трудовое воспитание дошкольника. Представители отечественной педагогики середины ХХ века (Т.А. Маркова, Л.А. Порембская, Г.Н. Година, В.И. Логинова, А.Д. Шатова, Р.С. Буре, Н.М. Крылова и др.) видели в трудовом воспитании огромные возможности для социализации дошкольника. Была разработана система трудового воспитания, основанная на интеграции различных видов труда в другие виды детской деятельности, особенно в игру.
В конце ХХ века данное направление исключили из всех комплексных и парциальных программ, и лишь в начале ХХI века трудовое воспитание заняло достойное место в ряду актуальных проблем дошкольного детства.
В Федеральном государственном образовательном стандарте воспитание предполагается осуществлять через формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, через воспитание трудолюбия.
В данной статье кратко описаны возможные пути реализации этих задач в условиях современного дошкольного учреждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Трудовое воспитание дошкольника в соответствии ФГОС дошкольного образования»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок»
«Трудовое воспитание дошкольника в соответствии ФГОС дошкольного образования»
(Семинар-практикум)
Старший воспитатель
Высшей категории
Бауэр Инесса Евгеньевна
Цель: оказание педагогической помощи молодым педагогам по вопросам трудового воспитания дошкольников.
Задачи: знакомство с основными видами трудовой деятельности дошкольников: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд; повысить педагогическую компетентность в работе с семьёй по трудовому воспитанию.
Предварительная работа:
Оформление методической выставки «Трудовое воспитание дошкольников».
Анкетирование педагогов.
Экскурсия по возрастным группам детского сада «Уголки природы»
Одной из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие является трудовое воспитание дошкольника. Представители отечественной педагогики середины ХХ века (Т.А. Маркова, Л.А. Порембская, Г.Н. Година, В.И. Логинова, А.Д. Шатова, Р.С. Буре, Н.М. Крылова и др.) видели в трудовом воспитании огромные возможности для социализации дошкольника. Была разработана система трудового воспитания, основанная на интеграции различных видов труда в другие виды детской деятельности, особенно в игру.
В конце ХХ века данное направление исключили из всех комплексных и парциальных программ, и лишь в начале ХХI века трудовое воспитание заняло достойное место в ряду актуальных проблем дошкольного детства.
В Федеральном государственном образовательном стандарте воспитание предполагается осуществлять через формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, через воспитание трудолюбия.
В данной статье кратко описаны возможные пути реализации этих задач в условиях современного дошкольного учреждения.
По мнению многих ученных (С.А. Козловой, Л.В. Куцаковой, И.В. Житко, З.М. Аслановой, В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре и др.), трудолюбие включает несколько компонентов:
- познавательный – знания о профессиях, о труде взрослых;
- эмоционально-мотивационный – интерес к труду, желание трудиться;
- поведенческий – закрепление привычки к труду, осознание важности трудовой деятельности для человека, общества;
- личностный – формирование качеств, необходимых для успешного выполнения трудовых действий (ответственность, самоконтроль, самостоятельность, способность к преодолению трудностей и т.д.).
При оценке уровня сформированности трудолюбия у дошкольников используются следующие показатели.
Понимание необходимости труда для человека.
Знание профессий взрослых, в частности профессий своих родителей.
Интерес к труду, желание выполнять поручения.
Владение навыками планирования работы, умение действовать в соответствии с планом.
Способность анализировать и адекватно оценивать свой труд и труд сверстников.
Уважительное отношение к результатам труда (взрослых, сверстников, своего).
Залогом успешной организации трудового воспитания дошкольников является понимание специфики их труда – тесной связи с игрой. Для дошкольников труд привлекателен своими внешними проявлениями: материалами, орудиями труда, близкими к игре действиями, результатом. Игровое отношение детей к инструментам и материалу предшествует формированию трудовых навыков, а выполнение трудовой задачи часто переходит в игру. Понимание данной особенности раскрывает перед педагогом колоссальные возможности воспитания у детей интереса к различным видам труда. Организуя сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Ферма», «Детский сад», не просто обращает внимание детей на особенности профессий, а постепенно подводит к пониманию взаимосвязи профессий между собой.
Рассмотрим наиболее распространенные виды трудовой деятельности дошкольника: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание – один из первых видов труда, осваиваемых детьми. Основные задачи работы в данном направлении:
- приучать к опрятности, самостоятельности;
- способствовать формированию умений и навыков самообслуживания;
- развивать стремление оказывать посильную помощь сверстникам.
Самообслуживание направлено на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка: одевание, раздевание, умывание. Ежедневное выполнение данных операций приучает к систематическому труду, подводит к осознанию своих трудовых обязанностей. Важной особенностью самообслуживания является наглядность результата: вымыл руки – можно садиться обедать, оделся – можно идти гулять и т.д.
Основным методом формирования навыков самообслуживания является показ и объяснение педагога. В младшем дошкольном возрасте показ тех или иных действий должен быть всегда одинаковым, чтобы навык постепенно автоматизировался. Например, последовательность действий при мытье рук: намылить руки, положить мыло, намылить каждый палец от мизинца к большому, смыть мыло, стряхнуть воду, вытереть руки полотенцем. Хорошо сопровождать данный процесс потешкой или четверостишием, чтобы зрительный образ сочетался со звуковым. Это позволит в дальнейшем (по мере взросления детей) отказаться от показа и использовать только словесные указания.
В старших группах на помощь педагогу могут прийти наглядные методы, например при обучении одеванию на прогулку – схема «Одевайся по порядку», при раздевании – «Каждой вещи - свое место».
Важным стимулом для ребенка является оценка выполнения трудового действия. Она может быть словесной ( «Таня хорошо вымыла руки», «Антон правильно держит вилку») или с использованием игрового приема – привлечения к оценке знакомого детям персонажа.
Следует приучать детей оказывать помощь сверстникам, у которых что-то не получается. В таких ситуациях не только совершенствуются навыки самообслуживания, но и формируются нравственные качества.
Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка. Основные задачи этого вида труда:
- приучать к аккуратности;
- учить беречь результаты труда других людей: не ломать игрушки, не рвать книги, соблюдать чистоту;
- вызвать желание трудиться, быть полезным окружающим;
- формировать качества личности, необходимые для осуществления коллективного труда: умение планировать работу, договариваться с другими детьми, распределять обязанности, согласовывать действия, помогать друг другу в случае необходимости;
- формировать первоначальные представления о хозяйственно-бытовой деятельности человека.
Дошкольники уже в младшей группе способны оказать посильную помощь взрослым в подготовке к занятиям, в уборке игрушек и т.д. Наблюдая за действиями помощника воспитателя, дети усваивают элементарные трудовые операции, запоминают их названия и способы выполнения.
При обучении трудовым действиям младших дошкольников оптимальным является индивидуальная форма работы – трудовое поручение (педагог может детально показать действия и проконтролировать их выполнение). В этом возрасте дети начинают осознавать значимость хозяйственно-бытового труда.
В средней группе вводится организованная форма хозяйственно-бытового труда – дежурство. За детьми закрепляется постоянная обязанность, например они по очереди накрывают столы для обеда или полдника. Кроме показа и словесных указаний, воспитателю необходимы дополнительные организующие моменты, например экран дежурства, где указано, кто и когда дежурит. На этом же экране с помощью цветных кружков (красный – отлично, зеленый – хорошо, синий – есть ошибки) можно оценивать действия детей во время дежурства. В качестве наглядной помощи целесообразно использовать схему «Сервируем стол».
Результат хозяйственно-бытового труда не всегда нагляден, что может снизить интерес ребенка к этому виду деятельности. На помощь приходят игровые методы. Например, мытьё кубиков можно организовать в форме сюжетно-ролевой игры «Кораблестроители». Воспитатель предлагает детям построить корабль, но выясняется, что строительные материалы долгое время пылились на складе и их необходимо помыть.
По мнению воспитателей, большой проблемой является уборка игрушек – дети делают это неохотно. На помощь тоже придёт игровой прием – «Письмо от игрушек», в котором они пишут, что им очень неприятно жить в беспорядке и они уходят в другую группу, где дети хорошо обращаются с игрушками.
В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется коллективному труду, когда дети объединяют усилия для общего дела, например ремонта порванных книг, мытья кукол, стирки их одежды и т.д. Следует создать условия для равноправного участия каждого ребенка в совместном труде, предлагать детям высказывать свои пожелания по выполнению поставленной задачи. Важно также воспитывать культуру труда: учить применять рациональные приемы, грамотно использовать оборудование.
Труд в природе способствует расширению кругозора, развитию опытно-экспериментальной деятельности, познавательной активности, наблюдательности.
Основные задачи этого вида труда:
- воспитание основ экологической культуры (приобщение к природоохранной деятельности), бережного отношения к окружающей среде;
- формирование представлений о закономерностях развития природы;
- освоение правил поведения в природной среде.
Основным содержанием труда в природе является уход за растениями в группе и на участке детского сада. Детей привлекают к посильной уборке участка и газонов, к озеленению клумб, к работе в саду и на огороде. Педагог организует выращивание в группе рассады цветов, зеленого лука и т.д.
В процессе работы дети усваивают, что окружающая природа зависит от климатических условий и деятельности человека.
Ручной (художественный) труд – один из важнейших разделов трудового воспитания. Он тесно связан с конструированием и другими видами продуктивной деятельности. В процессе ручного труда развиваются технические навыки работы с различными материалами, усваиваются элементарные представления о свойствах этих материалов. Дети учатся ставить цель, выбирать пути её осуществления, преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца.
Основные задачи этого вида труда:
- развитие познавательной активности, творческого мышления, воображения, сенсорных способностей;
- овладение техническими приёмами преобразования различных материалов;
- приучение к аккуратности, самостоятельности.
Содержание ручного труда: работа с картоном, тканью и нитками, природным и бросовым материалом.
Работу с природным материалом можно начать с его анализа как основы для создания образа. При этом педагог знакомит детей с приемами изменения пространственного положения основы, с её дополнением или устранением лишнего.
В процессе организации ручного труда важно использовать разные технические приемы преобразования материала, тщательно отрабатывать каждый новый приём. Затем дать детям творческое задание с использованием освоенного приёма, предложить изготовить поделку по замыслу (индивидуально или в коллективе).
Таким образом, любой вид трудовой деятельности способствует развитию воображения, творчества, познавательной активности дошкольников. Дети учатся ценить общественную значимость труда, беречь его результаты.
Первые представления о труде взрослых, о домашней хозяйственной деятельности ребенок получает в семье, наблюдая за работой мамы, папы, дедушки или бабушки. Начиная ходить в детский сад, ребенок наблюдает за работой воспитателя, помощника воспитателя, повара и др. Пользуясь результатами труда этих людей, он испытывает к ним чувство благодарности и признательности.
Постепенно круг профессий, с которыми знакомятся дети, расширяется.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок учится понимать мир профессий как систему взаимосвязей между всеми видами труда, воспринимать любой предмет как результат труда многих людей, представителей различных профессий.
В ходе развития отечественной педагогической науки было предложено немало эффективных форм и методов трудового воспитания. Современный ученый, автор программы и технологии «Детский сад – дом радости» Н.М. Крылова выделила три средства трудового воспитания, которые связаны между собой иерархически.
Первое средство – знания. Любой вид детской деятельности связан с познанием, труд не является исключением. Ребенок получает знания о профессиях, людях труда, инструментах и орудиях труда, результатах деятельности человека в различных сферах, о взаимосвязи разных профессий и т.д.
Второе средство – умение самостоятельно и творчески осуществлять освоенные виды трудовой деятельности.
Третье средство – игровая форма любого вида труда. Принимая роль в игре, ребенок познает свои возможности, преодолевает сложности, трудится для удовлетворения своих потребностей или заботится о других.
Овладение каждым видом труда происходит в форме осознания дошкольником трудовой деятельности как взаимосвязи определённых компонентов, которую Н.М. Крылова называет «Лесенка успеха». Таких компонентов пять: замысел, материал, инструменты, действия, результат. К слову, данная модель является универсальной и работает во всех других видах деятельности.
Таким образом, наблюдает ли воспитатель с детьми за трудом повара, организует ли труд самих детей в группе, анализ, планирование и выстраивание трудовой деятельности осуществляется с помощью «Лесенки успеха». Для удобства и наглядности автор предлагает использовать в качестве модели руку ребенка, где каждый палец означает тот или иной компонент.
Пример. Наблюдение на кухне детского сада, где повар готовит мясные котлеты. Раскладываем его действия на пять компонентов.
Мизинец – замысел. Что задумал сделать повар? Котлеты для детей на обед.
Безымянный палец – материал. Из чего повар делает котлеты? Из мяса, лука и хлеба.
Средний палец – инструменты. С помощью чего повар будет делать котлеты? Ему понадобятся мясорубка, нож, миска для фарша, противень и, конечно, умелые руки.
Указательный палец – действия. Как повар делает котлеты? Он пропускает мясо через мясорубку, добавляет другие ингредиенты, лепит котлеты и запекает их в духовке.
Большой палец – результат. Что получилось у повара? Румяные, ароматные котлеты, которые дети будут есть за обедом.
После обеда воспитатель ещё раз вспоминает с детьми, что они видели на кухне. Как повар позаботился обо всех ребятах детского сада – приготовил вкусные котлеты? Как он это сделал? Ребенок, загибает пальцы, ещё раз проговаривает все действия взрослого от задумки до результата – все пять компонентов его труда.
Так, на основе ознакомления с трудом взрослого ребенку открывается истинный смысл понятий «забота», «заботиться». Дошкольник осознаёт: всё, что его окружает, создано трудом людей разных профессий, всё вокруг – результат человеческого труда.
Значительно расширяет арсенал педагогических приемов трудового воспитания использование наглядных методов – иллюстраций, фотографий, мультимедиа презентаций о профессиях, людях труда, орудиях труда, а также чтение художественной литературы. Эмоциональность, яркие образы произведений о труде человека пробуждают интерес детей, вызывают желание подражать литературным героям.
Создание условий для трудовой деятельности. В уголке трудовой деятельности группы должны быть все атрибуты для мытья игрушек, стирки кукольной одежды, ухода за комнатными растениями. В уголке самостоятельной художественной деятельности следует разместить материалы для различных видов ручного труда: наборы разных видов бумаги, картона, ткани, нитки и веревки, этикетки, коробки, а также инструменты для работы с этими материалами. Такой уголок должен быть доступным для детей – ведь одной из задач развития творчества в продуктивных видах деятельности является создание условий для самостоятельного изготовления поделок и их последующего применения в игре, театрализованной деятельности.
Взаимодействие с семьёй в процессе трудового воспитания. Как бы мастерски ни подходил педагог к процессу организации трудового воспитания, его работа не будет эффективной без участия семьи. Наряду с традиционными формами работы (ширмы, папки-передвижки, консультации и беседы с родителями) необходимо применять и интерактивные.
Одной из таких форм являются субботники, когда дети с родителями трудятся на участке детского сада, пропалывают огород или окапывают деревья. Или организовать акцию «Фруктовый сад»: каждая группа сажает свою аллею.
Эффективной является и такая форма работы, как семейные проекты, когда ребёнок и родители вместе подбирают материал и придумывают, как его преподнести (в виде презентации, альбома, видеоролика).
Пример. Проект «Моя мама» - профессионал». Дети получают домашнее задание: спросить у мамы о её профессии, принести фотографии мамы на рабочем месте. На первом этапе из фотографий и рассказов детей оформляют выставку. Второй этап – углублённое изучение некоторых профессий (исходя из желаний родителей). Например, несколько мам по очереди приходят в группу, рассказывают о своей профессии, при возможности знакомят с орудиями или продуктами своего труда, иногда (если технически возможно) показывают некоторые трудовые действия. Третий этап – сюжетно-ролевая игра, в которой дети обыгрывают профессии, о которых узнали. Вариант третьего этапа – отражение детских впечатлений в продуктивной деятельности.
По такой же схеме могут быть выполнены проекты «Мой папа – профессионал», «Мой дедушка – мастер» и др.
«Уважаемые педагоги, с целью проверки знаний, предлагаем вам заполнить данную таблицу, кратко описав задачи формы организации труда детей»
Возрастная группа ________________________________________________