kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг направлен на создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов ДОУ. Ориентирован на решение следующих задач: актуализировать процесс самоанализа педагогов; познакомить с приемами саморегуляции; научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния; снятие психоэмоционального напряжения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания»

Тренинг для педагогов по теме:

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Цель: Создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов.

Задачи семинара:

  • актуализировать процесс самоанализа сотрудников;

  • познакомить с приемами саморегуляции;

  • научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния;

  • снять эмоциональное напряжение.

Организационный момент

Упражнение «Апчхи»

Участники разбиваются на три группы.

Для каждой группы дается здание:

- 1-я группа должны громко прокричать «Ачи».

-2-я группа громко кричит «Ячи».

-3-я группа громко кричит «Ящики».

Одновременно все три группы громко кричат каждая свою фразу. Получается очень красивый и смачный ЧИХ! - БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

- Сегодня у нас особенная встреча: мы посвятим её своему здоровью. Я надеюсь, вы получите полезную информацию о сохранении здоровья, сможете оценить своё состояние на предмет стрессоустойчивости, познакомитесь со способами сохранения здоровья в условиях образовательного процесса.

Разминка «Улыбнитесь»

- Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.

Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что ж, кто не смог сделать утром, улыбнёмся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.

Улыбнитесь! Мир вокруг – зеркало нашего к нему отношения. Зафиксируйте улыбку на лице на 10 -15 секунд. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело от улыбки!

Основная часть

- Предлагаю пройти тест, который позволит определить, насколько тот или иной сотрудник подвержен стрессам. Известно, что работа педагога связана с эмоциональным напряжением.

Тест «Стирка белья»

Инструкция: «Вы перенеслись назад во времена, когда все стиралось руками и вывешивалось сушиться на веревке. Грязная одежда стала скапливаться в больших количествах, и вам необходимо заняться стиркой именно сегодня. Однако, посмотрев на небо, вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в вашей голове?»

  1. О нет, это, должно быть, шутка! Это значит, я должна ждать до завтра? Что же мне надеть?

  2. Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится.

  3. Ну, хорошо, в конце концов мне не придется сегодня стирать.

  4. Я займусь стиркой независимо от того, будет дождь или нет.


Если сотрудник выбрал в качестве ответа первое утверждение, то уровень стресса в настоящее время — 80. Этот человек дотошен, обращает внимание на мелочи, анализирует их, и любое негативное событие может вызвать его раздражение. Чем можно помочь такому человеку? Сделать его напарником человека оптимистичного, уверенного, организованного.
Если сотрудник выбрал в качестве ответа второе высказывание, то уровень стресса в настоящее время — 50. Этот человек не поддается стрессу, и ему удается сохранять позитивное видение проблемы, даже когда происходят незапланированные события. Такие люди относятся к стрессу как к побуждающему фактору и способны помочь справиться с ним коллегам.
Если сотрудник выбрал третий вариант ответа, то уровень стресса — 0. Этот человек не позволяет мелким проблемам и неурядицам влиять на свою жизнь и в любом негативном событии видит позитивную сторону. Такой человек способен предложить коллеге помощь и поддержку, дать ценный совет. Этот сотрудник может успешно проводить тренинги, передавая другим коллегам оптимистический настрой.
Если сотрудник остановил свой выбор на четвертом утверждении, то уровень стресса в настоящее время — 100. Возможно, в его жизни произошли драматические события, может, он переживает оказываемое на него давление из-за стремления сделать «больше и лучше». Чем можно помочь этому человеку? Предоставить отпуск, возможность расслабиться. Видимо, он решит, что работа воспитателя для него слишком тяжела эмоционально.

Способы восстановления эмоционального равновесия

- Назвать 3 своих любимых способа восстановления эмоционального равновесия …

Выйти из «эмоционального кризиса», улучшить настроение помогут и такие способы саморегуляции, как:

* прослушивание легкой ритмичной музыки;

* чтение интересной книги (библиотерапия);

* юмористическое восприятие того, что произошло или должно произойти.



Ведущий предлагает способы эффективного управления стрессом (см. Памятку)

Упражнения на эмоциональную саморегуляцию и повышение работоспособности в течение рабочего дня при усталости, напряжении:

  • Дыхательные упражнения

- Сделать вдох на 4 счета, на 4 счета задержать дыхание, затем сделать выдох на 4 счета, снова задержать дыхание на 4 счета. Просто попробуйте подышать подобным образом хотя бы 3-4 цикла. Тело само по себе распрямляется, а настроение повышается!

  • Техника физического расслабления

Упражнение «Снятие напряжения в двенадцати точках» (вариант сценария сеанса релаксации по технике «напряжение-расслабление»)

Это упражнение выделяется своей эффективностью, так как приводит к снятию напряжения во всех основных точках тела. Несколько раз в день повторяйте весь комплекс в предлагаемой последовательности (каждое упражнение повторить три раза):

Глаза: осуществить плавное вращение в одном, а затем в другом направлении.

Взгляд: зафиксировать внимание на отдаленном предмете, а затем медленно переводить взгляд на близлежащий предмет.

Брови: нахмуриться, напрягая окологлазные мышцы, а потом медленно расслабить мышцы.

Челюсти: широко и с удовольствием зевнуть.

Шея: покачать головой вперед-назад, вправо-влево, затем осуществить вращательные движения (сначала — по ходу движения часовой стрелки, затем — против движения часовой стрелки).

Плечи: поднять их до уровня ушей и затем медленно опустить.

Руки: расслабить запястья и сделать круговые движения (сначала — по ходу движения часовой стрелки, затем — против движения часовой стрелки).

Кулаки: сжать что есть силы и медленно их разжать.

Торс: медленный глубокий вдох, задержка дыхания, медленный выдох. Затем прогиб в позвоночнике (сначала — вперед-назад, затем — влево-вправо).

Ягодицы и икры: напрячь и расслабить.

Ступни: попеременно сделать круговые движения (сначала — по ходу движения часовой стрелки, затем — против движения часовой стрелки).

Пальцы ног: сжать их, а затем вытянуть и изогнуть ступню.

  • УПРАЖНЕНИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

Образы памяти или искусственно создаваемые воображением человека по-разному влияют на его психическое состояние. Чем более приятным является вызываемый образ, тем более положительное эмоциональное состояние он порождает. Психологами выявлен так называемый «эффект Пигмалиона»: человек ведет себя так или иначе, руководствуясь тем, каким он себя представляет. Представляет себя человек спокойным, уверенным, полным сил и энергии, и поведение его приобретает аналогичные черты.

Упражнение «Генератор энергии»

- Вообразите перед собой фантастический генератор энергии и «включите» его. Как можно ярче представьте себе и почувствуйте, как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела, наполняет грудь, мышцы. Вдыхайте ее. Затем последовательно мысленно перемещайте «генератор» за спину, справа и слева от себя, над головой и под ногами. Ощутите волны энергии на спине, на правой и левой стороне тела, на голове, на ногах. В конце упражнения прочувствуйте наличие энергии в каждом участке тела, вашу готовность решать самые сложные задачи. Упражнение рекомендуется выполнять тогда, когда появляются первые признаки усталости.

Настрой – утверждение

  • Я справлюсь!

  • Я молодец!

  • Я владею ситуацией!

  • Я уже чувствую себя лучше!

Упражнение-релаксация "Диван моей мечты"

- Предлагаю участникам пофантазировать на тему, о каком диване и вообще какой атмосфере отдыха вы мечтаете. Сядьте так, чтобы вам было максимально комфортно. Примите удобные вам позы. Можно откинуться на спинку стула и занять положение полулежа.

Когда все устроились, ведущий говорит:

– Закройте глаза. Сейчас время отдыха. Вы отдыхаете. Ваше тело отдыхает. Каждая клеточка организма отдыхает. Ваше дыхание спокойное. Медленное и спокойное. Тело расслаблено. Каждая мышца расслаблена. Вы чувствуете, как у вас тяжелеют руки... ноги... Ваши мысли текут спокойно. А теперь представьте диван, диван своей мечты. Это такой диван, который лучше всего вам бы позволил расслабляться. Из какого материала он сделан? Какой формы? Какого размера? Что находится вокруг дивана? Что вам помогает расслабиться лучше всего. Представьте каждую деталь. А теперь я буду подходить к каждому по очереди и класть ему руку на плечо. Этот человек пусть нам немного расскажет о диване своей мечты. Нам ведь тоже интересно. Итак, первый человек...

В конце участники встают, потягиваются. Ведущий приглашает сделать несколько энергичных движений (например, боксирующие удары).



ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Пожелания»

Участникам раздаются рисунки правой руки. Участники должны написать там свои пожелания, соседу с левой стороны.

Рефлексия тренинга.

Упражнение «Мне сегодня...»

- И в завершении нашего тренинга, я попрошу каждого участника, коротко завершить фразу: «Мне сегодня...».

(Что понравилось или не понравилось на нашем тренинге? и т.д.)

- Большое вам спасибо за участие в тренинге! (высказать своё мнение). На этом наш тренинг закончен.





Приложение

ПАМЯТКА: Способы эффективного управления стрессом

1. В стрессовых ситуациях эмоции выходят на первый план, а способность рационально мыслить уменьшается. Один из эффективных элементов управления стрессом – дать мозгу выполнить какую–нибудь конкретную мыслительную задачу. Например, вспомнить двадцать слов на английском языке, пять имен женщин на букву «А», посчитать, сколько человек в комнате одеты в брюки, сколько лампочек горит на потолке или другие подобные вещи, главное, занять мозг четко поставленной задачей, с которой можно справиться, но она требует определенных мыслительных усилий.

2. Старайтесь быть «позитивным»: Дайте себе установку: «как хорошо я могу справляться», и не думайте как всё ужасно и что всё будет плохо. Хорошо работает формула «Дело сложное, но я постараюсь, и все получится хорошо».

3. Используйте навыки аутотренинга: можно просто посидеть в расслабленном состоянии и послушать приятную музыку. Учитесь расслабляться. В напряженных ситуациях можно просто многократно повторять формулу «Я спокоен, собран, готов к действию».

4. Увеличите «обратную связь» с телом и пытайтесь саморегулировать стресс. Можно спросить себя «Где у меня в теле находится стресс?». Определив это место, надо расслабить это место (выполняя комплекс упражнений именно для этой части тела). Разминка поможет снять телесные зажимы.

5. Вспомните, какие эмоции вы знаете. Умение распознавать свои истинные мысли и чувства помогает их контролировать.

6. Учитесь ставить реальные цели.

7. Физическая нагрузка поможет вам бороться со стрессом: бег, теннис, садоводство - лучшие лекарства против стресса.

8. Всегда хорошо высыпайтесь. Недостаток хорошего здорового сна может привести к стрессу.

9. Сделайте что-то для других: переведите свои мысли на проблемы других - почувствуйте себя нужным кому-то ещё.

10. Расслабьтесь, сделайте перерыв: Переключитесь на что-нибудь другое, не вызывающее у вас стрессовой реакции.

11. Нарисуйте свои эмоции: когда мы видим свои чувства – мы можем ими управлять. Кроме того, с рисунком можно работать, дорисовываю или, изменяя картинку на более позитивную.

12. Следите за питанием: бананы, брокколи, гречка, рыба, изюм, финики – природные антидепрессанты, включайте их в рацион в напряженных ситуациях.

13. Постарайтесь выговориться. Лучше всего – со специалистом или одним самым близким человеком. Еще лучше действует, когда мы рассказываем о своей проблеме мягкой игрушке или пишем письмо самому себе.

14. Примите душ или ванну. Вода помогает снять напряжение и актуализирует состояние гармонии.

15. Больше гуляйте на свежем воздухе, в красивой части города. Посетите музеи или выставки – восприятие прекрасного помогает восстановить хорошее настроение.

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Автор: Соболева Ольга Ивановна

Дата: 18.06.2019

Номер свидетельства: 515179

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Тренинг для педагогов ДОУ: «Эмоциональное выгорание педагогов .» "
    ["seo_title"] => string(72) "trieningh-dlia-piedaghoghov-dou-emotsional-noie-vyghoraniie-piedaghoghov"
    ["file_id"] => string(6) "217570"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433400350"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания»"
    ["seo_title"] => string(61) "trening_dlia_pedagogov_profilaktika_emotsionalnogo_vygoraniia"
    ["file_id"] => string(6) "499279"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1549849002"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Тренинг: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ»"
    ["seo_title"] => string(60) "trening_profilaktika_emotsionalnogo_vygoraniia_pedagogov_dou"
    ["file_id"] => string(6) "649645"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1713986225"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Тренинг  «Профилактика эмоционального выгорания педагога» . "
    ["seo_title"] => string(63) "trieningh-profilaktika-emotsional-nogho-vyghoraniia-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "135986"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417014329"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Занятие с элементами тренинга на тему: «профилактика эмоционального выгорания педагога»"
    ["seo_title"] => string(80) "zaniatiie_s_eliemientami_trieningha_na_tiemu_profilaktika_emotsional_nogho_vygho"
    ["file_id"] => string(6) "422433"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497860126"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства