kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Буклет "Общение с ребенком"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – это ваш дом, от этого зависит, что он будет считать в жизни важным.

Сколько бы человек ни прожил, каждый раз он постоянно обращается к опыту детства, к жизни в семье. Поэтому можно с уверенностью сказать, что  первую очередь дошкольники всему учатся через общение со взрослыми.

У ребенка до семи лет сменяется 4 формы общения со взрослыми: ситуативно – личностная, ситуативно – деловая, внеситуативно – познавательная и внеситуативно – личностная. Под формой общения имеется в виду коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, характеризуемая несколькими параметрами.

 Таковыми считают:

  • Время возникновения данной формы общения;
  • Место, которое она занимает в жизни ребенка;
  • Главное содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения;
  • Ведущие мотивы, побуждающие малыша к общению со взрослыми;
  • Основные средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми.

Период новорожденности – это подготовительный этап к общению со взрослыми (ребенок учиться выделять взрослого). Первой формой общения является ситуативно – личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а так же двигательное оживление и вокализации, стремиться продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. С шести месяцев жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша – в сотрудничестве. Ситуативно – деловая форма общения сохраняется до трех лет, протекая на фоне практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. В этот период дети переходят от неспецифических, примитивных манипуляций ко все более специфическим, а затем и культурно-фиксированным действиям с предметами. Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, то есть приурочены к данному месту и времени.

В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно – познавательная форма общения. Она  включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все более сложные вопросы. Но решить подобные проблемы самостоятельно не может. Путь к пониманию явлений, сложных проблем – общение со взрослым. Ведущим становиться познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве – сообщать необходимую информацию. Сотрудничество приобретает внеситаутивный – теоретический «характер», поскольку обсуждаются проблемы, не связанные с данной ситуацией.  Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию.

К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым – внеситуативно-личностная. Главным мотивом становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником, как конкретное историческое социальное лицо, член общества. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Общение имеет «теоретический» характер и включено в познавательную деятельность. Ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире людей», а не предметов. Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым.

Подчеркнем, что строго фиксирована в онтогенезе только последовательность появления формы общения, но не их связь с возрастом.

Организуемая взрослым практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. Важнейшее значение для развития общения имеют воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании контактов с ребенком.

Вывод следующий: навыки общения дошкольников можно и нужно развивать, прививая дошкольникам основы грамотного общения и культурной речи. Начинать такое обучение нужно с самого рождения, применяя весь спектр приемов и методов воздействия. Каждый взрослый  не должен забывать, что ответственность за построение взаимодействия лежит на нем, так как именно в общении со взрослыми дети получают и усваивают основные модели общения. Поэтому родители стоят во главе формирования культуры общения у детей дошкольного возраста.

Обучение детей раннего возраста навыкам оптимального общения должно ставить перед собой следующие задачи:

·       создание в общении доброжелательного и чуткого отношения;

·       обучение умению услышать и понять другого человека;

·       обучение невербальным способам общения, мимикой и жестами;

·       развитие способности взаимодействия в сложных моментах;

·       обучение разговорной этике;

·       преодоление стеснительности, снятие зажимов;

·       обучение способности осознавать свои чувства;

·       развитие способности распознавать эмоции другого человека;

·       развитие способности выражать свои чувства словесно;

·       опора на взаимодействие с родителями детей.

Планомерное психическое развитие детей для достижения оптимального уровня коммуникабельности может осуществляться различными способами и приемами. Можно разделить их на несколько видов по типу восприятия:

1.      Словесные методы: диалог, рассказ, чтение.

2.      Визуальные методы: использование наглядных пособий, рассматривание картинок.

3.      Практические упражнения: театрализованная инсценировка сказок, ситуаций.

4.      Игровые методы: использование дидактических и сюжетных игр и упражнений.

5.      Физиологические методы: психогимнастика, пальчиковая и дыхательная гимнастика.

6.      Логические методы: постановка этических и нравственных вопросов, загадки.

Буклет составила педагог-психолог

МБДОУ № 271 Матушкина Н.Г.

Используемые источники

Литература:

  • Урунтаева Г.А. Дошкольная психология, М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

Картинки:

  • http://zonahelp.ru/deti/zachem-roditelyam-igrat-s-detmi.html/attachment/98-8
  • http://tvojmalysh.net/rebenok-i-obshhenie.html

Для родителей дошкольников

МБДОУ № 271

Общение с детьми

Красноярск 2016

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Буклет "Общение с ребенком"»

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – это ваш дом, от этого зависит, что он будет считать в жизни важным.

Сколько бы человек ни прожил, каждый раз он постоянно обращается к опыту детства, к жизни в семье. Поэтому можно с уверенностью сказать, что первую очередь дошкольники всему учатся через общение со взрослыми.

У ребенка до семи лет сменяется 4 формы общения со взрослыми: ситуативно – личностная, ситуативно – деловая, внеситуативно – познавательная и внеситуативно – личностная. Под формой общения имеется в виду коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, характеризуемая несколькими параметрами.

Таковыми считают:

  • Время возникновения данной формы общения;

  • Место, которое она занимает в жизни ребенка;

  • Главное содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения;

  • Ведущие мотивы, побуждающие малыша к общению со взрослыми;

  • Основные средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми.

Период новорожденности – это подготовительный этап к общению со взрослыми (ребенок учиться выделять взрослого). Первой формой общения является ситуативно – личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а так же двигательное оживление и вокализации, стремиться продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. С шести месяцев жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша – в сотрудничестве. Ситуативно – деловая форма общения сохраняется до трех лет, протекая на фоне практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. В этот период дети переходят от неспецифических, примитивных манипуляций ко все более специфическим, а затем и культурно-фиксированным действиям с предметами. Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, то есть приурочены к данному месту и времени.

В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно – познавательная форма общения. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все более сложные вопросы. Но решить подобные проблемы самостоятельно не может. Путь к пониманию явлений, сложных проблем – общение со взрослым. Ведущим становиться познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве – сообщать необходимую информацию. Сотрудничество приобретает внеситаутивный – теоретический «характер», поскольку обсуждаются проблемы, не связанные с данной ситуацией. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию.

К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым – внеситуативно-личностная. Главным мотивом становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником, как конкретное историческое социальное лицо, член общества. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Общение имеет «теоретический» характер и включено в познавательную деятельность. Ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире людей», а не предметов. Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым.

Подчеркнем, что строго фиксирована в онтогенезе только последовательность появления формы общения, но не их связь с возрастом.

Организуемая взрослым практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. Важнейшее значение для развития общения имеют воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании контактов с ребенком.

Вывод следующий: навыки общения дошкольников можно и нужно развивать, прививая дошкольникам основы грамотного общения и культурной речи. Начинать такое обучение нужно с самого рождения, применяя весь спектр приемов и методов воздействия. Каждый взрослый не должен забывать, что ответственность за построение взаимодействия лежит на нем, так как именно в общении со взрослыми дети получают и усваивают основные модели общения. Поэтому родители стоят во главе формирования культуры общения у детей дошкольного возраста.

Обучение детей раннего возраста навыкам оптимального общения должно ставить перед собой следующие задачи:

  • создание в общении доброжелательного и чуткого отношения;

  • обучение умению услышать и понять другого человека;

  • обучение невербальным способам общения, мимикой и жестами;

  • развитие способности взаимодействия в сложных моментах;

  • обучение разговорной этике;

  • преодоление стеснительности, снятие зажимов;

  • обучение способности осознавать свои чувства;

  • развитие способности распознавать эмоции другого человека;

  • развитие способности выражать свои чувства словесно;

  • опора на взаимодействие с родителями детей.

Планомерное психическое развитие детей для достижения оптимального уровня коммуникабельности может осуществляться различными способами и приемами. Можно разделить их на несколько видов по типу восприятия:

  1. Словесные методы: диалог, рассказ, чтение.

  2. Визуальные методы: использование наглядных пособий, рассматривание картинок.

  3. Практические упражнения: театрализованная инсценировка сказок, ситуаций.

  4. Игровые методы: использование дидактических и сюжетных игр и упражнений.

  5. Физиологические методы: психогимнастика, пальчиковая и дыхательная гимнастика.

  6. Логические методы: постановка этических и нравственных вопросов, загадки.


Буклет составила педагог-психолог

МБДОУ № 271 Матушкина Н.Г.

Используемые источники

Литература:

  • Урунтаева Г.А. Дошкольная психология, М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

Картинки:

  • http://zonahelp.ru/deti/zachem-roditelyam-igrat-s-detmi.html/attachment/98-8

  • http://tvojmalysh.net/rebenok-i-obshhenie.html

Для родителей дошкольников

МБДОУ № 271





Общение с детьми













Красноярск 2016


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Буклет "Общение с ребенком"

Автор: Матушкина Наталья Георгиевна

Дата: 31.03.2016

Номер свидетельства: 313080

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(25) "Буклет "Я сам!""
    ["seo_title"] => string(14) "bukliet_ia_sam"
    ["file_id"] => string(6) "419770"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496226004"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Буклет "Жестокое обращение с детьми""
    ["seo_title"] => string(44) "bukliet-zhiestokoie-obrashchieniie-s-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "296667"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456063142"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Буклет "Гиперактивный ребенок""
    ["seo_title"] => string(28) "buklet_giperaktivnyi_rebenok"
    ["file_id"] => string(6) "482609"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1540827106"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Буклет для родителей "ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ""
    ["seo_title"] => string(49) "buklet_dlia_roditelei_vazhnye_pravila_obshcheniia"
    ["file_id"] => string(6) "641987"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702321372"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Буклет "Учимся говорить и слушать" "
    ["seo_title"] => string(35) "bukliet-uchimsia-ghovorit-i-slushat"
    ["file_id"] => string(6) "209997"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431352663"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства