Тематические занятия «Шутка» для детей старшей группы
Тематические занятия «Шутка» для детей старшей группы
Занятия, проводимые с детьми, очень разнообразны. Это обычные музыкальные занятия, комплексные, тематические, доминантные, интегрированные, оздоровительные. Главное, чтобы они радовали детей и развивали их.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тематические занятия «Шутка» для детей старшей группы»
Занятия, проводимые с детьми, очень разнообразны. Это обычные музыкальные занятия, комплексные, тематические, доминантные, интегрированные, оздоровительные. Главное, чтобы они радовали детей и развивали их.
Тематические занятия «Шутка»
для детей старшей группы
Занятие № 1.
Программное содержание: учить детей различать оттенки одного настроения в пьесах с похожими названиями: шутка, юмореска.
Ход занятия:
Педагог: У человека может быть разное настроение: иногда ему грустно, а иногда, наоборот, хочется пошутить, повеселиться. Шутка может быть разной — добродушной, безобидной или задиристой, ехидной, насмешливой, может быть и совсем злой.
Мы с вами слушали «Шутку» И.С.Баха. Какая это музыка по настроению? (Исполняется пьеса).
Дети: Веселая, добрая, шутливая.
Педагог: Да, музыка эта добрая, светлая, изящная, очень красивая. Сейчас вы послушаете другую пьесу с похожим названием — «Юмореска» П.Чайковского. Юмореска (от слова юмор) — это пьеса шутливою характера, пьеса с юмором, то есть шутка. Давайте сравним ее с «Шуткой» И.С.Баха. Такая же она добрая и безобидная? (Звучит запись).
Дети: Нет, она задиристая, дразнящая.
Педагог: В этой музыке чувствуется не такой добродушный юмор, как в «Шутке» И.С.Баха. В ней слышна насмешка, дразнящие интонации. Музыка веселая, задорная, игривая, бойкая, но одновременно и поддразнивающая. Она отрывистая, колючая, насмешливая. В ней слышны неожиданные акценты, замедления. (Звучит фрагмент).
А в средней части характер музыки меняется. (Исполняется средняя часть).
Дети: Музыка становится немного грустной.
Педагог. Да, плавная, напевная мелодия средней части звучит немного жалобно, обиженно. Прислушайтесь, поддразнивающие интонации не исчезают, а продолжают мелькать, как бы разговаривают с жалобной мелодией, продолжают ее задирать, обижать, передразнивать — укольчатые, отрывистые. В музыке слышен диалог грустных, обиженных интонаций и поддразнивающих. (Звучит фрагмент).
Третья часть «Юморески», как и первая — бойкая, задиристая, ехидная. В конце пьесы музыка как бы растворяется, исчезает, звучит легко, полетно. (Звучит фрагмент.) Послушайте обе пьесы еще раз. (Звучит запись).
Занятие № 2.
Программное содержание: учить детей различать оттенки одного настроения в пьесах с похожими названиями: шутка, юмореска, скерцо.
Ход занятия:
Педагог. Мы говорили с вами о том, что шутки бывают разные: безобидные и обидные, бывают и совсем злые. Вы слушали две пьесы с похожими названиями — «Шутку» И.С.Баха и «Юмореску» П.Чайковского. Они разные по характеру: первая — добродушная, вторая — насмешливая, колкая. (Звучат фрагменты.) Сейчас вы услышите еще одну пьесу П.И.Чайковского. Она называется «Скерцо». Скерцо в переводе с итальянского языка означает «шутка». Видите, сколько разных названий пьес означают примерно одно и то же: «Шутка», «Юмореска», «Скерцо». Послушайте «Скерцо» П.Чайковского и скажите, какая это шутка — добродушная или не очень. (Звучит запись).
Дети: Музыка злая, сердитая.
Педагог: Да, музыка эта злая, мчащаяся, колючая, острая, фантастическая. А меняется ли характер музыки? (Исполняется фрагмент средней части).
Дети: Да, в середине музыка звучит очень красиво и нежно.
Педагог: Мелодия средней части необыкновенно красива: очень добрая, мечтательная, взволнованная, грустная, просящая. Она как бы расцветает и переливается разноцветными красками. Но вот опять налетают злые силы и сметают, разрушают эту красоту, насмехаются над ней. (Звучит «Скерцо»).
Давайте сравним еще две пьесы с одинаковым названием «Юмореска». Одна «Юмореска» современного русского композитора Родиона Щедрина, другая — чешского композитора Антонина Дворжака. Какой характер этих пьес? (Звучат две "Юморески").
Дети: Первая озорная, а вторая добрая, нежная.
Педагог: Правильно. В пьесе Р.Щедрина слышны то осторожные, вкрадчивые, шкодливые интонации, то жесткие, сердитые. Жесткие, твердые интонации как бы отпугивают мягкие, крадущиеся интонации, которые исподтишка, ластясь, затевают какое-то озорство. Подкрадывающиеся звуки снова тихонько, но назойливо и упрямо продолжают свое кривляние, насмешку, озорство, пока в конце их как назойливую муху не прихлопнул жесткий аккорд. (Пьеса звучит повторно).
А «Юмореска» АДворжака добродушная, мягкая, изящная, шутливая. Мелодия легко подпрыгивает, порхает — игривая, грациозная. В средней части музыка более напевная и ласковая. Давайте движениями рук покажем, как меняется характер музыки: в крайних частях пьесы движения будут острыми, короткими, а в средней — более плавными, размашистыми. (Можно предложить детям потанцевать под эту музыку).
Вот видите, как по-разному можно выразить в музыке шутливое настроение. Шутка бывает невинной, добродушной, легкой или насмешливой, злой, озорной. Грусть и радость в музыке, как и в жизни, имеют разные оттенки настроений.