Пояснительная записка
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Цель рабочей программы
Создать условия для расширения кругозора математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи рабочей программы
- Привить любовь к математике.
- Формирование представлений о числе и количестве:
- Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+, минус (-, равно (=).
- Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.) ; устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
- Развитие представлений о форме: Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
- Упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
- Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
- Развитие пространственной ориентировки:
- Развитие ориентировки во времени: Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Принципы и подходы в организации кружка
- умственное развития дошкольника.
- индивидуализация: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
- индивидуальный подход: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
- гуманность: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Целевые ориентиры
К шести годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития ребенка.
Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
Называть числа в прямом (обратном) порядке до 15, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 15).
Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).
Различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.
Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
Календарно – тематическое планирование
Месяц
Тема
Цель
Сентябрь
1.Мониторинг
2.Сравнение групп предметов
3.Сложение.
4.Пространственные отношения: на, над, под.
Закрепить представления о равенстве групп предметов, умение правильно выбирать знак равенства и неравенства.
Закрепить знание свойств предметов.
Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком «плюс».
Закрепить знания о свойствах предметов.
Уточнить пространственные отношения: на, над, под.
Закрепить представления о сложении как объединении предметов.
Октябрь
1.Пространственные отношения: слева, справа.
2.Вычитание.
3.Пространственные отношения: между, посередине.
4.Точка. Линия. Прямая и кривая линии.
Развивать пространственные представления, уточнить отношения: справа, слева.
Закрепить понимание смысла действия сложения
Формировать представление об вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Познакомить со «-». Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения.
Уточнить пространственные отношения: между, посередине.
Закрепить понимание смысла действия вычитания.
Формировать представления о точке, линии, прямой и кривой линиях.
Закрепить умения соотносить цифры 1 и 2 с количеством предметов, смысл сложения и вычитания, отношения – справа, слева.
Ноябрь
1.Отрезок. Луч
2.Ломаная линия, многоугольник.
- Угол.
4.Число 5. Цифра 5.
Сформировать представления об отрезке, луче.
Познакомить с понятием ломаная линия, Многоугольник.
Продолжить формирование представлений о свойствах предметов, взаимосвязи целого и частей, составе числа 3
Сформировать представления о различных видах углов – прямом, остром, тупом.
Закрепить знание цифры 1-4, счет до 4, знание числа 4, смысл сложения и вычитания, взаимосвязь между частью и целым, понятие многоугольник.
Познакомить с образованием и составом числа 5, с цифрой 5.
Закрепить знания цифры 1-4, понятия многоугольника.
Декабрь
1.Впереди–сзади
2.Больше. Меньше.
3.Раньше, позже.
4. Столько же.
Уточнить пространственное отношения: впереди – сзади. Взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание едениц по числовому отрезку, количественный и порядковый счет в пределах 5, сформировать представления о составе числа 5.
Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар. Познакомить со знаками больше и меньше
Расширить временные представления детей, уточнить отношения раньше, позже.
Закрепить представления о сравнении, сложении и вычитании групп предметов, числовом отрезке, количественном и порядковом счете предметов.
Формировать представления о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар.
Закрепить взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц с помощью числового отрезка, представления о числах и цифрах 1-5
.
Январь
1.Количественный счет.
2. Овал.
3. Образование числа 6. Части суток.
4. Образование числа 7. Геометрические фигуры. Игра: «На какую фигуру похож предмет».
Ориентироваться на листе бумаги. Учить счету заданного числа предметов. Учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положения геометрических фигур.
Игра: «Разложи по порядку». Познакомить детей с фигурой овальной формы. Раскладывать фигуры в порядке убывания и возрастания размера.
Игра: «Что с начала, а что потом». Показать образование числа 6, учить вести счет и отчет в пределах 6. Называть последовательность части суток
Показать образование числа 7, вести счет в пределах 7. Закреплять умение соотносить форму предмета с геометрической фигурой.
Февраль
1. Количество и счет в пределах 7. Ориентироваться на листе бумаги. Игра: «Справа, как слева».
2.Счет предметов. Части суток. Игра: «Загадки»
3. Образование числа 8. Ориентироваться в пространстве. Игра «Кто, где стоит».
4.Счет предметов. Геометрические фигуры. Игра: «Сложи фигуру из палочек».
Учить счету до 7, закрепить образование числа 6 и 7. Ориентироваться на листе бумаги.
Дать детям представление о том, что вести счет предметов можно в любом направлении. Учить отгадывать загадки о частях суток.
Познакомить с образованием числа 8. Учить определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов.
Упражнять в счете предметов расположенных по-разному. Учить выкладывать геометрические фигуры из палочек.
Март
1. Образование числа 9. Величина. Игра: «Разложи полотенца по порядку».
2.Отсчет предметов по образцу, ориентироваться во времени. Игра: «Когда это бывает? »
3.Геометрические фигуры. Ориентироваться в пространстве.
4.«Мир загадок». Счет предметов.
Познакомить детей с образованием числа 9. Счет до 9. Учить устанавливать размерные отношения между 5-ти предметами по ширине.
Учить видеть равное количество разных предметов, и отображать то в речи, закрепить знания о частях суток.
Упражнять в группировке геометрических фигур по разным признакам (цвету, размеру). Закреплять пространственные направления слева, справа, сверху, внизу, сзади, между.
Называть текущий день недели. Умение решать логические задачи.
Апрель
1. Образование числа 10. Величина. Игра : «Длинный – короткий».
2. Счет до 10. Дни недели. Игра: «Неделька», «Кто знает, пусть дальше считает».
3.Сравнение чисел. Ориентироваться в пространстве. «Пройди лабиринт».
4.Составление числа 2 и 3 из единиц. Ориентироваться на листе бумаги. Графический диктант.
Показать образование числа 10, учить вести счет в пределах 10, устанавливать отношения между предметом по длине.
Дать детям представление о том, что 7 дней составляет неделю. Познакомить с названием каждого дня. Учить счету до 10.
Учить воспроизводить множество, «В котором на один предмет больше или меньше, чем в другом». Закрепить умение ориентироваться в пространстве.
Познакомить с количественным составлением числа из единиц. Учить составлять группы, содержащие указанное число предмета. Развивать внимание, глазомер.
Май
1.Сравнение смежных чисел. Геометрические фигуры. Игра: «Геометрическое лото».
2.Повторение.
3.Мониторинг
4. Мониторинг
Сравнение смежных чисел с опорой на начальный материал. Группировать геометрические фигуры по цвету и размеру.
Повторить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 1-5. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.