kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное занятие предполагает отказ от неприкосновенности методики и устаревших форм организации детей, утверждает право педагога на творчество. Педагог может и должен самостоятельно выбирать методы и приемы работы с детьми исходя из конкретных условий, учитывая состояние психического, интеллектуального, физического развития детей, т.е. идти от ребенка к методу. Требование жизни – приблизить характер обучения на занятиях к особенностям детей дошкольного возраста.
  Выделяются следующие типы занятий:
-занятие, основной целью которого является изучение нового материала;
-закрепление, совершенствование знаний, умений, навыков;
-обобщение, систематизация знаний;
-комбинированный тип занятия, выполняющий функции всех типов;
-контрольный, направленный на проверку усвоения программных требований;
-интегрированный или совмещенный тип, синтезирующий несколько видов деятельности, направленных на формирование целостной системы знаний о мире.
  Поиски путей усовершенствования структуры занятий, форм организации привели к расширению использования в практике СРЭР «Росток»  различных видов занятий.
  Виды занятий определяются методами обучения, формами реализации методов.
  Различают следующие виды занятий: комплексные, тематические, сюжетно-игровые, сюжетно-динамические занятия, доминантные занятия, мини-занятия, организованные по «методу мозаики» и др.
Такое определение видов занятий является условным. Современное занятие может быть одновременно тематическим и комплексным, сюжетно-игровое и одновременно – доминантным и т.д.
  Варьируя типы, виды, формы организации детей на занятиях, сокращая общее количество занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития детей содержания, педагог может сделать процесс обучения значительно интереснее и разнообразнее.

Важнейшим психолого–педагогическим моментом, определяющим познавательную активность детей и их отношение к заданиям и занятиям, является та эмоциональная атмосфера, которая создается на занятии от начала и до конца. Забота об эмоциональной атмосфере, о психологическом климате на занятии, должна быть объектом особого внимания педагогов. Никакие замечательные приемы и новаторские методы не помогут, если не созданы нормальные психолого-педагогические условия в группе.
  Для того, чтобы обучающее занятие отвечало требованиям сегодняшнего дня, его содержание, формы организации должны быть адекватны запросам детей.    Содержанием работы с детьми дошкольного возраста может быть все, что не противоречит нравственным нормам, соответствует их возрасту, не вредит психическому и физическому здоровью. В непосредственном развивающем общении с педагогом ребенок может и должен почувствовать себя первооткрывателем, испытать радость экспериментирования, радость поисков и находок. Именно на таких занятиях создается атмосфера доброжелательности, раскованности, когда ребенок не боится сделать ошибку, высказать и отстоять свое мнение, когда проявляется индивидуальность каждого ребенка и педагога.
  Признавая право педагогов на использование фронтальных занятий как одной из форм организации познавательной деятельности дошкольника, необходимо помочь им изменить атмосферу этих учебных занятий.   Динамичность, разнообразие методов и приемов, видов деятельности детей, установление равновесия между потребностями детей и задачами обучения и воспитания – это важнейшее условие гумманизации всего учебно-воспитательного процесса и прежде всего занятия как части этого процесса.   Чтобы ребенок не скучал и не отвлекался, обучение нужно организовать как разнообразную деятельность, в которой ребенок, даже маленький, учится пользоваться знаниями, проводить опыты, наблюдать, исследовать, делать выводы, свободно высказывать мысли, делиться впечатлениями.
  Пора расстаться с иллюзией, будто интересный, по мнению педагогов, учебный материал действительно интересен всем детям. Например, наглядный материал сам по себе не может гарантировать интерес ребенка. Большие надежды возлагаются на использование проблемных ситуаций на занятиях. Но ситуация становится для ребенка проблемной только после того как он ее принимает, когда она отвечает тем потребностям и мотивам, которые уже сформированы у ребенка или порождены ею. Вдумчивый педагог, понимая определенную роль эмоционального компонента в воспитании, обучении и развитии дошкольников, постарается всеми возможными способами вызвать у детей увлеченность, удивление, радость от встречи с новым, неизвестным. Эмоции помогают сформировать у детей интерес к заданиям, проблемам, которые ставит перед ними педагог, и желание действовать.
  Среди педагогов бытует две противоположные точки зрения на обучение на занятиях.
  Первая состоит в том, что обучение должно быть легким и приятным, вторая – чем старше ребенок – дошкольник, тем острее должна выдвигаться задача формирования волевого поведения, ответственного отношения к предлагаемой деятельности. На самом деле педагогам необходимо искать пути целесообразного сочетания элементов занимательности, развлекательности на занятиях с периодами повышенного внимания, с привычкой к умственному труду, к преодолению трудностей. Создание обстановки азарта, вдохновения, непринужденной беседы, юмора, шутки – лучший способ образования атмосферы творчества, интереса к самому процессу обучения, к учебной задаче.
  Высшим уровнем педагогического мастерства педагога является умение превратить учебную задачу в игровую. Понимание истинной ценности дошкольного детства в том и заключается, что каждую минуту своей жизни, в том числе и на занятиях в СРЭР «Росток», ребенок должен прожить полноценно и радостно. Ребенок идет в СРЭР «Росток» не только за знаниями и умениями, но и для встречи с друзьями, для общения и  игр.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ» »

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дворец детского (юношеского) творчества»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»












Составитель: методист Ларикова Л.Н.












г. Новомосковск

2013 год



Современное занятие предполагает отказ от неприкосновенности методики и устаревших форм организации детей, утверждает право педагога на творчество. Педагог может и должен самостоятельно выбирать методы и приемы работы с детьми исходя из конкретных условий, учитывая состояние психического, интеллектуального, физического развития детей, т.е. идти от ребенка к методу. Требование жизни – приблизить характер обучения на занятиях к особенностям детей дошкольного возраста.
Выделяются следующие типы занятий:
-занятие, основной целью которого является изучение нового материала;
-закрепление, совершенствование знаний, умений, навыков;
-обобщение, систематизация знаний;
-комбинированный тип занятия, выполняющий функции всех типов;
-контрольный, направленный на проверку усвоения программных требований;
-интегрированный или совмещенный тип, синтезирующий несколько видов деятельности, направленных на формирование целостной системы знаний о мире.
Поиски путей усовершенствования структуры занятий, форм организации привели к расширению использования в практике СРЭР «Росток» различных видов занятий.
Виды занятий определяются методами обучения, формами реализации методов.
Различают следующие виды занятий: комплексные, тематические, сюжетно-игровые, сюжетно-динамические занятия, доминантные занятия, мини-занятия, организованные по «методу мозаики» и др.
1.Комплексные занятия характеризуются тем, что для более полного и глубокого раскрытия темы педагог использует широкий комплекс форм и методов, материал из разных разделов программы, видов искусства. Поэтому комплексное занятие, как правило, состоит из нескольких взаимосвязанных частей, подчиненных общей задаче, дополняющих одну и вместе составляющих единое целое.
2.Тематическое занятие направлено на углубленное рассматривание конкретной темы по разным разделам программы. Чаще всего тематическое знание является обобщающим, где педагог уточняет, дополняет, систематизировать знания детей. Такие занятия можно приурочить к памятным датам, дням рождения великих людей (8 Марта, День Победы, День Космонавтики и т.д.).
3.Сюжетно-игровые занятия. В их основу положен игровой метод, с помощью которого решаются обучающие задачи. На подобных занятиях должны соблюдаться определенные законы «жанра». Сюжет состоит из завязки, кульминации и развязки.
4.Сюжетно – динамические занятия. В ходе разыгрывания ситуации или сюжета в соответствующей эмоционально - игровой атмосфере с персонажами, в театрально-игровом стиле решаются задачи физического развития детей.
5.Доминантное занятие строится на материале одного из разделов программы где основное внимание уделяется определенному виду работы, например, все музыкальное занятие можно посвятить слушанию музыки, пению, а занятие по шахматам – решению задач или знакомству с фигурами. Такие занятия могут быть более короткими по длительности.

6.Мини – занятие – это короткие занятия длительностью 5-10 минут. Они проводятся со всей группой детей, с подгруппами, индивидуально. Могут быть запланированы заранее. Необходимость в них может возникать в ходе повседневной работы, в процессе общения с детьми, в совместной деятельности, в результате случайно выявившегося факта, наблюдаемого явления, проблемной ситуации. Мини – занятия могут входить в состав комплексных занятий или проводиться отдельно в виде информационно - дискуссионной беседы с детьми.
7.Занятия, организованные по «методу мозаики», направлены на обобщение, закрепление полученных раннее знаний. Особенность этих занятий состоит в том, что дети сами выбирают себе вид деятельности: рисование, лепку, работу с дидактическим материалом и т.д. Воспитатель только предлагает тему, общую для всех детей, подбирает необходимый дидактический, изобразительный и другой материал, оказывает помощь детям в процессе работы. Когда дети ее заканчивают, задача воспитателя направить беседу с детьми в такое русло, чтобы у детей сформировалось целостное впечатление о предмете разговора. Такое занятие состоит из двух частей: первая - самостоятельная работа детей, вторая - беседа педагога с детьми, когда из отдельных результатов деятельности детей (как из кусочков мозаики) получается целостная картина («Осень», «Море» и т.д.).
Такое определение видов занятий является условным. Современное занятие может быть одновременно тематическим и комплексным, сюжетно-игровое и одновременно – доминантным и т.д.
Варьируя типы, виды, формы организации детей на занятиях, сокращая общее количество занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития детей содержания, педагог может сделать процесс обучения значительно интереснее и разнообразнее.
В зависимости от характера, структуры общения педагога с детьми можно выделить следующие организационные формы проведения занятия.
1.Индивидуальная. Самостоятельная работа отдельных детей, которая носит прямой игровой или практический характер. Отдельные дети самостоятельно работают с «рабочими тетрадями», книгами, дидактическими пособиями, где в виде несложных заданий представлены задачи на сравнение, анализ, синтез и т.п. Препятствием для широкого использования такой формы организации является узость обучения дошкольников, в процессе которого невозможно в полном объеме опираться на работу с материалами на печатной основе.
2.Парная. Работа организуется в парах педагог-ребенок, ребенок-ребенок. Такая форма организации работы с детьми позволяет осуществить индивидуальный подход к ребенку в зависимости от уровня развития, состояния здоровья, помогает строго дозировать дифференцировать задания, разнообразить виды работы для одних и сокращать их для других, при обучении интеллектуально развитых детей избегать излишней легкости.
В разновозрастной группе можно организовать обучение в парах, где дети выступают в роли «педагога» и занимаются с маленькими детьми.
3.Коллективная.
А) Педагог проводит занятие с подгруппами (5-6 детей) по очереди. Такая форма организации обеспечивает высокую активность большого числа детей, устанавливает обратную связь, учитывает изменения в развитии ребенка. Педагогу приходится дублировать занятие в течение дня, но такая организация работы с детьми создает благоприятную обстановку, охраняющую нервную систему особенно у неуверенных, неразговорчивых детей. Педагогу, работающему с подгруппой, легче создать «ситуацию успеха», эмоционального благополучия, облегчить слабым детям, особенно на первом этапе, процесс обучения.
Б) Организация работы в подгруппах (по 5-6 человек). Педагог выступает в роли координатора. Дети работают в подгруппах коллективно, самостоятельно, что предполагает четкое распределение работы, заданий между детьми, согласование всех действий (использование социо - игровых приемов по методу Е.Е.Шулешко). Такая организация детей позволяет формировать у них способы сотрудничества и положительных взаимоотношений, что является важным средством воспитания старших детей – школьников.
4.Групповая. Детей организуют в группы по 10-12 человек, с каждой из которых занимается специалист (по иностранному языку, физкультуре специалист по изобразительной деятельности и так далее).
5.Фронтальная. Занятие организуется одновременно со всеми детьми. Важным фактором в организации подобных занятий является то, что воспитатель обучает детей в коллективе. В процессе обучения создаются широкие возможности для активного влияния детей друг на друга. Важно, чтобы каждый ребенок видел свои достижения на занятии, переживал успех в той или иной деятельности, овладевал средствами успешного достижения результатов.
Важнейшим психолого–педагогическим моментом, определяющим познавательную активность детей и их отношение к заданиям и занятиям, является та эмоциональная атмосфера, которая создается на занятии от начала и до конца. Забота об эмоциональной атмосфере, о психологическом климате на занятии, должна быть объектом особого внимания педагогов. Никакие замечательные приемы и новаторские методы не помогут, если не созданы нормальные психолого-педагогические условия в группе.
Для того, чтобы обучающее занятие отвечало требованиям сегодняшнего дня, его содержание, формы организации должны быть адекватны запросам детей. Содержанием работы с детьми дошкольного возраста может быть все, что не противоречит нравственным нормам, соответствует их возрасту, не вредит психическому и физическому здоровью. В непосредственном развивающем общении с педагогом ребенок может и должен почувствовать себя первооткрывателем, испытать радость экспериментирования, радость поисков и находок. Именно на таких занятиях создается атмосфера доброжелательности, раскованности, когда ребенок не боится сделать ошибку, высказать и отстоять свое мнение, когда проявляется индивидуальность каждого ребенка и педагога.
Признавая право педагогов на использование фронтальных занятий как одной из форм организации познавательной деятельности дошкольника, необходимо помочь им изменить атмосферу этих учебных занятий. Динамичность, разнообразие методов и приемов, видов деятельности детей, установление равновесия между потребностями детей и задачами обучения и воспитания – это важнейшее условие гумманизации всего учебно-воспитательного процесса и прежде всего занятия как части этого процесса. Чтобы ребенок не скучал и не отвлекался, обучение нужно организовать как разнообразную деятельность, в которой ребенок, даже маленький, учится пользоваться знаниями, проводить опыты, наблюдать, исследовать, делать выводы, свободно высказывать мысли, делиться впечатлениями.
Пора расстаться с иллюзией, будто интересный, по мнению педагогов, учебный материал действительно интересен всем детям. Например, наглядный материал сам по себе не может гарантировать интерес ребенка. Большие надежды возлагаются на использование проблемных ситуаций на занятиях. Но ситуация становится для ребенка проблемной только после того как он ее принимает, когда она отвечает тем потребностям и мотивам, которые уже сформированы у ребенка или порождены ею. Вдумчивый педагог, понимая определенную роль эмоционального компонента в воспитании, обучении и развитии дошкольников, постарается всеми возможными способами вызвать у детей увлеченность, удивление, радость от встречи с новым, неизвестным. Эмоции помогают сформировать у детей интерес к заданиям, проблемам, которые ставит перед ними педагог, и желание действовать.
Среди педагогов бытует две противоположные точки зрения на обучение на занятиях.
Первая состоит в том, что обучение должно быть легким и приятным, вторая – чем старше ребенок – дошкольник, тем острее должна выдвигаться задача формирования волевого поведения, ответственного отношения к предлагаемой деятельности. На самом деле педагогам необходимо искать пути целесообразного сочетания элементов занимательности, развлекательности на занятиях с периодами повышенного внимания, с привычкой к умственному труду, к преодолению трудностей. Создание обстановки азарта, вдохновения, непринужденной беседы, юмора, шутки – лучший способ образования атмосферы творчества, интереса к самому процессу обучения, к учебной задаче.
Высшим уровнем педагогического мастерства педагога является умение превратить учебную задачу в игровую. Понимание истинной ценности дошкольного детства в том и заключается, что каждую минуту своей жизни, в том числе и на занятиях в СРЭР «Росток», ребенок должен прожить полноценно и радостно. Ребенок идет в СРЭР «Росток» не только за знаниями и умениями, но и для встречи с друзьями, для общения и игр.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

Автор: Ларикова Лариса Николаевна

Дата: 16.09.2014

Номер свидетельства: 113660

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Современные подходы к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие в рамках ФГОС ДО "
    ["seo_title"] => string(119) "sovriemiennyie-podkhody-k-riealizatsii-obrazovatiel-noi-oblasti-sotsial-no-kommunikativnoie-razvitiie-v-ramkakh-fgos-do"
    ["file_id"] => string(6) "226521"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440338901"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Использование здоровьесберегающих технологий  на музыкальных занятиях в ДОУ "
    ["seo_title"] => string(91) "ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-muzykal-nykh-zaniatiiakh-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "224097"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438483612"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Современные тенденции развития здоровьесберегающих технологии в ДОУ "
    ["seo_title"] => string(86) "sovriemiennyie-tiendientsii-razvitiia-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "179497"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425023181"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ"
    ["seo_title"] => string(77) "sovremennye_obrazovatelnye_tekhnologii_v_rabote_muzykalnogo_rukovoditelia_dou"
    ["file_id"] => string(6) "616282"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1667160673"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Дистанционные технологии"
    ["seo_title"] => string(26) "distantsionnye_tekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "580765"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1621323885"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства