Просмотр содержимого документа
«Тема "Встречаем птиц"»
Конспект
Непосредственно – образовательной деятельности
В подготовительной группе
Дата проведения.12.04.2019
Воспитатель: Талалаева Людмила Александровна
Цель: Формировать у детей начала экологической культуры, осознанное бережное отношение к природе.
Задачи:
Познавательные
Уточнить и систематизировать имеющиеся у детей знания о птицах;
Познакомить с новой перелетной птицей - иволга
Расширять представления об особенностях поведения птиц весной;
Развивать познавательный интерес при установлении причинно - следственнных связей между внешним видом, местом обитания, и особенностями питания птиц;
Развивающие:
упражнять в умении сравнивать, анализировать; отвечать полным предложением
формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы; дифференцировать понятия перелётные, оседлые и зимующие птицы. Совершенствовать процессы зрительной и слуховой памяти, внимания, логического мышления, развивать мелкую моторику. Закрепить правила поведения в природе.
Воспитательные: - формировать основы экологической культуры, воспитывать заботливое отношение к родной природе. Работать парами.
Материал: Презентация, картинки с изображением птиц, запись с голосами птиц, гнездо, карточки с заданиями.
Методы и приёмы: наглядный, словесный, игровой, практический.
Инд. Работа: выучить пословицы о птицах, стихотворение, узнать у родителей, как перелётные птицы находят дорогу домой после зимовки?
Предварительная работа: рассматривали иллюстрации птиц, играли в словесные игры « опиши и назови птицу», « Четвертый лишний», отгадывали загадки о птицах. Рисовали и вырезали птиц, читали произведения « Сова». Наблюдали за поведением птиц, рассматривали их внешний вид. Хвост, тело покрытое перьями. Просмотр презентации «Наши пернатые друзья» (Окружающий мир Инфоурок).
Ход занятия. Воспитатель: Здравствуйте дети! Дети: отвечают Здравствуйте!
Воспитатель: Если снег повсюду тает, превращается в ручей,
Травка робко вылезает, день становится длинней,
Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла…(весна).( Слайд)
Весной природа оживает от зимней спячки
Сейчас мы с вами будем называть приметы весны, со слов
« Весна это когда…. ( тает снег, когда день длинный а ночь короткая, когда появляются подснежники, когда возвращаются птицы из теплых краев…..)
- А сейчас попробуйте отгадать загадку
« Они летать умеют
Их пух и перья греют?»
- Ребята догадались о ком мы сегодня будем говорить? ( о птицах)
Звучит музыка. Сюрпризный момент. Появляется Незнайка и приносит картинки с изображением птиц. Незнайка: Здравствуйте дети!
Воспитатель: Здравствуйте. А ты кто?
Незнайка: Я Незнайка, гулял я по парку и сфотографировал вот этих красивых больших жуков. Но, как они называются, не знаю. Воспитатель: рассматривает картинки «Почему жуков?» Незнайка: «У них есть крылья, ноги. Я видел, как они летают». Воспитатель: Ребята посмотрите, кого Незнайка сфотографировал и нам принес. Дети рассматривают фотографии и смеются. Дети: Так это же птицы. Незнайка: «Почему вы так думаете?» Дети: Они больше, чем жуки. На них перья, а у жуков перьев нет. Воспитатель: Ребята, давайте Незнайке расскажем о птицах, а то он совсем ничего не знает о них. Людей, которые изучают птиц называют орнитологами. Мы тоже с вами сегодня побудем орнитологами и узнаем много нового о жизни наших пернатых друзей. Скажите, что умеют делать птицы? Дети: ходить, летать, клевать, петь.
Воспитатель: Какие виды птиц вы знаете
Ответы детей.( зимующие, перелетные, оседлые)
-назовите зимующих птиц – почему их называют зимующими?
Зимующие птицы - это те птицы, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю. Им хватает пищи. Остаются те, которые способны переносить холод. Но это совсем не главная причина. Холод способны переносить только сытые птицы. Поэтому остаются только те птицы, которые способны зимой найти себе еду. Зимовать остаются только те, кто питается семенами, зёрнами, ягодами. Но и им приходится нелегко.
Воспитатель: Назовите оседлых птиц – почему их называют оседлыми?
Оседлыми называют птиц, которые придерживаются определенной небольшой территории и за пределы ее не перемещаются... например... вороны и голуби тянутся к помойкам, дятел -= к лесу.
Воспитатель: Назовите перелетных птиц. – Почему их называют перелетными?
Птицы которые питаются насекомыми, не смогут зимой прокормиться. Все насекомые во время холодов исчезают. Некоторые прячутся в теплые и укромные места. Большинство насекомых просто умирают, предварительно оставив достаточный запас яиц. Вот и вынуждены птицы улетать в те края, где нет зимы и пищи вполне достаточно.
Ребята ,а еще птиц называют пернатыми, Почему? ( потому что их тело покрыто перьями
А вы знаете ребята, что 1 апреля был праздник « день птиц» и в этот день, люди закликали весну и встречали птиц
- Ребята, как в думаете, какие птицы прилетают самыми первыми? ( грачи)
- А какие самыми последними? ( самыми последними прилетают кукушки – они прилетают в конце мая)
Воспитатель: Отгадайте загадку. Мы в скворечнике живем Песни звонкие поем.
Дети: Скворцы. Воспитатель: Найдите на картинке скворца. Дети находят.
Воспитатель: Как вы его узнали? Дети: Он большой, красивый, у него черные блестящие перья с белыми полосочками. Воспитатель: Где селится скворец? Отгадайте загадку. Между веток новый дом, Нету двери в доме том. Только круглое окошко Не пролезет даже кошка. Дети:«Скворечник» Воспитатель: Почему люди вешают скворечники?
Дети:(Так люди помогают птицам).
Воспитатель: Скворечники – это домики для птиц, сделанные человеком. Вешать скворечники – старая народная традиция. А птицы, которые поселились в скворечниках, помогают людям, уничтожая насекомых вредителей в садах и парках.
Воспитатель: Выбери безопасный скворечник для скворца. Объясни своё решение.
Воспитатель:скажите, чем птицы начинают заниматься в первую очередь, когда вернуться из теплых краев?
Дети: птицыначинают вить гнезда.
Воспитатель: Почему птицы вьют гнёзда?
Показ гнезда.
Дети: Птицы вьют гнёзда, чтобы откладывать в них яйца. Гнездо защищает яйца, а затем и птенцов от хищников и непогоды. Когда появляются птенцы, они находятся в гнезде до тех пор, пока не научатся летать.
Воспитатель: А вы знаете, из чего они будут строить гнезда? Тогда подойдите к столу и возьмите те предметы, которые пригодятся для строительства гнезда.
Игра « Найди что нужно для строительства гнезда» -на столе берут прутики, ватку, перышки, тряпочки, мох, береста, кора деревьев) -
-Что вы взяли?
- Почему не взяли камешки и магниты?
- Почему не взяли крышки и пакеты?
- Ребята, а где птицы берут, веточки, сено и все остальное для строительства гнезд?
Получается птицы, людям тоже помогают, а чем? ( они собирают ветки, и очищают нашу землю от лишнего мусора и делают ее чище и красивей.
Ребята, а где птицы берут, веточки, сено и все остальное для строительства гнезд?
Воспитатель: Распредели картинки по порядку. Как ты думаешь, в какое время года птицы вьют гнёзда?
Воспитатель: Ребята, птицы весной строят гнезда и выводят птенцов, и я хочу вас попросить, чтобы вы не разоряли гнезд, птиц на гнездах нельзя тревожить. Они могут испугаться и покинуть свои гнезда и тогда птенцы погибнут, и мы не услышим их красивого пения.
Воспитатель:Включает голоса птиц. Дети, как вы думаете, почему птицы поют?
Дети:Пение – это птичий язык.
Воспитатель: Пением птицы привлекают подруг, отпугивают соперников и оповещают о том, что эта территория занята. Особым криком они предупреждают других птиц о приближении врага. Птиц, которые издают особенно красивые звуки, называют певчими.
Воспитатель: Посмотри на картинку. Какие из этих птиц- певчие? Обведи их.
Воспитатель: Ну что Незнайка, интересно тебе у нас? Ты узнал, что нибудь новое о птицах?
Незнайка- Да ребятки, я теперь стал умнее.
Воспитатель: Незнайка, а ещё хочешь узнать о птицах?
Незнайка- конечно.
Воспитатель: Но сначала поиграй с нами.
Русская народная хороводная игра «Грачи летят»
Дети встают в круг или произвольно располагаются на площадке, но обязательно так, чтобы видеть и слышать взрослого ведущего. Взрослый ведущий говорит:
«Грачи летят,
На всю Русь трубят:
Гу-гу-гу,
Мы несем весну!»
Все дети кричат хором: «Летят! Летят!»
Ведущий продолжает:
«Журавли летят,
На всю Русь трубят:
Гу-гу-гу,
Мы несем весну!»
Дети опять кричат: «Летят! Летят!» и размахивают руками.
Так же летят пчелы, комары и т.д.
А потом водящий говорит:
Поросята летят,
На всю Русь трубят:
Гу-гу-гу,
Мы несем весну!
Кто из детей ошибется и закричит «Летят!» или замашет руками — выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.
Воспитатель: Ребята, скажите, что произойдет, если весной птицы вдруг не вернуться к нам?-
Дети: Погибнут деревья.
Воспитатель: может наступить экологическая беда, насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай в садах и огородах и не кому будет защитить леса и парки от вредных насекомых.
- Ребята, вы бывали в лесу с родителями, а вы знаете правила поведения в природе?
Ответы детей.
Воспитатель: Незнайка, мы сегодня говорим о птицах, поэтому ребята выучили пословицы о птицах, давайте послушаем их.
« Всякая птица – своим пером гордится»
«Где птица не летает, а свое гнездо знает
Увидел скворца – значит весна пришла»
« Лес без птиц, и птицы без леса – не живут»
Воспитатель: Для чего нужны пёрышки птицам?
Дети: Чтобы летать.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим отрывок из видеоурока, для чего птицам перья?
(просмотр фрагмента из презентации «Наши пернатые друзья»)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему стаи птиц при дальних перелётах летят клином?
Дети: Построение клином облегчает полёт стаи.
Воспитатель: Труднее лететь самой первой птице – вожаку. Он разрезает воздух крыльями, и тем, кто летит следом, взмахивать крыльями легче. Поэтому даже слабые птицы успешно преодолевают нелёгкий путь в тёплые края.
Воспитатель: На какой картинке птицы летят клином? Покажи вожака стаи.
Воспитатель: Почему утка не тонет?
Дети: У неё лапки как ласты.
Воспитатель: Если перья у утки будут мокрые, она утонет. Чтобы перья не намокли, утка смазывает их жиром, который выделяется из желёз, расположенных в основании хвоста. Между смазанными жиром перьями и пухом находится воздух. Этот слой воздуха помогает утке держаться на воде.
Задание: Какие птицы плавают в пруду? Назови их одним словом.
Воспитатель: сейчас мы создадим свой пруд с лебедями.
Лепка из пластилина лебедя.
А еще Настя Печникова выучила стихотворение о том, как нужно беречь птиц и заботиться о наших меньших друзьях
Берегите птиц
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда
У нас растит своих птенцов
Не разоряй ее гнезда
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей
И над просторами земли
Летают стаи голубей!
Рефлексия. О чем мы сегодня говорили
Что интересного вы сегодня услышали и узнали о птицах?
Вы сегодня очень хорошо работали, на все вопросы отвечали и со всеми заданиями справились, поэтому вы все сегодня получаете раскраски перелетных птиц.