Статья "Сказкотерапия для детей дошкольного возраста»
Статья "Сказкотерапия для детей дошкольного возраста»
«Сказка лечит, сказка греет,
Сказка учит жить…»
Л.Д. Короткова
Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
В возрасте 3-6 лет ребенок учится думать о предметах и сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит.Это принципиальное отличие мыслительных способностей от предыдущего возраста. Ребенок начинает создавать модели той действительности, с которой имеет дело.
Четыре-пять лет – апогей сказочного мышления. К моменту поступления в школу мышление ребенка, однако, становится более реалистическим. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, когда перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научится этому также позволяют, сказка и игра.
Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Сказка в определенный степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
1 Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
2 Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
3 Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, с кем то борется. Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности.
Автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды.
Активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров по общению, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров
Социальная компитетность, которая состоит из нескольних компонентов;
А) мотивационного, включающего отношение к другому человеку ( проявление доброты, внимания, сочувствия, содействия и сопереживания)
Б) когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.
В) поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми.
Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обязательно.Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической реальности в обыденную.Такими ритуалами могут стать: манипуляции с волшебными предметами; проговаривание волшебных заклинаний или чтение волшебной книги; танцевально - двигательных ритуал и др.
Сказочное путешествие детей должно быть наполнено играми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой.
К сказкотерапевтическим методам относят : рассказывание сказки, изготовление кукол, сочинение сказок, постановку сказки, песочную терапию, рисование сказок.
Поэтому, на мой взгляд, следует в воспитании детей находить время «для общения со сказкой». Именно «общение», потому что детские сказки – это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Только «пережив» волшебную историю всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.
Ребёнок стремится подражать сказочным героям, которые им симпатичны, сюжеты сказок переносятся в детские игры, проживая в игре жизнь сказочных героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и его жизненном пути.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Сказкотерапия для детей дошкольного возраста» »
«Сказкотерапия для детей дошкольного возраста»
«Сказка лечит, сказка греет,
Сказка учит жить…»
Л.Д. Короткова
Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
В возрасте 3-6 лет ребенок учится думать о предметах и сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит .Это принципиальное отличие мыслительных способностей от предыдущего возраста. Ребенок начинает создавать модели той действительности, с которой имеет дело.
Четыре-пять лет – апогей сказочного мышления. К моменту поступления в школу мышление ребенка, однако, становится более реалистическим. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, когда перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научится этому также позволяют, сказка и игра.
Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Сказка в определенный степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
1 Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
2 Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
3 Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, с кем то борется. Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности.
Автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды.
Активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров по общению, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров
Социальная компитетность, которая состоит из нескольних компонентов;
А) мотивационного, включающего отношение к другому человеку ( проявление доброты, внимания, сочувствия, содействия и сопереживания)
Б) когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.
В) поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми.
Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обязательно.Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической реальности в обыденную .Такими ритуалами могут стать: манипуляции с волшебными предметами; проговаривание волшебных заклинаний или чтение волшебной книги; танцевально - двигательных ритуал и др.
Сказочное путешествие детей должно быть наполнено играми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой.
К сказкотерапевтическим методам относят : рассказывание сказки, изготовление кукол, сочинение сказок, постановку сказки, песочную терапию, рисование сказок.
Поэтому, на мой взгляд, следует в воспитании детей находить время «для общения со сказкой». Именно «общение», потому что детские сказки – это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Только «пережив» волшебную историю всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.
Ребёнок стремится подражать сказочным героям, которые им симпатичны, сюжеты сказок переносятся в детские игры, проживая в игре жизнь сказочных героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и его жизненном пути.