kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья предназначена для педагогов дошкольных учреждений. В ней подробно описано, как с помощью сказкотерапии можно бороться с детскими страхами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей дошкольного возраста.»

Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей

дошкольного возраста.


Что делать, когда ребенок плачет по ночам и отказывается один ложиться в кроватку? Почему всегда активный малыш перестает интересоваться играми, становиться вялым и капризным? Конечно, эти симптомы можно списать на внезапную простуду или на возрастные кризисы, но зачастую причиной их становятся страхи, которым в той или иной степени подвержены все дети. [1,ст. 5]


Что же такое детские страхи? Нарушение сна или другое психическое заболевание ребенка? А может, выдумки детей в попытке обратить на себя внимание взрослых?

Итак, страхи – это ощущение беспокойства или тревоги, возникающие в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия.


Возникновение страхов довольно характерно для детского возраста. Чаще всего это боязнь темноты, одиночества, разлуки с родными и близкими, повышенное внимание к своему здоровью. Психологи выделяют возрастные периоды особо яркого проявления определенных страхов: 2-3 года – боязнь животных, темноты, ночные страхи; 4 года - боязнь насекомых, воды, сказочных героев; 5-6 лет – боязнь несчастий, катастроф, пожаров, боязнь школы.

Страхи могут возникать в результате подражания тем, кто боится, или как реакция на эмоционально значимые ситуации (испуг, тяжелая болезнь родных и близких, трудноразрешимый конфликт в детском учреждении семье и т.п.)

По продолжительности страхи бывают кратковременными (15-20), быстропроходящими после успокоительной беседы, и затяжными (1-2 месяца). [5, ст. 12]


Также страхи подразделяют на ситуативные и личностные, реальные и воображаемые, острые и хронические.

  • Ситуативный страх возникает в необычной, опасной или шокирующей взрослого человека или ребенка об­становке (например, при стихийном бедствии, на­падении собаки и т. д.).


  • Личностно обусловленный страх предопреде­лен характером человека, например его повышен­ной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.

Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.

  • Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображае­мый и хронический — особенностями личности. [2, ст. 3]



Сам по себе страх – продуктивная эмоция. Ребенок, который нормально развивается, должен уметь бояться. Однако существует тонкая грань, за которой обычный нормальный страх делает из ребенка невротика.


В связи с этим остро встает вопрос о коррекции страхов.

Многие авторы рассматривают возможность коррекции страхов у детей различными методами, но мы остановимся подробнее на методе сказкотерапия.

Термин «Сказкотерапия» появился в русском языке сравнительно недавно. И, поэтому у разных людей, специалистов сказкотерапия вызывает многообразные ассоциации. Для одних – это лечение сказками. Для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни.

Сказкотерапия одно из самых молодых направлений практической психологии. Но, с другой стороны, сказкотерапия – это самый древний способ поддержки человека с помощью слова.

Особо эффективной сказкотерапия является в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Это объясняется несколькими причинами: с одной стороны, у детей сильно развит механизм идентификации, что является незаменимым приемом развития гибкости поведения, способности взглянуть на проблему по-другому. Сказка начинается с интереса, а все что вызывает интерес, проникает во внутренний мир человека быстрее и глубже. Сказка адресуется и воспринимается не только умом, поэтому сознание и подсознание становятся союзниками, а не соперниками. В сказке, возможно, все и в ней всегда счастливый конец – то есть она помогает личностному раскрепощению и открытию творческого потенциала. Сказка – зеркало, отражающее мир через призму личностного восприятия человека. [4, ст. 7]

Всем известно, что только в сказке невозможное возможно. Здесь нет ментальных ограничений, существующих в обыденной жизни. Здесь можно не бояться мечтать, строить образы будущего, желаемого.

Таким образом, сказка раскрывает человеческую потенциальность. Обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребенок переносит его на реальные ситуации.


Сказкотерапия хороша тем, что умещает в себе всю «технологическую кухню» от диагностики до коррекции, включая профилактику и развитие индивидуальности. В сочетании с тем, что она органично синтезируется со всеми известными методами психотерапии, применима как в индивидуальной работе, так и в групповой, подходит для любого возраста, сказкотерапию можно назвать полифоническим методом. [4, ст. 9]

Доктор психологии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева считает, что концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных.

Так же по ее мнению выделяются следующие принципы работы со сказками:

  1. Принцип осознанности – включает в себя осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета и понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

  2. Принцип множественности – осознание того что, одно и тоже событие, ситуация моет иметь множество значений и смыслов.

  3. Принцип связи с реальностью - это понимание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает некий жизненный урок.[3 ст. 16]

Используя метод сказкотерапии, психологи ведут коррекционную работу с агрессивными и тревожными, застенчивыми и замкнутыми, чрезмерно подвижными и невнимательными детьми. С помощью сказки можно эффективно преодолевать нарушения самооценки, несобранность и медлительность, трудности в общении и обучении и, конечно же, бороться с такой распространённой проблемой, как детские страхи.


Наиболее распространенным страхом у дошкольников, является страх темноты. В темноте есть нечто мистическое, волшебно пугающее, волнующее. У детей архаическое коллективное бессознательное проявляется гораздо ярче, чем у взрослых (недаром им так близки сказки), именно поэтому неудивительно, что темнота часто вызывает у них панический ужас.


Сказкотерапевт Д.Соколов считает, что изначальный страх могут победить другие эмоции (любовь, вина, обида), расширение границ (узнавание мира таким, какой он есть его объективацию) или плата за приобретение смелости и предлагает оригинальную картотеку психотерапевтических решений данной проблемы.

  1. Схема сказочного сюжета:

Зайчик боится темноты. Встретил друга котёнка. Пошли вместе исследовать ночной лес. Чудовище оказалось веткой, страшный «желтый» глаз – фонарём. Встретившийся филин услал их спать, сказав, что дети ночью по лесу не гуляют.

Принцип решения: помощник (такой же, как герой). В самое пекло. Узнавание. Границы.

  1. Схема сказочного сюжета.

Мальчик дружил с Солнцем и боялся Ночи. Ночь ушла. Солнышко без неё устало, стало плакать. Мальчик пошёл звать Ночь и её дочь Темноту. Те вернулись, и все сдружились.

Принцип решения: утрированная победа, её негативные последствия. Для кого-то (покровителя). Диалектика.

  1. Схема сказочного сюжета:

Крот влюбился в бабочку. Стал оставаться по утрам, любоваться её полётом. Раньше он думал, что слепой, при дневном свете оказалось: видит!

Принцип решения: противоположность. Любовь. Постепенное привыкание. Отвлечение.

  1. Схема сказочного сюжета:

Медвежонок потерялся в лесу, боялся идти домой из-за темноты. Светящаяся блоха попросила его перенести её на поляну, где у них – блох – собрание. Там обещала заклинание против страха. По дороге кусала, но светила. На поляне медвежонок выучил: «Э-ге-ге, о-го-го, не боюсь я ничего!» и побежал домой.

Принцип решения: промежуточная цель (конфетка посередине). Плата. Интернализация ресурсов.

  1. Схема сказочного сюжета:

Алёнушка боялась темноты. Осталась дома на ночь с Иванушкой. Везде жгли свет. Иванушка поранился ножом, Алёнушка испугалась, побежала через поле за доктором. Только провожая доктора обратно, заметила, что совсем не боится темноты.

Принцип решения: вытеснил другой страх. Внезапность. Для кого-то (меньшего).

  1. Схема сказочного сюжета:

Мама оставила мальчика-трусишку одного ночью. Он возмутился, оделся и пошел все рассказать бабушке. Та жила на другом конце города. Прошел через все темные улицы и дворы, нажаловался; пока возвращался, засыпал по дороге да где-то страх и потерял.

Принцип решения: обида злость. Против кого-то. [5. ст. 18]


Опираясь на данные схемы, а также на собственные знания и творческие способности, специалисты и родители без особого труда могут составить эффективную персонализированную сказку для боязливого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.


Таким образом, сказкотерапия не только обладает большой привлекательностью и ценностью, но также является универсальным и очень доступным в практической работе психокоррекционным методом.








Список литературы.



  1. Голутвина В. Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться / Вера Голутвина – М.: Гелиос.


  1. Захаров А.И. дневные и ночные страхи у детей – «Серия психология ребенка». – СПб 2000.



  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. – 2002 .


  1. Пономарева В.И. Там на неведомых дорожках… Из практики сказкотерапии. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2008



  1. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь: М.: Сфера,2008




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей дошкольного возраста.

Автор: Ганжурова Алеся Владимировна

Дата: 31.10.2018

Номер свидетельства: 482996

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Использование метода куклотерапии в развитии речи детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(85) "ispol-zovaniie-mietoda-kuklotierapii-v-razvitii-riechi-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "147830"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419504852"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Мастер – класс для педагогов «Арт-терапия как способ снятия агрессивности у детей дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(114) "mastier-klass-dlia-piedaghoghov-art-tierapiia-kak-sposob-sniatiia-aghriessivnosti-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "183372"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425836976"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "проект "Коррекция тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(90) "proiekt-korriektsiia-trievozhnosti-i-strakhov-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "315149"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459842828"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "СКАЗКОТЕРАПИЯ"
    ["seo_title"] => string(15) "skazkotierapiia"
    ["file_id"] => string(6) "264492"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449735972"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Статья "Игры- терапия психолого- педагогической направленности с детьми дошкольного возраста." "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-ighry-tierapiia-psikhologho-piedaghoghichieskoi-napravliennosti-s-diet-mi-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "136033"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417018615"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства