Создание условий для экологического образования детей дошкольного возраста в доу
Создание условий для экологического образования детей дошкольного возраста в доу
В статье описаны условия создания оптимальной предметно-пространственной среды, позволяющей формировать экологические представления (о мире животных, растительном мире, неживой природе, временах года и т.д.) и экологически правильное отношение к природным явлениям и объектам у детей дошкольного возраста, воспитывать в детях чувство патриотизма, расширять понятие любви к природе, к планете.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание условий для экологического образования детей дошкольного возраста в доу»
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Были приняты «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».
В связи с этим, в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Теоретические и экспериментальные исследования Е.В. Бондаревской, Е.В. Гончаровой, Д.Н. Кавтарадзе, Н.Н. Кондратьевой, А.Н. Кочергина, Е.В. Михеевой, А.А. Муратовой, С.Н. Николаевой, С.В. Петериной, Н.А. Рыжовой и т.д. установили, что в формировании экологической культуры особая значимая роль отводится дошкольному детству. Это интенсивный период для развития положительного отношения к окружающей действительности, формирования нравственно-этических норм поведения, приобретения ярких эмоциональных впечатлений, которые надолго остаются в памяти человека. Чем раньше начнут закладываться основы экологической культуры, тем выше будет её уровень, в связи с чем, экологическое образование дошкольников имеет важнейшее значение [1, с. 560].
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)» закрепил позицию экологического образования дошкольников. Согласно данному документу в качестве целевых ориентиров образовательной программы выступают пять направлений, которые формируются через ознакомление детей с окружающим миром природы: познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие. В рамках познавательного развития у дошкольников формируются первичные представления об объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей и особенностях ее природы. Содержание художественно-эстетического развития предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование гуманного, бережного, заботливого, эмоционально-положительного отношения к миру природы. В результате социально-коммуникативного развития формируются основы безопасного поведения в природе, социуме, быту, развиваются эмоциональная отзывчивость, сопереживание по отношению к природным объектам. Речевое развитие направлено на знакомство с природоведческой литературой. Область физического развития предполагает формирование у детей ценностей и навыков здорового образа жизни.
Одним из основных условий решения целевых ориентиров экологического образования в ДОУ является организация развивающей предметной среды. Анализируя требования ФГОС было выяснено, что предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [4].
На основе выше сказанного перед нами была поставлена цель – создать эффективную экологическую предметно-пространственную среду и активно использовать её в работе с детьми.
Для реализации поставленной цели и осуществления образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, был создан экологический уголок «Юный эколог», включающий в себя мини-лабораторию, центр природы, мини-библиотеку.
Система работы по созданию и пополнению экологического пространства имеет ряд важных отличительных особенностей.
В сентябре она началась с изготовления большого самодельного глобуса. Данная деятельность способствует формированию самых элементарных представление о Земле, материках, морях и океанах, о местоположении России и родного города. Дети узнают о некоторых экологических проблемах планеты, своей страны. В течение всего года дети будут работать с ним – практически моделировать свои первые географические познания: наклеивать материки, наносить печатными буквами названия (страны, столицы, своего города и поселка), приклеивать изображения животных в местах их естественного проживания, значком 5ОЗ обозначать экологически неблагополучные территории на Земле.
Неотъемлемой частью работы с глобусом является разнообразная деятельность с литературными произведениями, оказывающая благотворное влияние на личность ребенка: чтение книг, рассматривание иллюстраций к книгам, заучивание стихотворений, разыгрывание сказок. Стержневым произведением для группы является «Экология в картинках» В.Н. Танасийчука. Семнадцать рассказов книги создают образное, доступное детям этого возраста представление об основных экологических законах природы.
Для постоянного общения с растениями в группе имеется центр природы, в котором комнатные растения представлены разными экологическими группами: влажные районы – бальзамин, бегония; умеренный пояс – фиалка, хлорофитум, герань. Наблюдая за состоянием растений, дети не только узнают какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, но и «сочувствуют», стараются помочь, ухаживая за ними (рыхление, мытьё, полив) при помощи инвентаря – лейки, палочки для рыхления, тряпочки, опрыскиватель, ёмкости для мытья, губки. Такая работа формирует заботливое и бережное отношение детей к природе.
Ребенку-дошкольнику от природы присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремиться не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. [3, с. 117].
Благодаря мини-лаборатории «Юный эколог», в котором размещен календарь природы, дети в течение года фиксируют времена года, месяцы, дни недели, числа, погоду. Используя разнообразное оборудование (лупы, пробирки, воронки, салфетки тканевые, трубочки для продувания, мензурки, стаканчики для измерения объёма, пипетки), природный материал (шишки сосны, фасоль, горох, косточки плодов, камни, каштаны, желуди, веточки, ракушки), дети при помощи опытов и экспериментов имеют возможность раскрыть некоторые тайны окружающего мира, уточнить знания о качествах и свойствах объектов неживой природы (воды, снега и т. д.), о важных условиях для полноценного развития и роста растений. Также дети познают значение красоты, порядка, чистоты в окружающей среде для здоровья каждого человека, знакомятся с природными материалами и их использованием в хозяйственной деятельности человека. Данная деятельность оказывает содействие для осознания причинно-следственных связей, развития наблюдательности и мыслительной деятельности.
В экологическом воспитании велика роль игры. Она уточняет, закрепляет, расширяет представления об объектах, о явлениях природы, развивает память, внимание, наблюдательность, обогащает словарь. В группе богатое разнообразие настольно-печатных игр: «Разрезные картинки», «Парные картинки», «Мир животных», «Времена года», «Цветы», «Грибы» и т. д.; дидактических игр: «Кто что ест?», «Чей малыш?», «Что лишнее?», «Живая и неживая природа»; экологических игр: «Отгадайте, что за растение», «Найди пару», «Лесник», «Назови три предмета» и т.д., размещены наборы иллюстраций по разной тематике – «Времена года», «Фрукты», «Овощи», «Домашние и дикие животные», «Птицы» и др.
С детьми в течение года проводятся беседы, решаются проблемные ситуации, в которых они знакомятся с правилами поведения в природе – «Не загрязняй природу», «Не лови насекомых», «Не ломай ветки деревьев и кустарников», «Мусор – хорошо или плохо?», «Как мы можем помочь природе?».
Среди эффективных способов экологического образования детей важно отметить прогулки. Дети наблюдают за объектами живой и неживой природы – деревьями, птицами, насекомыми, цветами, ветром, дождём, солнцем, небом. За направлением ветра дети наблюдают при помощи флажков и флюгеров. Работают с выносным материалом – лопатками, грабельками, ведерками, природным материалом. Играют в подвижные игры – «Бездомный заяц», Найди своё гнездо», «Найди по описанию» и др. Каждое наблюдение расширяет и углубляет представления ребенка об окружающей природной среде, даёт новые знания, пробуждает любознательность и пытливость.
Отношение к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью формируется также во время выставок, акций, праздников и досугов экологического характера. Праздник, посвященный воде, организуется 5 июня (совпадает с Всемирным днем охраны окружающей среды). Вода – это сама жизнь, без нее не может обойтись ни одно живое существо, вода доставляет много радости людям, особенно детям, а праздник дает возможность это почувствовать.
Но самым главным экологическим праздником в подготовительной к школе группе является всемирный День Земли (22 апреля). В этот день проводится акция «Украсим Землю цветами» – дети высевают семена, высаживают выращенную ими рассаду цветочных и овощных культур на «Огород на подоконнике».
Важнейшее значение для экологического воспитания детей имеет их практическая деятельность в природных условиях в зоне ближайшего окружения. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объект.
С этой целью на территории детского сада была создана Экологическая тропа, наполненная видовыми точками: цветочная полянка, фитоогород, овощи на грядках, жгучая трава, муравейник.
В весенне-летний период на тропе высаживались множество растений. На специально отведенном месте высаживали лекарственные растения. На участке имелась небольшая группа сорных растений, которая не мешала нам выращивать другие растения, и мы ее не уничтожали – она также входила в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов объясняли детям многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества.
Объекты экологической тропинки давали большие возможности для формирования чувства близости к природе и сопереживания живым существам.
Так же ведется работа с родителями – на участке висят кормушки, скворечники сделанные руками родителей. Проводится анкетирование родителей, консультации по экологическому воспитанию, изготовлены буклеты, папки-передвижки.
Таким образом, нами была создана оптимальная предметно-пространственная среда, позволяющая формировать экологические представления (о мире животных, растительном мире, неживой природе, временах года и т.д.) и экологически правильное отношение к природным явлениям и объектам у детей дошкольного возраста, воспитывать в детях чувство патриотизма, расширять понятие любви к природе, к планете.
Списокиспользованныхисточников
1. Киселева, Е. В. Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО / Е. В. Киселева, Т. М. Советова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 3 (137). – С. 560-562.
2. Курилова, Н. А. Создание предметно-пространственной среды экологической направленности в дошкольном образовательном учреждении / Н. А. Курилова // Обучение и воспитание: методика и практика. – 2016. – № 30-2. – С. 115-120.
3. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе : Методическое пособие / М. Д. Маханева. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 171 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155.