Создание танцевальных композиций в детских хореографических коллективах
(Методические рекомендации для молодых педагогов-хореографов)
Дети способны остро подмечать и быстро впитывать в себя все интересное, новое в жизни. Поэтому важно, чтобы созданные для детей танцевальные композиции отмечались высокой художественностью, были яркими и жизнерадостными. Они должны способствовать эстетическому и физическому развитию детей, формированию их вкусов, воспитывать культуру поведения и общения. Безграничная фантазия ребенка, бесхитростная непосредственность его восприятия позволяет педагогу-хореографу свободно общаться с ребенком своеобразным языком пластики.
Однако, учитывая особенности возрастного и психофизиологического характера, содержание хореографических движений должно меняться в зависимости от развития детей, от приобретения ими соответствующих навыков.
В дошкольном возрасте не достаточно хорошо развиты координация движения, чувство ритма, нет быстрой мышечной реакции, ориентировки в пространстве, танец необходимо составлять из доступных движений: простых шагов, притопов, подскоков, галопа, с применением хлопков. В основу хореографической композиции, возможно положить элементы различного рода игр, отвечающих запросам и интересам ребенка, активно используя при этом принцип соревновательной деятельности. Например, в народных детских играх: «Стенка на стенку», «Змейка» и др. используется танцевальный фольклорный материал Курского края: различные притопы, хлопки, хлопушки, дробные дорожки. В процессе фольклорной игры дети знакомятся с культурой родного края, его историей, приобщаясь при этом к основам хореографического искусства.
Для дошкольного возраста целесообразно создавать хореографические композиции группового или массового исполнения. Такие композиции сплачивают детей в единый коллектив, вызывают совместное радостное переживание от танцевального творчества.
Задача педагога-хореографа – пробудить в детях устойчивую увлеченность к танцу, воспитывать дружеские чувства друг к другу, положительную мотивацию в отношении к окружающим.
Для детей среднего школьного возраста, когда координация движений и чувство ритма развиты лучше, для устранения неуверенности, стеснительности, резкости и неуклюжести движений, необходимо создавать массовые танцевальные номера. Детям по силам исполнять более сложные танцевальные элементы и композиции. В этом возрасте возможно создание парных композиций, но их содержание, эмоциональный настрой и задачи должны определяться психофизиологическими особенностями развития детей.
Особенно внимательно следует подходить к работе над новыми танцевальными композициями на основе современной пластики. Молодые педагоги-хореографы часто отождествляют композиции для детей с танцевальными элементами для взрослых. Введение в танцевальную композицию для школьников элементов, не свойственных детскому мироощущению, отрицательно, даже я бы сказала, негативно сказывается на развитии их художественного вкуса и творческих способностей, а также здоровья. Например, сложные, опасные поддержки для жизни ребенка, выполняемые девочками и мальчиками не допустимы в младшем и среднем возрасте.
Для обучающихся старшего школьного возраста, с развитым музыкально-слуховым восприятием, чувством ритма, способностью мыслить хореографическими образами, желательно создавать более сложные по своей композиционной форме и технике исполнения танцы, с интересными связками, изящными танцевальными элементами, жестами, позами. Например, применять всевозможные вращения с элементами акробатики, трюков, использование атрибутов танца (сабли, вилы, и т.д.). Рекомендуется использовать в данной возрастной категории максимальные возможности уже изученного материала, добавляя все более четкие, эмоционально-окрашенные композиции, например на патриотические темы, которые уже на сцене могут восприниматься как чувственные композиции, оказывающие влияние на становление гражданственности и патриотизма у исполнителей и зрителей в зале. Образцом такого примера может служить танец «Памяти погибшим – посвящается!», где простой хоровод в сочетании с сольной партией солистки, обогащает восприятие образа и создает целостность композиции.
Самые высокие требования при создании танца для детей необходимо предъявлять к подбору музыкального материала, использую для этого как высокохудожественные образы русской и зарубежной классики, так и современные ритмы. Особое внимание педагог-хореограф должен обратить на образно-эмоциональное содержание музыки. Яркий музыкальный образ способен вызвать у ребенка или подростка желание воспроизвести его в танцевальной пластике.
Создание хорошей, интересной по своей музыкальной и хореографической основе, композиции – только одна часть большой работы педагога-хореографа. Следующий этап в работе над композицией - выработка правильной манеры исполнения, свойственной данному танцу и данному возрасту ребенка. Развивая в детях жизнерадостность, непосредственность, педагог-хореограф может добиться простоты, ясности и искренности в манере исполнения, правдивости в передаче образного содержания хореографического номера.
Хореографическое искусство развивается во времени и несет его отпечаток.
Постоянно растущие требования к качеству исполнения и постановочной работе, требует от педагога-хореографа постоянного стремления к изучению все более интересного, инновационного в танцевальном творчестве. Самое главное двигаться вперед, к новым образам, к новой мечте вместе с развивающимся искусством танца. Постановке танца предшествует работа над образами. Такая работа развивает творческую инициативу у детей, помогает им понять характер танцевальных образов. В этюдах прорабатываются отдельные эпизоды из намеченных танцевальных композиций. В работе над этюдами обучающимся доставляется определенная самостоятельность: они могут проявить свою инициативу в разработке комбинации для этюда, создании образа и даже в подборе и сочетании движений.
Подготовка к постановочной работе должна быть постоянной в процессе занятий. Разучиваются отдельные движения, намеченных к постановке танцевальных композиций, немаловажной работой педагога-хореографа является передача характера данного номера и конечно эмоциональный настрой в каждом выполненном элементе. Задача педагога состоит в том, чтобы выбрать простой сюжет, близкий и понятный воспитанникам, который увлечет их и будет доступен для исполнения. Танцевальная лексика в композиции должна быть проста и носить вспомогательный характер.
Каждая танцевальная композиция – это долгая и упорная работа над сюжетом. Создание танца – творчество самого педагога и конечно вспомогательная роль воспитанников. Работа над сюжетными композициями начинается с раскрытия содержания и характеристики основных действующих лиц. Педагог-хореограф должен создать творческую атмосферу, при которой воспитанники сами включаются в процесс создания танца, сами ищут правильное решение эпизодов, а педагог-хореограф осторожно направляет их творческую инициативу. Здесь требуется также и художественный вкус в выборе выразительных средств. Самое главное – это умение сохранить в номере непосредственность исполнения, присущую ребенку.
Каждая танцевальная композиция рассматривается не только как хореографическое произведение, но и средство расширения знаний воспитанников, более полного раскрытия национального характера танца.
Исполнение народных танцев воспитывает в детях уважение и любовь к народному творчеству. Воспитанники знакомятся с жизнью, бытом, национальными особенностями различных народов.
Важным в работе детского танцевального коллектива является подготовительная работа и проведение самих выступлений. Концертная деятельность воспитывает у детей сознательность и ответственность за общее дело. Последнее репетиционное занятие перед премьерой хореографической композиции проводится в сценических костюмах. Особенно важно знать педагогу-хореографу, что во время исполнения танца педагог старается не делать замечания. Они даются после выступления и конечно наедине с коллективом, желательно делая замечания конкретнее, четче.
Перед участием в концерте проводится небольшой тренаж и настрой обучающихся на работу на сцене. Работа над танцем не заканчивается его премьерой. Продолжается техническое освоение, улучшение хореографической лексики, выразительности исполнения и конечно эмоционального настроя.
Постоянно растущие требования к качеству исполнения и постановочной работе, требует от педагога-хореографа постоянного стремления к изучению все более интересного, инновационного в танцевальном творчестве. Самое главное не стоять на месте и двигаться вперед вместе с развивающимся искусством танца.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(298) "Методическая разработка «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств по предпрофессиональной программе в ДШИ»"
["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_narodno_stsenicheskii_tanets_v_sisteme_obucheniia_na_o"
["file_id"] => string(6) "545938"
["category_seo"] => string(7) "prochee"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1586444397"
}
}