СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ.
Крыгина К.Г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Мончегорск "Детский сад комбинированного вида №9"
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Задачи:
- создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;
- сохранение здоровья детей и повышения двигательной активности и умственной работоспособности;
- создание положительного эмоционального настроя и снятия психоэмоционального напряжения.
Формы организации здоровьесберегающей работы (Непосредственная образовательная деятельность; утренняя гимнастика; бодрящая гимнастика и закаливание; пальчиковая и дыхательная гимнастика; индивидуальная работа с ребенком имеющим ограниченные возможности здоровья; праздники, развлечения и досуги и т.д.)
Непосредственно образовательная деятельность (разнообразные варианты физкультурных занятий: по традиционной схеме; занятия состоящие из набора подвижных игр и т.д. )
Утренняя гимнастика - помогает создать радостный эмоциональный подъём, "разбудить" организм ребёнка, настроить на действенный лад. Бодрящая гимнастика - помогает улучшать настроение детей, поднять мышечный тонус, способствует профилактике нарушения осанки и стопы. Закаливание - один из действенных метод укрепления иммунитета и профилактики заболеваний.
Пальчиковая и дыхательная гимнастика (улучшает носовое дыхание, ликвидирует заболевания верхних дыхательных путей, улучшает состояние сердечнососудистой системы и т.д.). Двигательные импульсы пальцев рук способствуют развитию "речевых" зон и в целом положительно воздействуют на всю кору головного мозга ребенка.
Формы активного отдыха: физкультурные досуги и праздники являются эффективной формой активного отдыха детей – это масленичные гуляния, проводимые на участке детского сада, которые всегда включают в себя конкурсы, состязания, народные подвижные игры: «Золотые ворота», «Горелки», «Карусели», спортивно-патриотическая игра «Зарница». В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей.
Использование в работе упражнения на фитболах и тренажерах. Главная цель упражнений – укрепление опорно-двигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижность в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего психического и физического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение развивающей предметной и двигательной среды.
Совместная деятельность с семьей - преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье. Традиция проводить дни здоровья «Папа, мама, я - спортивная семья», где родители и дети только не будут соревноваться между собой в быстроте и ловкости, но и демонстрировать семейные презентации по здоровому образу жизни в своей семье.
Совместная деятельность с педагогами, направленная на формирование здорового образа жизни. Одним из актуальных аспектов формирования личности ребенка является валеологическое воспитание. Оно включает в себя систематическое изучение основных сведений по охране здоровья и привитие гигиенических навыков на занятиях, проводимых на основе здоровьесберегающей педагогике.
Художественное творчество. Для повышения интереса детей к физической культуре, организуются выставки художественного творчества, конкурсы рисунков. Стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй, различных поделок и т.д.