kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Совершенствование образовательного процесса с позиции здоровьесбережения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

“Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование образовательного процесса с позиции здоровьесбережения »

  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

“Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

В действующем Законе “Об образовании” первоочередной задачей является “ здоровье человека и свободное развитие личности”. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.

Одной из главных задач дошкольного учреждения – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Воспитатель должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.

Согласно ФГОС дошкольного образования, образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в видах деятельности:

  • двигательной (упражнения, направленные на развитие физических качеств);

  • формированию опорно-двигательной системы организма;

  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

  • овладение подвижными играми с правилами.

В дошкольные учреждения приходит большое количество детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями. Кроме того, по данным медицинской статистики, количество дошколь­ников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. В последние годы, к сожалению, отмечается и увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. В век развития телевидения и компьютеризации дети меньше общаются с взрослыми и сверстниками. Да и многие родители предпочитают, чтобы дети сидели за компьютерными играми, смотрели мультфильмы, лишь бы не отвлекали. В результате двигательная активность на низком уровне, речь и чувственная сфера не развивается.

Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих образовательных учреждений. Здоровый малыш – это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества.

В результате анализа практической деятельности, основного процесса дошкольного образования выявлено ряд недостатков:

В результатах:

  • «двигательный дефицит» (низкий уровень двигательной активности);

  • недостаточно развиты физические качества (выносливость, сила, быстрота, координация движений, гибкость).

В основном процессе:

  • не созданы условия для самостоятельной физкультурной деятельности детей в группах и на спортивных площадках;

  • недостаточное использование здоровьесберегающих технологий.

В содержании:

  • отсутствие мотивации у детей;

  • недостаточная методическая, материальная база ДОУ;

  • не используются современные технологии и методы обучения (метод проекта, компьютерные игры);

  • не готовность педагогов в работе с интерактивными, мультимедийными средствами.

  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Работа по оздоровлению детей в каждом детском саду ведётся всегда, но она не достаточно эффективна. В настоящее время экономическое и социальное положение семей в нашем обществе создает множество факторов риска для подрастающего поколения, ведет к целому ряду проблем, требующих решения.

Анализ создавшейся ситуации в системе образования в целом и детском саду, в частности, позволяет выявить проблемы:

- необходимость повышения уровня физического развития детей и недостаточное пониманиеи серьезности этой проблемы со стороны родителей;

- потребность персонала детского сада в выработке единых подходов к организации питания, закаливания, физической активности и неготовность родителей к конструктивному сотрудничеству;

- необходимость оздоровления детей и отсутствие системности в организации оздоровительной, профилактической и просветительской работы со всеми субъектами образовательного процесса.

Для разрешения данных проблем, необходимо создание условий преемственности здоровьесберегающих технологий в детском саду и семьях воспитанников, чтобы выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить санитарно - гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства.

Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа

  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы предоставлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

На завершающем этапе:

  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

      • ребенок активно участвует в совместных играх, владеет разными формами и видами игры.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе.

При совершенствовании образовательного процесса с позиции здоровьесбережения надо дополнить организационные и психолого – педагогические условия:

1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.

Оздоровительная гимнастика.

Игры – релаксации.

Привитие детям гигиенических навыков.

Простейшие навыки оказания первой помощи.

Физкультминутки во время занятий.

Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры.

Массовые оздоровительные мероприятия.

Упражнения для глаз.

2. Работа с семьей.

Пропаганда здорового образа жизни.

Консультации.

Индивидуальные беседы.

Выступления на родительских собраниях.

Проведение совместных мероприятий.

3. Работа с педагогическим коллективом.

Проведение и посещение занятий направленных на здоровьесбережение.

Посещение научно-практических конференций.

4. Создание условий и развивающей среды.

Приобретение массажёров, тренажёров, спортивных снарядов и модулей.

Изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Разработка отдельных оздоровительных комплексов.

С целью реализации здоровьесберегающей технологии в детском саду необходимо создать условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития. Спортивные площадки, тренажёрный и спортивный залы, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка. В каждой возрастной группе должны быть оборудованы уголки двигательной активности, которые должны быть оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием.

Для каждой возрастной группы должен быть составлен режим двигательной активности, разработана система закаливания с учётом сезона, возраста.

В каждый вид деятельности должны быть включены упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей. Дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения.

Основными целями проведения здоровьесберегающих упражнений являются:

Осуществление профилактики простудных заболеваний.

Для предупреждения простудных заболеваний рекомендуется регулярно применять точечный массаж, массаж биологически активных зон, ушей, дыхательную звуковую гимнастику, которая проводится с помощью специально разработанных игровых упражнений.

Проведение закаливающих процедур.

Ежедневно проводить гимнастику после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, с корригирующими упражнениями, массаж для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Ежедневные прогулки зимой на лыжах, игра в баскетбол, теннис, являются немаловажным фактором оздоровления. Круглый год на свежем воздухе. Доказано, что бег на свежем воздухе стимулирует кровообращение и дыхательную, и сердечно сосудистую системы, а также способствует снятию психоэмоционального напряжения.

Условия формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни:

Создание вокруг ребенка учебно-воспитательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры здорового образа жизни.

Создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно – педагогической направленности.

Формирование активной позиции ребенка в освоении знаний, умений и навыков валеологического характера.

Учет индивидуальных психофизиологических и типологических особенностей детей при организации занятий оздоровительной направленности.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

“Не навреди!”

Принцип сознательности и активности.

Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности.

Принцип доступности и индивидуальности.

Принцип систематичности и последовательности.

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.

Программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:

Рациональное питание.

Оптимальная двигательная активность.

Соблюдение режима дня.

Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.

Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий и будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, будут сформированы положительные мотивации.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.

Достижению новых образовательных результатов способствуют новые условия:

Кадровые:

  • Повышение квалификации педагогов по проблеме здоровьесберегающей деятельности дошкольников;

  • Совместная работа педагогов ДОУ со специалистами (психологом, физ. инструктором, логопедом, музыкальным руководителем) в плане обновления представлений о здоровьесбережении дошкольников в процессе работы работе с родителями;

  • Совместная работа педагогов и медицинских работников по вопросам здоровьясбережения детей различных возрастных групп в повседневной деятельности.

Психолого-педагогические:

  • Изучение воспитателями и использование в своей работе методических пособий:

  • «Я и мое здоровье» Т.А. Тарасова, «Развивающая педагогика» В.Т.Кудрявцев;

  • методических разработок (в журналах «Дошкольное образование», «Дети в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Инструктор по физическому воспитанию»);

  • «Примерные технологии отслеживания развития ребенка дошкольного возраста в разных видах деятельности» Т.И.Ерофеева, Р.Г. Казакова.

Материально-технические:

  • проектор;

  • компьютер;

  • музыкальный центр;

  • интерактивная доска.

Информационные:

  • Подборка информационно-методической литературы для родителей;

  • Плакаты на тему закаливания;

  • Тематические сюжетные картинки о спорте;

  • Видеотека мультфильмов по теме «Здоровьесберегающие технологии»;

  • Информационное освещение деятельности на сайте ДОУ;

  • Мультимедийные презентации для детей.

Организационные:

  • Консультации для родителей на темы: «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ», «О здоровье всерьез», «Влияние вредных привычек родителей на здоровье и развитие ребенка»;

  • Спартакиады между воспитанниками ДОУ и первоклассниками;

  • Экскурсии в библиотеку;

  • Тематические встречи родителей с врачом на темы, посвященные здоровью дошкольников.

Для решения поставленной проблемы была разработана электронная дидактическая игра для среднего возраста.


II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

Тема пособия: мультимедийная игра «Гимнастика для глаз»

Возраст: средняя группа

Цель: профилактика зрительных расстройств, укрепление глазодвигательных мышц.

Задачи: предупреждение утомления, укрепление глазных мышц, снятие напряжения, релаксация.

Практическая значимость: гимнастика помогает укрепить глазные мышцы, приносит успокоение, расслабление, создает положительный эмоциональный настрой.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки.

Место использования: гимнастика может быть использована как педагогами дошкольных учреждений, так и родителями (для расслабления глазных мышц детей после работы за компьютером дома).


Алгоритм работы со слайдами:

Алгоритм работы со слайдами таков: слайды № 3,4,6,8,10 ребенок является активным участником игры и может самостоятельно выполнять задание.

Описание работы со слайдами


слай-

да

Действие и возможный

вариант пояснения

Действие и рассказ воспитателя

1.

Титульный лист «Гимнастика для глаз»

Воспитатель предлагает детям сделать зарядку для глаз

2.

По щелчку мыши появляется следующий слайд. На слайде изображение сидящих детей

Педагог предлагает сесть равно и приготовиться к зарядке для глаз

3.

По щелчку мыши появляется следующий слайд. На слайде изображение детей с закрытыми глазами, ладошки и стих с упражнении

Поиграем мы немножко

и потрём свои ладошки.

Сильно руки растираем,

ими глазки закрываем!

Раз, два, три, четыре, пять!

Наши детки будут спать!


Дети выполняют упражнение

4.

По щелчку мыши появляется следующий слайд. На слайде изображение шарика и стих о упражнении

Продолжаем мы играть!

Будем головой качать!

Вправо, прямо,

Влево, прямо!

И вперёд, потом назад.

Вправо круг

И влево круг.

Ведь зарядке каждый рад!


Дети выполняют упражнение

5.

На слайде стих о бабочке

В поле бабочка порхала –

яркий мотылёк.

И легко перелетала

с цветочка на цветок.

Полетаем вместе с ней,

Последим глазами

Красоту родной природы

мы увидим сами!

6.

На слайде картинка с летающей бабочкой

Дети следят глазами за передвижением бабочки

7

На слайде приглашение бабочки

Фея из далёкой сказки

Приглашает поиграть.

Вместе с нею полетать.

8

На слайде картинка с летающей феей

Дети следят глазами за полетом феи

9

На слайде стих о разнообразии красок

Сколько в мире разных красок!

Нам их все не перечесть.

Посмотрите, полюбуйтесь, сколько разных красок есть!

10

На слайде изменяются цветовая палитра

Дети следят за изменением цветовой палитры

11

На слайде стих

Мы старались, упражнялись,

глазки наши занимались.

Снова сели по порядку.

Мы закончили зарядку






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Совершенствование образовательного процесса с позиции здоровьесбережения

Автор: Андреева Татьяна Валентиновна

Дата: 21.04.2015

Номер свидетельства: 203988

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе (на примере использования метода биологической обратной связи)"
    ["seo_title"] => string(158) "innovatsionnyie-zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-na-primierie-ispol-zovaniia-mietoda-biologhichieskoi-obratnoi-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "211703"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431674904"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Педагогический совет на тему "Интенсификация урока и формирование ценностного отношения к здоровью" "
    ["seo_title"] => string(115) "piedaghoghichieskii-soviet-na-tiemu-intiensifikatsiia-uroka-i-formirovaniie-tsiennostnogho-otnoshieniia-k-zdorov-iu"
    ["file_id"] => string(6) "180103"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425125227"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Инновационные технологии в обучении младших школьников "
    ["seo_title"] => string(64) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-v-obuchienii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "124296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414676979"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "разработка урока "Решение уравнений с модулем" "
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotka-uroka-rieshieniie-uravnienii-s-moduliem"
    ["file_id"] => string(6) "119189"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413364206"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "урок "Решение уравнений с модулем" "
    ["seo_title"] => string(38) "urok-rieshieniie-uravnienii-s-moduliem"
    ["file_id"] => string(6) "119200"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413365345"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства