kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Содержание и технология ознакомления детей с родным краем

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С РОДНЫМ КРАЕМ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Содержание и технология ознакомления детей с родным краем»

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С РОДНЫМ КРАЕМ

Изучение социокультурных основ проблемы потребовало определения методологии, на базе которой возможно разработать содержание и технологию ознакомления детей с родным краем. Наша методология, в свою очередь, базируется на конкретных научных подходах.

1. Системный подход — важнейшее условие разработки и реализации содержания и технологии — представлен на разных уровнях:

деятельность человека





мир природы

мир людей

предметный мир



практическая ценность природы (ландшафта)

преобразующая роль деятельности человека

результат деятельности человека







— окружающий мир — как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным миром и предметным миром

— усвоение существенных взаимосвязей между явлениями окружающего мира, наглядно представленных в виде особенностей природного и культурного ландшафта (системообразующий фактор — деятельность человека);

— усвоение детьми системных знаний о природе, социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий.

Особое значение имеет используемый нами принципиально новый подход, рассматривающий систему знаний, которая включает в себя две подсистемы, находящиеся в противоречивых отношениях. С одной стороны, идет непрерывный процесс развития неопределенных знаний в знания определенные, ясные и точные, чему уделяется основное внимание на занятиях, с другой — постоянно идет и противоположный процесс превращения ясных и четких знаний в знания неопределенные, неясные, которые проявляются в форме догадок, предположений и вопросов. Эта неопределенность представляется как своеобразная проблемность, служащая мощным стимулом познавательной активности ребенка в процессе усвоения общественного опыта, общечеловеческой культуры, что служит, в конечном итоге, основой саморазвития и творчества детей.

Исходя из этого, нами за основу был взят новый фундаментальный принцип построения программ воспитания и обучения дошкольников, сформулированный Н.Н. Поддьяковым; принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития, который явился основополагающим при разработке содержания и технологии ознакомления с окружающим миром.

Реализация данного принципа позволяет установить гармоничное соотношение между процессами развития, обусловленными действиями взрослого и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка.

2. Диалектический подход — обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса). У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи. Вместе с тем у детей формируется одна из универсальных способностей — способность прогнозирования изменений предметов и явлений окружающего мира. Этот подход формирует у ребенка особый взгляд на мир; он наделяет окружающие предметы гипотетическими свойствами. Таким образом, овладение детьми начальными формами диалектического подхода к анализу окружающих предметов и явлений служит предпосылкой для формирования у детей так называемых «методологических» знаний, на основе которых в дальнейшем складывается мировоззрение.

3. Культурологический подход — подчеркивается ценность уникальности пути развития каждого региона (своего родного края) на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния. В связи с этим были определены функции образовательного учреждения: с одной стороны, своеобразного «педагогического фильтра», способствующего отбору, коррекции передаваемой информации, с другой — хранителя культуры, способного транслировать «правильные» культурные образцы подрастающему поколению. Это нашло отражение как в создании предметно-развивающей среды, так и в содержании работы с детьми.

В соответствии с этими подходами содержание знаний о родном крае условно также было разделено на три основных блока: мир природы, деятельность человека и культурный облик родного края (города), олицетворяющий предметный мир в более широком масштабе. В основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между тремя этими блоками, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы и культуры.





Родной край (город)



Мир природы

(ландшафт)



Деятельность человека (труд, быт, праздники)

Культурный облик города

(архитектура, памятники, промышленность, народные промыслы)







Практическая ценность природы (ландшафта)

Преобразующая роль деятельности человека

Результат деятельности человека







Как видно из схемы, именно деятельность человека является тем связующим звеном, которое обеспечивает «преобразование» мира природы в «культурный облик» любого города (края). На наш взгляд, освоение детьми такого рода взаимосвязей уже на дошкольной ступени детства будет способствовать не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и поможет овладеть культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий.

В соответствии с этим был определен один из основных критериев отбора знаний исторического характера для дошкольников, образно названный нами «принцип айсберга». Степень глубины таких знаний обусловлена соответствующей наглядной представленностью (по «принципу айсберга»): наличие памятников архитектуры и других достопримечательностей определяет необходимость исторического экскурса в прошлое.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Содержание и технология ознакомления детей с родным краем

Автор: Лавринович Наталия Григорьевна

Дата: 11.02.2023

Номер свидетельства: 625371

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей по теме «Семья» на районный семинар"
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannoe_zaniatie_po_nravstvenno_patrioticheskomu_vospitaniiu_detei_po_te"
    ["file_id"] => string(6) "483251"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541156694"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
    ["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125932"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415097260"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) ""ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО- РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ТАТАРСКОЙ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ"."
    ["seo_title"] => string(86) "ispol-zovaniie-natsional-no-riegional-nogo-komponienta-v-tatarskoi-voskriesnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "315771"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459950780"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему: "МУЗЕЙ КАК КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ""
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-muziei-kak-krieativnoie-prostranstvo-kul-tury-v-doshkol-noi-organizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "273324"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452184977"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Как подготовить патриота своего Отечества"
    ["seo_title"] => string(42) "kakpodghotovitpatriotasvoieghootiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "280349"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453365181"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства