Цель: Создать условия вызывающие интерес у детей к познанию живой природы, через знакомство с зимующими птицами.
Задачи:
1. Расширить представления у детей о видах зимующих птиц и их питании, о роли птиц в природе и жизни человека.
2. Способствовать закреплению понятия «зимующие» птицы.
3. Закрепить умения детей в обращении с пластилином, развивать умения составлять силуэт птицы из множества фрагментов.
4. Создать условия для закрепления умения у детей составлять из отдельных деталей единое целое.
5. Совершенствовать умения детей заботиться и доброжелательно относится к птицам.
6. Способствовать развитию у детей самостоятельности, усидчивости, аккуратности.
Активизировать словарь детей словами: «зимующие птицы», корм, самец,самочка, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.
Методы и приемы: Сюрпризный момент, художественное слово, объяснение, показ, вопросы, ответы, похвала, выполнение работы детьми, игровые приемы, пластилинография, пальчиковая гимнастика
Материал и оборудование: Иллюстрации с изображением птиц - синица, снегирь, ворона, сорока; иллюстрации картинок зимы; разрезные картинки птиц; презентация «Снегири», записи: с пением снегиря, рассказ от имени снегиря ; пластилин, стейки,доски, салфетки ; кормушки, корм для птиц.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,« Социально-коммуникативное развитие»,, «Физическое развитие».
Виды деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная,трудовая,музыкальная.
Предварительная работа: беседы: «Зима», «Пернатые друзья»; дидактические игры: «Когда это бывает?», «Угадай, кто это?»;рассматривание иллюстраций на тему «Птицы», «Зима»; рисование снежинок пальчиками; чтение произведения А. Барто «Снегирь»
Индивидуальная работа: привлекать Ксюшу К., Володю Б. к комментированию ответов других детей.
Ожидаемые результаты: Дети знают и называют зимующих птиц, особенности внешнего вида. Владеют обобщающим понятием «Зимующие птицы». Умеют составлять силуэт птицы из множества фрагментов, умеют взаимодействовать с друг другом, планируют свои действия в создании поделок.Самостоятельно изготовляют поделки. Отвечают на поставленные вопросы.
Ход непосредственно образовательной деятельности:В кормушке сидит снегирь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите. Вы вчера оставили зернышки в кормушке и к нам в прилетел гость.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Воспитатель: Кто это?
Ребята, что вы знаете про снегиря? Как он выглядит? (дети описывают внешний вид снегиря)
-Вы сейчас рассказали про снегиря- мальчика, он называется самец. А снегирь-девочка называется самочка, у нее грудка не красная, а розовато-серая.
Воспитатель: А откуда ты к нам прилетел?
Я прилетели с далекого севера. Живем мы небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усаживаемся неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветках. Мы - доверчивые и общительные птицы. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, мы спешат на помощь.
Ребята, а вы знаете, чем мы питаемся?
Мы питаемся почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых выбираем семена, а мякоть выбрасываем. Отведав рябины, чистим клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают.
Снегири –самцы очень заботливые. Лучшие грозди рябины мы, будь даже очень голодны, все равно уступим самке. Мы очень любим петь. Нас можно узнать по характерному пению, включается запись снегиря. Теперь вы знаете, какие мы снегири и где мы живут.
А еще снегири любят играть. Давайте поиграем?
Физминутка «Снегири».
Вот на ветках посмотри, Руками хлопают себя по бокам
В красных майках снегири. Показывают грудки
Распустили перышки, Руки слегка в стороны,
Греются на солнышке. Шевелят пальчиками
Головой вертят, вертят, Повороты головой вправо, влево
Улететь они хотят. Бегут по кругу, взмахивая руками
Кыш! Кыш! Улетели
Игра «Собери снегиря»
Воспитатель:
- Ребята, давайте соберем нашему снегирю друга.
(рассматривание деталей и составление фигурки снегиря, внести детали не относящиеся к птицам)
Появляется снегирь.
Воспитатель:
Посмотри, какого мы тебе пригласили друга.
Снегирь: Какой красивый, как настоящий! Но мы ведь не живем по двое, мы живем стайками.
Воспитатель: Ребята как же нам быть?
Дети: Давайте сделаем еще снегирей.
Воспитатель:
Чтобы снегири у нас получились, как настоящие нам нужно потренировать пальчики.
Разминка для пальчиков «Снегирёк»
Сел на ветку снегирёк.
(Руку, согнутую в локте поставить на стол, пальцы сложить в виде клюва)
Пошел снежок — он промок.
(Опустить «голову птицы» клювом вниз)
Ветерок подул слегка,
(Помахать другой рукой на «снегирька»)
Обсушил он снегирька.
Снегирек встрепенулся,
(Повертеть"головой" снегирька в разные стороны)
К солнышку взлетел,
Песенку запел.
(Соединить большие пальцы обеих рук, остальными пальцами делать взмахи, как крыльями)
Творческие работы детей
Рефлексия:
Оценка работ с привлечением снегиря и детей.
Воспитатель:
-Прекрасные получились у вас работы.
-Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня
-Какие трудности вызвала сегодняшняя работа?
-Вам понравилось сегодня работать?
- Молодцы! Я рада, что у вас сегодня все получилось!
Снегирь:
- Спасибо вам большое! Я всем птицам расскажу, какие заботливые дети в вашем детском саду!