Литературное чтение
Тема: Г. Снегирев «Меховые лыжи».
Цель: ознакомить учащихся с произведением Г. Снегирева « Меховые лыжи».
Задачи:
-способствовать формированию представлений о творчестве Г. Снегирева;
-развивать навыки беглого осознанного чтения, мышление, наблюдательность;
-развивать речь, внимание;
-совершенствовать умения работать с иллюстрацией; уметь давать оценку действиям героев
произведения, работать в группе;
-воспитывать внимательность, чуткость.
Ход урока.
- Организационный момент.
Сегодня начнем урок с разминки, с помощью которой настроимся на активную и плодотворную работу.
-Если у вас хорошее настроение, потопайте ногами.
-Если у вас есть кошка, погладьте себя по голове.
-Если у вас есть друг, возьмите его за руку.
-Если вы любите школу, похлопайте в ладоши.
-Если вы хотите получить удовольствие от урока, будьте активны. Удачи всем!
Деление на группы по названию выбранных конфет.
2.Работа с эпиграфом к уроку.
« Кто говорит, тот сеет: кто слушает- собирает».
3.Повторение правил работы в группе.
4.Фаза вызова интереса.
Чтобы узнать тему нашего урока, отгадайте загадку.
-Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставили две ноги
И по большим снегам беги.
Лыжи
-Сообщение о лыжах (читает ученик)
«Это слово известно на Руси с 12 века. Говорят, и сейчас еще звучат слова «лызнуть» в значении «убежать», «лызок» -«бегство» (да и современное «улизнуть» означает то же самое).Лыжи с ними в родстве. Недалеко отсюда и до болгарского «лъзгам» - «скользить»; да и до псковского «слизгаться» -«скользить по льду». Так что кататься на лыжах – это непременно означает бегать на них.
-Ребята, а какое событие недавно завершилось в мире?
-Правильно, олимпиада. 22 зимние олимпийские игры.
-О каком времени года мы будем читать произведение?
Зима
-Прочитайте название произведения.
-Как вы понимаете выражение «Меховые лыжи»?
-Кто автор рассказа «Меховые лыжи»?
-Геннадий Яковлевич Снегирев.
Биография писателя (рассказывает ученица).
Геннадий Яковлевич Снегирев (1933-2004) — советский писатель, известный, в основном, своими детскими повестями и рассказами о природе и животных.
Родился и вырос в Москве, отец его погиб в сталинских лагерях, мама была библиотекарем, тяжелое предвоенное время вынудило мальчика сразу после начальной школы пойти в ремесленное училище, но закончить его не удалось. С началом войны Геннадий начал зарабатывать на жизнь, в 13 лет устроился на работу учеником препаратора на кафедре ихтиологии Московского университета, где он встретил ученого Владимира Дмитриевича Лебедева, фактически заменившего ему отца. Вместе они изучали рыбьи останки, ездили в экспедиции, проводили раскопки на Чудском озере. Там же, в университете, Снегирев начал заниматься боксом, но прекратил занятия после того, как в 16 лет у него обнаружили порок сердца — сказались большие физические нагрузки и недоедание. Спустя год, Снегирев отправился с ихтиологическим отрядом на экспедиционном судне «Витязь» к берегам Чукотки, где изучал глубоководных рыб Охотского и Берингова морей.
Вернувшись, он увлекся исследованием жизни и повадок бобров, путешествовал по Белоруссии, наблюдая за ними, позже по следам этих поездок написал рассказы «Бобровая хатка»,«Русские сказки о природе», «Про пингвинов».
5. Фаза осмысления.
-Первичное чтение текста учащимися.
-Работа в группах:
ответить на вопросы чтением отрывка из текста.
1-я группа
Почему лыжи называются меховыми? Для чего к лыжам прибивают куски шкуры животного?
2-группа
Кого автор рассказа встретил в лесу? Почему он испугался?
3 группа
Почему мальчик решил, что лось может забодать его?
4-я группа
Кто помог мальчику? Как удалось скрыть происшествие?
Таймер на три минуты.
6.Физкультминутка.
7.Работа по иллюстрации.
-К какому эпизоду подходит иллюстрация? Найдите этот отрывок и зачитайте.
-Таким вы себе представляли мальчика?
8. Работа в группе. Рисование диафильма к рассказу.
9. Защита рисунков.
10
10.Рефлексия.
Выберите и продолжите любое предложение.
-На уроке я сегодня узнал…
-На этом уроке я похвалил бы себя за…
-Сегодня я сумел…
-После урока мне захотелось…
Учащиеся прикрепляют стикеры на «Дерево настроения»
11.Заполнение оценочных листов.
12.Подведение итогов урока.
-Какой рассказ мы читали?
-Кто его автор?
-Что нового вы узнали?
-Как иначе можно назвать рассказ?
-Спасибо за урок!