Просмотр содержимого документа
«Слоговая структура слова»
Слоговая структура слова: почему ребенок говорит «капута» вместо «капуста» и как ему помочь.
Введение
Когда маленький ребенок только начинает говорить, его речь похожа на увлекательный, но порой загадочный шифр. «Титити» — это может быть и «киска», и «часики». «Пать» — вместо «спать». «Микана» — вместо «машина». Родители часто умиляются таким «детским» словам, и это естественно на ранних этапах. Однако если подобные искажения слов сохраняются после 3-3.5 лет, это может быть сигналом о нарушении слоговой структуры слова (ССС) — одного из ключевых компонентов речевого развития.
Что такое слоговая структура слова?
Это умение правильно воспроизводить последовательность и количество слогов в слове, сохраняя их «наполнение» (согласные и гласные звуки) и место ударения. Проще говоря, это ритмический каркас, «скелет» слова. Если этот каркас ломается, слово теряет свою узнаваемость, даже если отдельные звуки в нем ребенок выговаривает верно. В логопедии под термином «слоговая структура слова» понимается также способность правильно организовывать артикуляционные движения в процессе произнесения слова (А.К. Маркова).
Как в норме развивается слоговая структура?
Ребенок осваивает слова, как строительные блоки, от простого к сложному, что подробно описано в работах лингвистов и психологов (А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова):
1-2 года (период слов-предложений): преобладают слова из 1-2 открытых слогов (слог, оканчивающийся на гласный): ма-ма, па-па, ба-ба, ка-ша, ва-та.
2-3 года (период первых словосочетаний): появляются слова из 3-х и более слогов, но часто в усеченном или упрощенном виде: «синя» (машина), «тититка» (кирпичики). Характерны ошибки в стечениях согласных: «тул» (стул), «кос» (костюм).
3-4 года: ребенок уверенно говорит слова из 3-4 слогов простой структуры: «со-ба-ка», «мо-ло-ко», «ве-ло-си-пед». Начинает справляться со стечениями согласных, но еще могут быть трудности: «зезь» (гвоздь).
К 5 годам слоговая структура в норме полностью усвоена. Ребенок правильно произносит сложные лексические единицы типа «экс-ка-ва-тор», «те-ле-скоп», «ре-гу-ли-ров-щик».
Типичные ошибки при нарушении слоговой структуры
Нарушения многообразны и часто носят стойкий характер. Классификация ошибок подробно представлена в трудах логопедов-исследователей (Н.С. Чевчаева, Г.В. Бабина).
Основные виды:
Пропуск слогов (элизии): «капута» (капуста), «висипед» (велосипед). Наиболее частый тип.
Контаминация (слияние двух слов в одно): «холодильма» (холодильник + мама).
Почему возникают нарушения?
В основе лежат комплексные факторы, связанные с незрелостью или нарушением определенных мозговых систем:
Фонематическое восприятие: ребенок нечетко воспринимает звуковой состав слова на слух, «не слышит» все слоги и звуки в их последовательности (Р.Е. Левина).
Артикуляционная моторика и просодика: речевой аппарат не успевает перестроиться с одного артикуляционного уклада на другой. Нарушено чувство ритма, темпа, ударения (О.Ю. Федосова).
Слухо-речевая память и программирование: снижен объем слуховой памяти, страдает процесс планирования речевого высказывания, построения правильной слоговой последовательности (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Как помочь ребенку?
Принципы и этапы коррекционной работы:
Коррекция строится системно, от простого к сложному, и всегда в игровой форме. Одна из наиболее известных и эффективных методик принадлежит логопеду А.К. Марковой, которая выделила 14 типов слоговой структуры по возрастающей сложности. Работа ведется поэтапно.
Этап 1: Подготовительный. Формирование неречевых ритмов.
Цель: развить слуховое внимание, чувство ритма, ритмическую организацию движений.
Игры с ритмичными движениями: отхлопывать, отстукивать, оттопывать простые и сложные ритмы, предложенные взрослым или изображенные на карточках. Использование бубна, метронома. «Ритмические эхо»: взрослый отстукивает ритм — ребенок повторяет. Можно усложнить: ритм + определенное движение (присесть, подпрыгнуть).
Этап 2: Работа на уровне гласных и слогов (без смысла). Цель: подготовить артикуляционный аппарат, закрепить ритмический рисунок слога.
Проговаривание слоговых цепочек: С одинаковым гласным: БА-БО-БУ; МА-МО-МЫ. С одинаковым согласным: ТА-ТО-ТУ; КЫ-КО-КА. Со стечением согласных: ТРА-ТРО-ТРУ; ПЛА-ПЛО-ПЛУ (используются приемы отхлопывания на каждый слог).
Этап 3: Работа со словами (по нарастающей сложности).
Цель: автоматизировать навык правильного воспроизведения слогового контура в лексике.
Работа строится строго по класса Марковой: Двусложные из открытых слогов (ма-ма, лу-на). Трехсложные из открытых слогов (ма-ли-на, мо-ло-ко). Односложные (дом, сок) и со стечением (стол, кран). Двусложные с закрытым слогом (ко-тик, ди-ван). Двусложные со стечением в середине (пал-ка, ут-ка). Далее — трехсложные с закрытым слогом, со стечениями и т.д., вплоть до сложных слов (экскаватор, сковорода).
Практические приемы и игровые упражнения (по методикам Н.В. Курдвановской, Т.А. Ткаченко, С.Е. Большаковой): Отраженное произношение с опорой на ритм: взрослый четко произносит слово, отхлопывая слоги, ребенок повторяет. «Дирижирование»: ребенок сам руководит процессом, показывает слоги жестами или указкой по схеме.
Визуализация: выкладывание фишек (кружочков) на каждый слог, рисование слоговой дорожки. «Живые слоги»: раздать детям карточки-слоги и «составить» живое слово. Проговаривание с тактильной поддержкой: рука ребенка на горле взрослого, а затем на своем, чтобы почувствовать вибрацию гласных.
Интонационное выделение трудного слога: пропевание ударного или «проблемного» слога.
Использование мнемотаблиц: картинка-символ на каждый слог.
Когда обращаться к логопеду?
Если после 4 лет ребенок стойко искажает слоговой рисунок слов, его речь с трудом понимают незнакомые люди — это веский повод для консультации у логопеда-дефектолога. Чем раньше начата целенаправленная диагностика (включающая обследование фонематического слуха, артикуляционной моторики, ритмических способностей) и коррекция, тем быстрее и успешнее будет результат, что предотвратит будущие трудности с чтением и письмом.
Заключение
Освоение слоговой структуры — это формирование прочного фундамента для четкой, понятной, интонационно выразительной и грамматически правильной речи. Помогая ребенку в этом увлекательном «конструировании» слов через систему последовательных игр и упражнений, основанных на классических логопедических методиках, мы открываем ему дверь в мир уверенного общения и успешного обучения в школе.
Источники и рекомендуемая литература:
Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. // Нарушение речи у дошкольников. – М., 1972. – Основополагающая работа по классификации типов слоговой структуры.
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005. – Современное практическое пособие с диагностическим материалом и конспектами занятий.
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – Популярное среди практиков пособие с большим количеством готовых заданий и картинного материала.
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – Подробное описание причин нарушений, диагностики и методик работы, включая развитие неречевых ритмов.
Чевелёва Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи. // Дефектология. – 1986. – №5. – Раскрывает связь фонематического слуха и слоговой структуры.
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – Содержит практический материал для закрепления слоговой структуры в домашних условиях.