kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективная коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи определяется реализацией следующих психолого-педагогических условий:

1.  Поэтапность в работе, которая предполагает постепенный переход от развития невербальных предпосылок формирования слоговой структуры слова к непосредственной отработке слоговой структуры в дидактических играх на речевом материале.

2.  Целенаправленное и одновременное развитие речеслухового и речедвигательного навыков, представляющих собой психофизиологический базис слоговой структуры слова.

3.  Учет индивидуальных особенностей детей в нарушении слоговой структуры слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи. »

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Часто  на  первый  план  в  дошкольном  возрасте  выдвигается  коррекция  звукопроизношения и недооценивается  значение  формирование  слоговой  структуры  слов, это  одна  из  причин  возникновения  дисграфий и дислексий у школьников. Поэтому очень актуальной в настоящее время остается проблема оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения.

Эффективная коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи определяется реализацией следующих психолого-педагогических условий:

1.  Поэтапность в работе, которая предполагает постепенный переход от развития невербальных предпосылок формирования слоговой структуры слова к непосредственной отработке слоговой структуры в дидактических играх на речевом материале.

2.  Целенаправленное и одновременное развитие речеслухового и речедвигательного навыков, представляющих собой психофизиологический базис слоговой структуры слова.

3.  Учет индивидуальных особенностей детей в нарушении слоговой структуры слова.

4.   Взаимосвязь в работе логопеда над слоговой структурой слова с воспитателями и родителями.

В коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова  выделяются два этапа:

1. Подготовительный (пропедевтический) Работа проводится на невербальном и вербальном материале. Цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

2.Основной (собственно коррекционный). Работа проводится на вербальном

материале. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата.

Проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Рассмотрим основное содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы.

 

Задачи

Методические приемы

Упражнения и

дидактические игры

I. Подготовительный этап

Работа на невербальном материале

Развитие базовых предпосылок становления

слоговой структуры слова(1):

1.Совершенствование статико-динами-ческих и темпоритмических параметров общих движений и действий:

совершенствовать координацию общих движений;

-формировать умение различать,  воспроизводить разнообразные неречевые ритмические структуры;

- формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях;

-развивать концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти;

-формировать общую координацию движений под ритмическую музыку.

-воспроизведение заданной последовательности общих движений (чередование движений);

- анализ заданной последовательности движений по количеству составляющих элементов, по наличию и расположению акцентных частей;

- различение, воспроизведение темпа, ритма на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений (отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол);

- изменение темпа, ритма движений;

-использование музыкальных инструментов;

-маршировка, легкий бег, ходьба;

- воспроизведение последовательности одинаковых (разных) движений в заданном темпе (ритме, под музыку).

«Повтори за мной»,

«Кто как ходит?» (воспроизведи движение животного: волка, лисы…),

«Листопад» (хлопнуть, прыгнуть столько раз, сколько листочков упало с дерева»,

«Стучи – как я считаю»,

«Теремок» (по количеству ударов отгадай кто стучит в теремок),

«Строим дом» (Ребенок стучит,  воспроизводя заданный темп или количество ударов; и темп, и количество ударов), «Сколько раз ударили в барабан»,

«Где позвонили»,

«Узнай музыкальный инструмент по звуку»,


2.Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук:

-развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое;

-воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук;

-развитие реципрокной координации рук;

-развитие динамического праксиса рук;

-формирование графических умений на переключение.

-развитие переключаемости движений пальцев рук;

-развитие ритмических  движений пальцев рук;

-формирование пространственной организации движений пальцев рук;

-выполнение движений одновременно обеими руками;

-выполнение движений по образцу, по словесной инструкции или под счет;

-упражнения на переключение

 

 

«Сорока - белобока» (поочередное единичное прикосновение большим пальцем ко всем остальным.

Поочередное прикосновение пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.

Поочередное прикосновение пальцев рук к столу - «игра на пианино» - в направлениях слева направо, справа налево (правой руки, левой руки), во встречных направлениях (двух рук одновременно).

Поочередное сгибание в кулак и разгибание пальцев правой (левой) руки, двух рук одновременно.

«Кулак – ребро».

«Кулак – ребро – ладонь».

«Кулак левой руки–ребро правой руки».

«Продолжи строчку»: (О-О-О…;  - + - + -…)

3. Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений:

-развивать кинестетическую и кинетическую основы движений;

-совершенствовать плавность и переключаемость движений;

-совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук.

-соотнесение статических артикуляционных движений с движениями пальцев рук;

-совместная серийная организация артикуляционных движений с движениями пальцев рук;

-выполнение серий артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук;

-совершенствование пространственной организации движений и действий.

-губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам,

-совместное выполнение артикуляционного упражнения с последовательными движениями пальцев рук;

-поочередное сгибание и разгибание пальцев, пересчет пальцев и т.д.

Работа на вербальном материале

Научить на слух дифференцировать слова длинные по слоговому контуру и короткие

Объяснение: слова бывают большие – длинные и маленькие – короткие

 

«Поднимись по лесенке»,

«Прошагай слово»,

«Найти длинное слово среди коротких».

Различение слогового ряда

Отличать ряд из двух слогов от одного слога

«Волк и козлята»

(волк стучит в домик один раз-«тук», коза-два раза-«тук-тук»

Формирование пространственно-временных представлений

 

«Найди начало, середину,  конец»,

«Что стоит перед, за, после?»

«Кто первый, послед-ний?»(сказка Репка).

II. Основной этап

 

1. Научить правильно, произносить слова продуктивных классов

 

а) отраженное повторение отдельных слогов с сохранными звуками;

б) произнесение слов из двух одинаковых слогов;

в) произнесение слоговых рядов;

г) овладение слоговым рядом из трех слогов;

д) введение предложений;

е) отстукивание, ритмическое помахивание рукой в такт произношению, кивки головой.

«па, та, ка…»,

 

«Кто как поет?»,


«мама, вава, тата, папа…»,

«татата, кококо…»,

«Мама, коко!»

2.Устранение ошибок уподобления слогов друг другу, овладение умением плавного и быстрого переключения с одной артикуляции на другую

 

 

а) различение слоговых рядов отличающихся, каким либо признаком (двусложные, трехсложные);

б) произнесение рядов с разными согласными;

в) произнесение двусложных слов на сохранных звуках;

г) введение трехсложных слоговых рядов с разными согласными;

д) введение трехсложных слов из доступных детям звуков;

е) заучивание двусложных и трехсложных слов из открытых слогов.

та – то,

та -  ту – то,


па – ка, та – ва,


вата, хата,

“Лото”,

“Чудесный мешочек”,
па – та – ка,

панама, канава,

малина, кубики.

3. Научить произносить слова со стечением согласных (в середине слова, в начале слова)

 

а) проверка умения ребенком произносить закрытые слоги;

б) послоговое произнесение двух слогов слова;

в) объяснение правильной артикуляции стечений и зрительная опора на артикуляцию педагога и свою в зеркале;

 

г) наращивание стечений

«Назови картинку»

(Кот, мак, пух),

«тык – ва, пап – ка, вет – ка»



«ма – фма».

4. Устранение перестановок слогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) слуховые упражнения, показ картинок;

 

б) узнавание наличия определенного слога в том или другом слове;

 

в) определение места слога в слове;



 

г) овладение слогоделением.







 

-придумать слова со слогом (ко, ма...),

-придумать слова, состоящие из одного слога (двух, трех),

-придумать слова добавив  слоги к слову (точка..),



-сложить слова из слогов, данных в нарушенной последовательности (ха, му – муха; ра, бу, но, ти-буратино),

-добавление или уменьшение числа слогов в слове с изменением смысла слова (машина – шина, палатка-латка),



-«Перевертыши» (бан-ка – ка-бан, мыш-ка – ка-мыш..),



-замена в словах одних слогов другими по предъявленной картинке (колено – полено),

 

-«Ребусы» (бочка-бабочка,

слон-заслонка).



 

 

Литература.

1. Сафонкина Н.Ю. Некоторые направления коррекции слоговой структуры слова у детей //






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дерябина Екатерина Александровна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187398


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства