Просмотр содержимого документа
«Скороговорки, как способ закрепления звуков»
Скороговорки
Логопедические скороговорки и считалки – это очень веселый способ, позволяющий ребенку автоматизировать произношение сложных для него звуков. Подобная форма коррекции звукопроизношения в большинстве случаев положительно воспринимается детьми, поэтому они активно включаются в процесс.
Герои многих скороговорок – это различные животные и их детеныши, что дополнительно поддерживает детский интерес. Скороговорение сначала в медленном, а потом в быстром темпе способствует более быстрому закреплению правильного произношения звуков в повседневной речи.
Но тут есть один небольшой нюанс: если заставлять ребенка учить скороговорки, подчеркивая, что это упражнение для развития речи и постановки, к примеру, звука Р, то малышом это будет восприниматься как скучное занятие, которое вряд ли вызовет в нем положительный отклик. А если привнести в проговаривание скороговорок соревновательный момент, то ребенок будет заинтересован в том, чтобы делать то, что другие дети не могут.
Для чего нужны скороговорки? Скороговорки составлены из слов с большим количеством звуком из определенной фонетической группы. К примеру, они могут содержать шипящие звуки: Ж, Ч, Ш, Щ. Это позволяет сфокусировать внимание малыша на правильном произношении звуков данной фонетической группы, помогая ему ввести эти звуки в его повседневную речь.
Скороговорение для логопедических занятий позволяет достичь следующих результатов:
развитие речевого аппарата ребенка;
развитие фонематического слуха (прослушивание скороговорок улучшает способность детей концентрироваться на том, что они слушают);
обогащение словарного запаса;
развитие речевого дыхания;
речь ребенка становится интонационно грамотной;
эффективная подготовка к формированию письменной речи.
Как их разучивать? Звуки и слова с автоматизируемым звуком следует повторять многократно, чтобы закрепился новый и правильный уклад артикуляционных органов. При разучивании скороговорок следует учитывать следующие правила:
Сначала взрослый читает скороговорку сам, медленно, чтобы было понятно каждое слово. Можно обсудить с ребенком содержание, насколько он его понял и т.д.
Затем нужно вместе с ребенком медленно проговаривать скороговорку. Короткие лучше разучивать на одном дыхании, а если они длинные, то можно разбить их на несколько частей.
Следующий этап – самостоятельное скороговорение ребенком (сначала шепотом, а потом усиливая голос и повышая темп).
Существуют различные логопедические скороговорки для детей разных возрастов, рассчитанные на автоматизацию звуков разных фонетических групп. Для примера вот несколько из них:
1.Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила».
2. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
3. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
4. Шестнадцать шли мышей, шесть нашли грошей,
А мыши, что поплоше шумливо шарят гроши.
Регулярные занятия помогут ребенку справиться с автоматизацией и дифференциацией сложных для него звуков, которые он в дальнейшем будет использовать в своей повседневной речи. Список скороговорок обширен, они рассчитаны на разные звуки и возраст детей.