Просмотр содержимого документа
«Сказки учат нас добр. По сказкам К.И. Чуковского»
Проект «Сказки учат нас добру» (по сказкам К.Чуковского)
Паспорт проекта
1.Название проекта: «Сказки учат нас добру»(по сказкам К.Чуковского)
2.Вид проекта: творческо-познавательный
3.Продолжительность проекта: краткосрочный с 1 по 17 марта.
4. Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Проблема.
После прочтения детям сказок К.И. Чуковского «Айболит» и «Федорино горе» и совместной беседы по ним, выяснилось, что детям сказки понравились, но назвать другие сказки писателя смогли не все. Тогда мы решили проверить, имеются ли произведения К.Чуковского в домашней библиотеке детей и предложили родителям анкету «Книги К.И. Чуковского в вашей семье». Анализ анкеты показал, что с творчеством писателя дети недостаточно знакомы, современные родители мало времени уделяют времени домашнему чтению, т.е. у детей наблюдается низкая заинтересованность классической детской художественной литературой. Чтение художественной литературы детям многие родители заменяют просмотром современных мультфильмов, играм в компьютерах, планшетах и телефонах, а многие ссылаются на нехватку времени для совместного чтения. Так возник проект по ознакомлению с творчеством К.Чуковского.
Актуальность.
Творчество К.И. Чуковского интересно детям. Его героям, добрым и честным, веселым и, порой наивным, приходится сталкиваться с ужасным и отвратительным, жестокостью, обманом, подлостью. Во всех случаях это освобождение ребенка от страха перед сторонней силой или собственным бессилием. Иллюстрации в книгах Чуковского помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги, дополняют слуховое восприятие яркими зрительными образами, формирует у детей эстетический вкус, учат ассоциативному мышлению, восприятию образа, цвета.
По словам самого писателя «цель сказочника, и в первую очередь народного, воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Потому знакомство с творчеством К.И.Чуковского – один из путей формирования у детей дошкольного возраста навыков, необходимых для правильного общения с книгой. Это возможность познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать связную речь, прививать интерес к художественной литературе, развивать творческие способности и театрализованную деятельность.
Цель:
Знакомство детей с жизнью и с творчеством К.И. Чуковского через совместную деятельность детей, родителей и воспитателей.
Задачи:
1. Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений.
2. Учить детей понимать занимательность сюжетов сказок К.И. Чуковского, особенность его языка.
5. Прививать любовь к книге, воспитывать бережное отношение к ней.
Взаимодействие с родителями:
Вызвать интерес родителей к проектной деятельности в группе. Заинтересовать в оказании помощи в пополнении развивающей среды, в подборе материала, атрибутов для игровой деятельности, дидактических игр, иллюстраций, фотографий, видео, книг, игрушек. Предложить родителям почитать детям стихи, сказки, загадки, посмотреть мультфильмы, обучающее видео и презентации о творчестве Чуковского.
Модели вопросов:
1.Что мы знаем о детском писателе К.Чуковском и его сказках?
2. Что мы хотим узнать?
3.Как мы узнаем?
- Спросим у воспитателей, мамы, папы, дедушки, бабушки.
приобретение книг, видеозаписей с произведениями К. И Чуковского;
создание дидактических игр, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, играм — драматизациям по сказкам Чуковского;
оформление книжного уголка с портретом Чуковского;
выставка книг со сказками Чуковского «Сказки дедушки Корнея»;
подбор информации для родителей: «Творчество К. И Чуковского», «Как приобщить ребенка книге», «А у нас в семье читают!»; буклет «Ребенок и книга».
Предполагаемый результат:
расширение кругозора детей знаниями о жизни и творчестве К.И. Чуковского;
пополнение словарного запаса детей;
пополнение развивающей среды;
воспитание интереса к слушанию художественных произведений; бережного отношения к книгам;
вовлечение родителей в совместную деятельность (не менее 25% родителей).
Этапы реализации проекта:
I этап – Организационно - подготовительный.
Выявление проблемы, определение цели, задач.
Создание мотивационной основы для активного участия детей и родителей в проекте.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта
Информационный лист для родителей.
Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – Основной
Реализация в работе с детьми комплекса мероприятий, направленных на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей.
Создание условий активного привлечения родителей к совместной деятельности.
Календарный план реализации проекта.
№п\п
Наименование
Цель
Сроки
Взаимодействие с родителями
1.
Определение темы проекта.
Информация для родителей о начале проекта
Мотивация детей к началу проекта. Познакомить родителей с целью и задачами проекта.
1.03
Информационный лист для родителей о начале проекта.
Консультации на темы:«Как приобщить ребенка книге», «А у нас в семье читают!»
2.
Знакомство детей с творчеством
К.Чуковского.
Рассматривание иллюстраций
К.Чуковского к сказкам.
Развивать у детей познавательный интерес к книгам и иллюстрациям
К.Чуковского.
В течение всего периода реализации проекта
Папка-раскладушка
«Ребенок и книга».
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для НОД, наборов игрушек, масок животных.
Анкетирование родителей.
3.
Показ презентации
«Творчество К.Чуковского»
Обогащать знания детей о творчестве К.Чуковского.
Воспитывать у детей интерес к творчеству К.И. Чуковского, желание узнавать новые сказки; доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания, желание помочь другим.
Пополнение «библиотеки» книгами, презентациями, видео по теме проекта.
4.
Обсуждение ситуации
«Что было бы, если исчезнет солнышко?»
«Как поступить в этой ситуации»
Учить детей
высказывать свои мысли, рассуждать.
В течение всего периода реализации проекта
5.
Цикл бесед по теме:
«Как вежливо разговаривать по телефону»,
«Зачем в книжках нужны картинки», «Чистота – залог здоровья»
(в гостях у Мойдодыра), «Знакомство детей с творчеством К.Чуковского»
Учить детей как надо вежливо разговаривать по телефону, вспомнить вежливые слова.
Развивать у детей интерес к творчеству писателя, к книгам и иллюстрациям.
Воспитывать у детей любовь к чистоте.
В течение всего периода реализации проекта
Памятка для родителей: «Семья и книга».
Консультация "Сказка ложь, да в ней намёк"
6.
НОД «Познавательное развитие» «Сказочная страна Корнея Чуковского»
Обобщить знания детей о творчестве К.И.Чуковского;
упражнять в умении определять и называть его произведения;
закреплять умение детей рассказывать содержание сказок с использованием наглядных пособий;
способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми, чуткости, отзывчивости.
5.03
Конспект
7.
НОД «Речевое развитие»
Составление рассказа «День рождения бабушки Федоры»
Учить составлять описание предметов посуды и рассказ на заданную тему.
Образовывать названия предметов посуды, уметь описывать их, называя качества и действия; закрепить умение образовывать имена сущ. – названия посуды.
ЗКР закр. произношение звука Ш.
2.03.
Конспект
8.
НОД
«Речевое развитие»
«Путешествие по сказкам К.И. Чуковского»
Расширять и обобщать знания детей о писателе К. И. Чуковском, его произведениях.Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям. Развивать мышление, речь, воображение, память, словарный запас. Воспитывать интерес к художественной литературе и эмоциональный отклик на знакомые литературные произведения.
16.03.
Конспект
9.
НОД «Художественно-эстетическое развитие»
(рисование)
«Айболит спешит на помощь»,
«Новое платье для Мухи- Цокотухи»
Закреплять представление о профессии врача, учить изображать фигуру человека, передавать особенности одежды.
Развивать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела.
04.03, 11.03
Выставка работ
в приемной.
Конспект
10.
НОД «Художественно-эстетическое развитие» (лепка) «Посуда для бабушки Федоры»
Учить приемам вдавливания середины шара, для получения полой формы.
Развивать навыки сглаживания пальцами поверхности вылепленного изделия, творческие способности;
Воспитывать отзывчивость, вежливость и добрые чувства.
05.03
Выставка работ
в приемной
11.
НОД «Художественно-эстетическое развитие»
(коллективная аппликация)
«Чудо-дерево»
Продолжать учить детей работать последовательно, располагать детали на определённом расстоянии друг от друга; развивать эстетическое восприятие, внимание, глазомер, устойчивый интерес к коллективному оформлению общей композиции; воспитывать самостоятельность, аккуратность.
12.03
Выставка работ
в приемной
12.
Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям К.И.Чуковского
Развивать у детей интерес к книгам и иллюстрациям К.И.Чуковского
В течение всего периода реализации проекта
Подбор литературы по проекту.
13.
Вечер загадок «Угадай и назови»
Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес.
11.03.
Подбор загадок.
14.
Творческая мастерская:
конструирование по желанию детей.
Закреплять умение ставить кирпичик, кубик вертикально на узкую поверхность плотно друг к другу; строить по готовому образцу, работать коллективно.
В течение всего периода реализации проекта
Подбор конструктора разного размера и мелких игрушек.
15.
Дидактические игры
«Помощники Мойдодыра»,
«Собери картинку» (разрезные картинки из произведения ),
«Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию», «Перепутанные книжки», «Вежливые слова»,
«Подбери чашку к блюдцу»,
«Четвертый лишний».
Закрепить знания детей о предметах туалета с помощью загадок и картинок.
Учить детей собирать целое из частей, угадывать что нарисовано, закрепить название сказки, правильно подбирать чашку к блюдцу по цвету, форме, размеру.
Закрепить знания о животных и их детенышей.
Познакомить с правилами общения по телефону.
В течение всего периода реализации проекта
Подбор дидактических игр.
Картотека игр по сказкам К.И.Чуковского
16.
Разучивание пальчиковых игр.
Развивать память, мелкую моторику.
В течение всего периода реализации проекта
Подбор и разучивание с детьми пальчиковых игр.
17.
Просмотр мультфильмов
по сказкам К.Чуковского»Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит»
Продолжать знакомить детей с произведениями К.Чуковского.
Реализация потребности детей в двигательной активности, развитие физических качеств, творчества в изображении героев сказок.
В течение всего периода реализации проекта
20.
Игры на основе сюжетов сказок и стихов. Сюжетно-ролевая игра «Больница Доктора Айболита», «День рождения Мухи-Цокотухи», «У Мойдодыра в гостях».
Продолжать учить детей устанавливать взаимоотношения в игре, самостоятельно подбирать атрибуты. Формировать умение придерживаться сюжета игры, брать на себя роль, предавая повседневные бытовые действия.
В течение всего периода реализации проекта
21.
Викторина «Дорогами сказок Чуковского»
Закрепить знания о творчестве К.И.Чуковского, воспитывать любовь к художественной литературе, упражнять в умении отгадывать загадки.
12.03
22.
Импровизация отрывков по произведениям К.Чуковского.
Развивать творческие способности детей через театрализованную игру.
Учить детей своевременно включаться в коллективную драматизацию; выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации; понимать юмор произведений К.И. Чуковского.
Воспитывать интерес, бережное отношение к животным. Формировать у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни.
Конспект
23.
Драматизация сказки
К. Чуковского «Муха – цокотуха»
Развивать художественно-исполнительские навыки, активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи.
Сценарий.
Подготовка средств театральной выразительности (декорации, костюмы).
24.
Мини – музей «В мире сказок»
Формировать познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, создать условия для развития чувств дошкольников через организацию мини-музея, формировать у дошкольников навыков исследовательского поведения.
с 9-20.03
III этап –Заключительный
Подведение итогов (совместная организация выставок, поделок)
Выставка детских работ.
Организация и участие родителей в выставке «Герои сказок» и «Сказки К.Чуковского» (книги)
Итоговое мероприятие:
Викторина «Дорогами сказок Чуковского»
Драматизация сказки «Муха Цокатуха»
Мини – музей «В мире сказок»
В результате реализации проекта у детей и родителей появился интерес к чтению художественных произведений, к творчеству К.И.Чуковского. Дети узнают и называют автора и названия его произведений по иллюстрациям, по строкам из текста, по описанию сюжета. У детей сформировалось умение эмоционально откликаться на переживания героев произведений автора, интонационно выделять речь персонажей в театрализованных играх. Расширился словарный запас, повысился уровень речевой активности. Улучшилась работа по взаимодействию с родителями.