Цели: - обобщить знания учащихся о сказках; Задачи: - развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность; - совершенствование общих речевых навыков, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения; - Воспитывать в процессе игры дружбу, товарищество, любознательность. - Воспитывать любовь и бережное отношение к сказкам.
Дети делятся на команды и выполняют задания, за каждый правильный ответ получают 1 балл.
Ход урока.
У каждого из вас есть и самые дорогие, самые любимые сказки. Сегодня я вам предлагаю отправиться в чудесный мир волшебства, где мы вспомним наши любимые сказки. Сказки бывают разные. А вот какие виды сказок вы знаете, вам поможет ответить 1 конкурс.
1 конкурс – «Разминка». Назовите виды сказок и приведите примеры.
Каждая команда получает лист с зашифрованным словом. Приложение №1.
1 команда – волшебные 2 команда – о животных 3 команда – бытовые 4 команда - богатырские
На доске из слов образуется схема.
2конкурс- Стрелочкой соедини сказку и вид сказки по авторству: Приложение 2
1 команда:
Три медведя
А.С.Пушкин
Сказка о рыбаке и рыбке
Ш. Перро
Буратино
Русская народная сказка
Колобок
Г.Х.Андерсен
Гуси-лебеди
А.Толстой
2 команда:
Дюймовочка
Русская народная сказка
Теремок
Г.Х.Андерсен
Курочка Ряба
Д.Н. Мамин-Сибиряк
Принцесса на горошине
А.С.Пушкин
Сказка о попе и работнике его Балде
Л.Н.Толстой
. 3 команда:
Маша и медведь
В.Гаршин
Лягушка-путешественница
Русская народная сказка
Кот в сапогах
П.П.Бажов
Волк и семеро козлят
Ш. Перро
Репка
К.И.Чуковский
4команда:
Сказка о царе Салтане
Русская народная сказка
Зайкина избушка
Бр. Гримм
По щучьему велению
А.С.Пушкин
Золушка
Л.Н.Толстой
Василиса прекрасная
Ш.Перро
3 конкурс- «Угадай кто?» Назови сказки с этим героем.
Сама знаю, что не красавица я. Окажусь рядом - и многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивым! А польза от меня людям большая. Да и в сказке главной героиней была.
4 конкурс- «Загадочный»
Мы из сказки - ты нас знаешь.
Если вспомнишь - отгадаешь!
А не вспомнишь — ну так что ж.
Сказку заново прочтешь!
1 команда
1.В детстве все над ним смеялись, Оттолкнуть его старались: Ведь никто не знал, что он Белым лебедем рожден. (Гадкий утёнок)
2.«Надо, надо умываться По утрам и вечерам, А не мытым трубочистам – Стыд и срам! Стыд и срам!» (Мойдодыр)
3. Покупала самовар, А спасал ее комар. (Муха-цокотуха)
2 команда
1. «Сесть бы на пенек, Съесть бы пирожок» (Маша и Медведь)
2. Отыскала мама дочку
В распустившемся цветочке.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку.(Дюймовочка)3. В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. (Красная шапочка)
3 команда
1.Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (три медведя)
2.Над простым моим вопросом Не потратишь много сил. Кто мальчишку с длинным носом Из полена смастерил? (папа Карло)
3. Послушным детям – зонтик разноцветный, А непослушным – чёрный полагается. Он гном-волшебник, многим он известный, А ну скажи, как гном тот называется. (Оле-Лукойе
4 команда
1. Этот сказочный герой С хвостиком, усатый, В шляпе у него перо, Сам весь полосатый, Ходит он на двух ногах, В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)
2. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (сестрица Аленушка и братец Иванушка)
4 конкурс – «Народная мудрость»: Закончите выражения.
1 команда Поди туда. (не знаю куда, принеси то, не знаю что) Скоро сказка сказывается. (да не скоро дело делается) Это всё присказка. (сказка впереди будет)
2 команда Ложись спать. (утро вечера мудренее)
Сказка – ложь, да в ней намёк, (добрым молодцам – урок!)
Утро вечера (мудренее)
3 команда
И я там был, мёд – пиво пил, (по усам текло, а в рот не попало!)
В некотором царстве, в (некотором государстве.)
Быстро сказка сказывается, да (не быстро дело делается)
4 команда
Живут-поживают, (добра наживают)
Двум смертям не бывать (одной не миновать)
Избушка, избушка, встань (к лесу задом, а ко мне передом.)
5 конкурс - «Заморочки из бочки»: отгадай сказочный предмет и назови, из какой он сказки
1 команда 1) С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Игла)
2) С помощью предмета, который находится здесь, главный герой сказки нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела для лука. «Царевна-Лягушка»)
2 команда
1) ) С помощью этого предмета одежды, можно быстро передвигаться. (сапоги-скороходы)
2)Угадайте, что дала мама Красной Шапочке, которая собралась идти к бабушке. (Корзину с пирожками)
3 команда
1)Здесь находится растение, которое исполняло желание девочки. ( Цветик-семицветик.)
2) Отгадайте, над каким предметом рыдали дед и баба? (Золотое яйцо)
4 команда
1)Этот предмет из овоща превращался в средство для передвижения. (тыква)
2) Этот предмет служил жилищем лесным жителям. (варежка)
6 конкурс – шифровальщик Приложение №3
1 команда 2 команда 3 команда 4 команда
7 конкурс- «Эрудит» Каждой команде быстро задаются вопросы. Время на обдумывание — 1-2. секунды. Кто больше даст правильных ответов, тот победил.
1 команда
Способ передвижения Бабы-Яги. (Ступа)
Так иногда называют в сказках лису. (Кумушка)
Любимая книга Буратино. (Азбука)
Гордость Марьи-красы. (Коса)
Сестрица Иванушки. (Аленушка)
В какую страну отправился доктор Айболит по телеграмме? (Африка)
Кличка собаки в сказке «Золотой ключик или приключение Буратино» (Артемон) Кому принадлежит присказка: «битый небитого везёт»? (Лисе)
2 команда
Кто был женихом мухи-цокотухи? (камар)
Как звали невесту Пьеро? (Мальвина)
Сказочное название волшебной скатерти. (Самобранка)
Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)
Имя мальчика, которого унесли дикие лебеди. (Иванушка)
У кого смерть была на конце иглы? (У Кощея)
На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (на печи)
Кто помог брату и сестре из сказки «Гуси-лебеди» убежать от Бабы- Яги? (Мышка)
3 команда
В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя)
Фрукт, которым отравили царевну? (Яблоко)
Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
В каком городе жил Незнайка? (В Цветочном)
Кто помог вытащить репку? (Мышка)
Кем была в русской народной сказке лягушка? (царевна)
Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского? (Егоровна)
Уникальный рецепт вкусного и питательного блюда из строительного инструмента? (Каша из топора) 4 команда
Какое лакомство предпочитал Карлсон? (Варенье)
Куда летал Незнайка? (На Луну)
Назовите грозное оружие соловья-разбойника? (свист)
Назовите место рождения Колобка (печь)
Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)
Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)
Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)
Сказочная владелица, пожалуй, первого летательного аппарата. (Баба-Яга)
Итог урока.
Назовите, о каких видах сказок мы сегодня говорили?
Кто сочиняет сказки? Чему учат сказки?
Знаете ли вы все сказки? Какой вывод можно сделать?
Сегодня вы показали себя как активные читатели, дружные и сплочённые команды.
Итоги конкурсов.
Домашнее задание: составить кроссворд или викторину по сказкам.
Всем спасибо за работу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок-игра Вот уж эти сказочки»
Урок-игра по теме «Вот уж эти сказочки…»
Разработала: учитель начальных классов
1 квалификационной категории
МАОУ СОШ №8 Г. Березники
Пархоменко Светлана Валерьевна
Разработка урока обобщения по сказкам.
Цели: - обобщить знания учащихся о сказках; Задачи: - развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность; - совершенствование общих речевых навыков, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения; - Воспитывать в процессе игры дружбу, товарищество, любознательность. - Воспитывать любовь и бережное отношение к сказкам.
Дети делятся на команды и выполняют задания, за каждый правильный ответ получают 1 балл.
Ход урока.
У каждого из вас есть и самые дорогие, самые любимые сказки. Сегодня я вам предлагаю отправиться в чудесный мир волшебства, где мы вспомним наши любимые сказки. Сказки бывают разные. А вот какие виды сказок вы знаете, вам поможет ответить 1 конкурс.
1 конкурс – «Разминка». Назовите виды сказок и приведите примеры.
Каждая команда получает лист с зашифрованным словом. Приложение №1.
1 команда – волшебные
2 команда – о животных
3 команда – бытовые
4 команда - богатырские
На доске из слов образуется схема.
2конкурс- Стрелочкой соедини сказку и вид сказки по авторству: Приложение 2
1 команда:
Три медведя
А.С.Пушкин
Сказка о рыбаке и рыбке
Ш. Перро
Буратино
Русская народная сказка
Колобок
Г.Х.Андерсен
Гуси-лебеди
А.Толстой
2 команда:
Дюймовочка
Русская народная сказка
Теремок
Г.Х.Андерсен
Курочка Ряба
Д.Н. Мамин-Сибиряк
Принцесса на горошине
А.С.Пушкин
Сказка о попе и работнике его Балде
Л.Н.Толстой
. 3 команда:
Маша и медведь
В.Гаршин
Лягушка-путешественница
Русская народная сказка
Кот в сапогах
П.П.Бажов
Волк и семеро козлят
Ш. Перро
Репка
К.И.Чуковский
4команда:
Сказка о царе Салтане
Русская народная сказка
Зайкина избушка
Бр. Гримм
По щучьему велению
А.С.Пушкин
Золушка
Л.Н.Толстой
Василиса прекрасная
Ш.Перро
3 конкурс- «Угадай кто?» Назови сказки с этим героем.
Сама знаю, что не красавица я. Окажусь рядом - и многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивым! А польза от меня людям большая. Да и в сказке главной героиней была.
4 конкурс- «Загадочный»
Мы из сказки - ты нас знаешь.
Если вспомнишь - отгадаешь!
А не вспомнишь — ну так что ж...
Сказку заново прочтешь!
1 команда
1.В детстве все над ним смеялись, Оттолкнуть его старались: Ведь никто не знал, что он Белым лебедем рожден. (Гадкий утёнок)
2.«Надо, надо умываться По утрам и вечерам, А не мытым трубочистам – Стыд и срам! Стыд и срам!» (Мойдодыр)
3. Покупала самовар, А спасал ее комар. (Муха-цокотуха)
2 команда
1. «Сесть бы на пенек, Съесть бы пирожок» (Маша и Медведь)
2. Отыскала мама дочку
В распустившемся цветочке.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку.(Дюймовочка)
3. В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. (Красная шапочка)
3 команда
1.Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (три медведя)
2.Над простым моим вопросом Не потратишь много сил. Кто мальчишку с длинным носом Из полена смастерил? (папа Карло)
3. Послушным детям – зонтик разноцветный, А непослушным – чёрный полагается. Он гном-волшебник, многим он известный, А ну скажи, как гном тот называется. (Оле-Лукойе
4 команда
1. Этот сказочный герой С хвостиком, усатый, В шляпе у него перо, Сам весь полосатый, Ходит он на двух ногах, В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)
2. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (сестрица Аленушка и братец Иванушка)
4 конкурс –«Народная мудрость»: Закончите выражения.
1 команда Поди туда ... (не знаю куда, принеси то, не знаю что) Скоро сказка сказывается ... (да не скоро дело делается) Это всё присказка ... (сказка впереди будет)
2 команда Ложись спать ... (утро вечера мудренее)
Сказка – ложь, да в ней намёк, (добрым молодцам – урок!)
Утро вечера (мудренее)
3 команда
И я там был, мёд – пиво пил, (по усам текло, а в рот не попало!)
В некотором царстве, в (некотором государстве.)
Быстро сказка сказывается, да (не быстро дело делается)
4 команда
Живут-поживают, (добра наживают)
Двум смертям не бывать (одной не миновать)
Избушка, избушка, встань (к лесу задом, а ко мне передом.)
5 конкурс - «Заморочки из бочки»: отгадай сказочный предмет и назови, из какой он сказки
1 команда 1) С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Игла)
2) С помощью предмета, который находится здесь, главный герой сказки нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела для лука. «Царевна-Лягушка»)
2 команда
1) ) С помощью этого предмета одежды, можно быстро передвигаться. (сапоги-скороходы)
2)Угадайте, что дала мама Красной Шапочке, которая собралась идти к бабушке. (Корзину с пирожками)
3 команда
1)Здесь находится растение, которое исполняло желание девочки. ( Цветик-семицветик.)
2) Отгадайте, над каким предметом рыдали дед и баба? (Золотое яйцо)
4 команда
1)Этот предмет из овоща превращался в средство для передвижения. (тыква)
2) Этот предмет служил жилищем лесным жителям. (варежка)
6 конкурс – шифровальщик Приложение №3
1 команда 2 команда
3 команда 4 команда
7 конкурс- «Эрудит» Каждой команде быстро задаются вопросы. Время на обдумывание — 1-2. секунды. Кто больше даст правильных ответов, тот победил.
1 команда
Способ передвижения Бабы-Яги. (Ступа)
Так иногда называют в сказках лису. (Кумушка)
Любимая книга Буратино. (Азбука)
Гордость Марьи-красы. (Коса)
Сестрица Иванушки. (Аленушка)
В какую страну отправился доктор Айболит по телеграмме? (Африка)
Кличка собаки в сказке «Золотой ключик или приключение Буратино» (Артемон) Кому принадлежит присказка: «битый небитого везёт»? (Лисе)
2 команда
Кто был женихом мухи-цокотухи? (камар)
Как звали невесту Пьеро? (Мальвина)
Сказочное название волшебной скатерти. (Самобранка)
Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)
Имя мальчика, которого унесли дикие лебеди. (Иванушка)
У кого смерть была на конце иглы? (У Кощея)
На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (на печи)
Кто помог брату и сестре из сказки «Гуси-лебеди» убежать от Бабы- Яги? (Мышка)
3 команда
В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя)
Фрукт, которым отравили царевну? (Яблоко)
Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
В каком городе жил Незнайка? (В Цветочном)
Кто помог вытащить репку? (Мышка)
Кем была в русской народной сказке лягушка? (царевна)
Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского? (Егоровна)
Уникальный рецепт вкусного и питательного блюда из строительного инструмента? (Каша из топора)
4 команда
Какое лакомство предпочитал Карлсон? (Варенье)
Куда летал Незнайка? (На Луну)
Назовите грозное оружие соловья-разбойника? (свист)
Назовите место рождения Колобка (печь)
Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)
Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)
Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)
Сказочная владелица, пожалуй, первого летательного аппарата. (Баба-Яга)
Итог урока.
Назовите, о каких видах сказок мы сегодня говорили?
Кто сочиняет сказки? Чему учат сказки?
Знаете ли вы все сказки? Какой вывод можно сделать?
Сегодня вы показали себя как активные читатели, дружные и сплочённые команды.
Итоги конкурсов.
Домашнее задание: составить кроссворд или викторину по сказкам.
Всем спасибо за работу.
Приложение №1.
1 команда – выбери каждую 4 букву и узнаешь слово.
Ыцевмиротлдлжэщшапнебюжбшгенукеаюмая
2 команда – выбери каждую 3 букву и узнаешь слово.
Фаоэлжбюиясвпаоычтфунолычих
3 команда – выбери каждую 6 букву и узнаешь слово.
Ячсмибитбюжыйцукетнгшщзохдлорвфывапытрипме
4 команда – выбери каждую 5 букву и узнаешь слово.