СЕРВИРОВКА СТОЛА И ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ
СЕРВИРОВКА СТОЛА И ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ
Одной из первых социальных ролей, которыми ребенок овладевает на протяжении длительного времени, является роль культурного человека, принимающего пищу. Правильное исполнение этой роли придает уверенность, помогает не растеряться на празднике и других мероприятиях. Кроме того, человек, умеющий вести себя за столом, выглядит красивым и привлекательным, оставляет приятное впечатление о себе. Наблюдения показывают, что без специальной подготовки воспитателей и младших воспитателей, без систематической работы процесс формирования культурного поведения за столом приобретает бытовой характер (учим детей вести себя так, как привыкли сами). Поэтому дети не знают, куда деть локти, как обойтись с использованной салфеткой и сколько раз ее можно брать во время еды, как есть фрукты и ягоды из компота, с какой стороны положить вилку, если стол сервируется без ножа и многое другое.
Умение правильно накрывать стол, умение правильно пользоваться ножом, вилкой, ложкой – все это элементы культурного поведения. Все знают, как приятно сидеть за красиво накрытым столом, какое это создает праздничное радостное настроение и улучшает аппетит.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СЕРВИРОВКА СТОЛА И ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ»
СЕРВИРОВКА СТОЛА И ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ
Одной из первых социальных ролей, которыми ребенок овладевает на протяжении длительного времени, является роль культурного человека, принимающего пищу. Правильное исполнение этой роли придает уверенность, помогает не растеряться на празднике и других мероприятиях. Кроме того, человек, умеющий вести себя за столом, выглядит красивым и привлекательным, оставляет приятное впечатление о себе. Наблюдения показывают, что без специальной подготовки воспитателей и младших воспитателей, без систематической работы процесс формирования культурного поведения за столом приобретает бытовой характер (учим детей вести себя так, как привыкли сами). Поэтому дети не знают, куда деть локти, как обойтись с использованной салфеткой и сколько раз ее можно брать во время еды, как есть фрукты и ягоды из компота, с какой стороны положить вилку, если стол сервируется без ножа и многое другое.
Умение правильно накрывать стол, умение правильно пользоваться ножом, вилкой, ложкой – все это элементы культурного поведения. Все знают, как приятно сидеть за красиво накрытым столом, какое это создает праздничное радостное настроение и улучшает аппетит.
Для правильной организации процесса питания каждая группа должна быть обеспечена необходимой посудой в соответствии с возрастом по количеству детей: устойчивые чашки с блюдцами, небольшие по размеру глубокие и мелкие тарелки (для детей второго года – мисочки), приборы из нержавеющего металла: ложки (чайные, десертные, столовые), вилки, неострые ножи с закругленными краями. Чтобы не вызвать споров между детьми, нужно приобрести одинаковую по форме и рисунку посуду. Посуда должна быть удобной, отвечать гигиеническим требованиям. Не допускается использование алюминиевых приборов, так как мягкий металл стирается и может перейти в пищу. Запрещается в качестве столовой пластмассовая посуда, но хлебницы, стаканчики для полоскания рта, подставки для салфеток могут быть пластмассовые.
Для сервировки стола к обеду используют набор столовой посуды, а так же столовые приборы.
Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала у малышей пусть неосознанное желание быть аккуратными. На столах – скатерти, лучше под каждый столовый прибор – салфетку, чистую, нарядную на вид. Эстетическое оформление стола – цветы и, конечно, гигиенические салфетки. Красиво и правильно разложенные столовые приборы, хлеб в хлебнице.
Для каждого ребенка должна быть приготовлена салфетка, такая же красивая, как и на столе. Малыш сам расправляет и заправляет ее, пользуются ею после еды. Благодаря этому можно решить несколько задач: познакомить с правилами поведения за столом, развивать мелкую мускулатуру рук, особенно кисти, «настроить» организм на еду и соблюдение аккуратности. Пользуясь салфеткой, ребенок усваивает, что надо и есть аккуратно, и из-за стола вставать с чистыми руками и лицом.
Как правило, обед состоит из салата, первого, второго и сладкого блюд. Для каждого обедающего ставят глубокую тарелку. Сервируя стол, столовые приборы раскладывают в таком порядке: слева от тарелки кладут вилку для второго блюда, справа – ложку и нож.
Сервировка стола к завтраку аналогична сервировке стола к ужину. Посуду и приборы подбирают в зависимости от блюд, входящих в меню ужина.
Очень важно, чтобы столы и стулья соответствовали росту детей, с тем, чтобы ноги имели опору, а руками, согнутыми в локтях, дети могли бы, не поднимая плеч, свободно действовать приборами.
Педагоги рассаживают детей так, чтобы за столом не было тесно, иначе неудобное положение может вызвать у ребенка раздражение, конфликты между сидящими рядом.
Как ни один бытовой процесс, питание требует выполнение целого ряда правил культурного поведения. Воспитание у детей этих навыков необходимо начинать с младшего возраста. И требования должны быть едины и в детском саду, и в семье.
Приведя в порядок свой костюм, вымыв руки, а иногда и лицо, дети, тихо отодвинув стулья, садятся за столы и, не дожидаясь указания воспитателя, принимаются за еду.
Воспитатель следит, чтобы дети садились близко к столу, но не прижимались к нему грудью, сидели бы прямо, немного склонив голову над едой.
Надо научить детей правильно пользоваться приборами, держать ложку и вилку во время еды в правой руке тремя пальцами, а не зажимать ее в кулаке.
Не стоит обучать детей культуре поведения за столом «на скорую руку»: например, в обеденное время учить пользоваться ножом и вилкой. Можно только помогать ребенку с его согласия. Познавательные беседы во время приема пищи отвлекают ребенка. Поэтому целесообразнее обучать детей правилам этикета и приемам пользования столовыми приборами на специально организованных занятиях, а закрепить умения с помощью дидактических игр и упражнений, в сюжетно – ролевых играх и специально созданных ситуациях.
В два года, если ребенок ест самостоятельно, его приучают держать ложку в правой руке. Как правило, дети в этом возрасте умеют самостоятельно есть суп из тарелки, откусывать хлеб, печенье, вафли, пить из чашки, вытирать рот салфеткой.
На четвертом году жизни дети обычно привыкают есть аккуратно, не пачкая одежды. Салфетки из ткани требуют частой смены, их можно заменить бумажными.
Культурно-гигиенические навыки процессе еды продолжают формировать и у детей второй младшей группы. Повседневные упражнения, поощрение самостоятельности позволяют научить ребенка к четырем годам есть опрятнее. При подготовке к обеду или завтраку следует обратить внимание малышей на то, как чисто на столах, напомнить, что есть следует аккуратно, наклоняясь над тарелкой. Воспитатель показывает, как пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
Детям надо показывать различные приемы пользования вилкой. Жаренный картофель, кусочки мяса, рыбы, макароны надо накалывать, держа вилку наклонно (придерживая сверху указательным пальцем);
- чтобы подобрать гарнир – рис, вермишель, пюре – вилку держать вогнутой стороной вверх и действовать как ложкой;
- котлеты, запеканки, пудинги – ребром вилки отделять небольшие кусочки постепенно, по мере того, как съедена предыдущая порция. Если
- кушанье предварительно будет размельчено, оно быстро остынет и приобретет неприятный внешний вид. Кусочком хлеба в левой руке дети должны придерживать кушанье.
Ежедневно воспитатель следит за тем, кто из детей и как выполняет его указания. Если ребенок забыл какое-либо требование, воспитатель подходит к малышу, напоминает, как себя вести во время еды, сколько брать пищи. Это надо делать незаметно, не привлекая внимания других детей. Педагог ставит в пример ребят, которые аккуратно выполняют все требования.
На пятом году жизни по программе «Воспитания и обучения в детском саду» детей приучают пользоваться ножом, при этом держать его нужно в правой руке, а вилку переложить в левую. Ножом дети разрезают огурец, помидор, яблоко, сваренное вкрутую яйцо, кусок мяса, сосиски. Надо следить, чтобы дети не заменяли вилку ножом, не брали бы его в рот, не облизывали.
Каждое кушанье требует своих приемов еды. Яйца, которые дети обычно получают к завтраку, могут быть сварены всмятку или вкрутую. В первом случае детям старшей группы можно пользоваться подставками, в которые острым концом надо вложить яйцо, снять скорлупу с верхней части, посолить и есть ложечкой, придерживая подставку. Соль из солонки надо брать специальной ложечкой или чистым ножом. Маленьким детям еще трудно пользоваться подставками.
Детей нужно приучать есть суп, беря жидкость вместе с заправкой, а не поочередно – вначале густое, а затем жидкое.
Чтобы ребенок съел порцию супа до конца, можно разрешить слегка наклонить тарелку, но не переливать остатки супа в ложку – можно запачкать стол, руки.
Вторые мясные и рыбные блюда необходимо есть так же, чередуя с гарниром.
Третьи блюда: кисели, компоты – следует подавать в чашках с блюдцами и чайными ложками. Надо приучать из компота съедать фрукты вместе с сиропом. Младшие дети кладут косточки от компота на блюдце, старшие вначале – на ложку, поднося ее ко рту, а затем перекладывают на блюдце. Нельзя допускать, чтобы дети раскалывали косточки и съедали зерна слив, абрикосов. В них содержится вредная для здоровья синильная кислота.
Кушанье надо давать детям в таком виде, чтобы процесс питания не усложнялся. Кожу апельсинов и мандаринов надо перед едой предварительно надрезать. Макароны перед варкой переломить на небольшие части, чтобы сваренные они не свисали в ложки, вилки, иначе еда может быть обращена в игру.
Хлеб надо нарезать небольшими, лучше квадратными, кусками, тогда держать их тремя пальцами будет удобно. Брать хлеб из общей тарелки можно рукой, не трогая остальных кусков. Не следует предлагать детям есть хлеб с мучными изделиями – макаронами, кашами, и без того богатыми углеводами.
Масло для детей младших и старших групп лучше давать порционно, чтобы они сами намазывали себе на хлеб.
Рыбу, блюда из рубленного молотого мяса (котлеты, биточки), яичницы, овощи и каши (на гарнир) едят только вилкой.
Косточки из рыбы можно вынимать не только вилкой, но и пальцами, придерживая корочкой хлеба, пальцы вытирают салфеткой.
Твердую пищу едят с помощью ножа и вилки, пользуются ножом и вилкой одновременно.
Нож держат в правой руке, вилку – в левой и не перекладывают их из руки в руку, пока не будет съедено се блюдо. Вилку и нож принято держать наклонно к тарелке, не зажимая в кулаке. Мясо отрезают небольшими кусочками.
Курицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшие кусочки, а когда резать уже трудно, можно взять пальцами косточку и съесть оставшееся мясо.
Компот, чай, кофе ребенку подают в чашке с блюдцем. Это не только удобно, но и способствует формированию привычки всегда есть за чистым столом.
Следует приучать детей вытирать рот салфеткой и не только после, но и в процессе еды, если возникает необходимость. Нельзя допускать, чтобы дети вытирали рот рукой.
Поэтому обязательная деталь при сервировке – салфетки. Ведь без салфеток трудно соблюсти чистоту и опрятность. Кроме того, хорошо сложенная салфетка служит еще и украшением стола.
Существует множество вариантов складывания салфеток. Им можно придать любую форму: паруса, колпачка, свечки и т.д. Для этого можно использовать не только бумажные, но и полотняные салфетки, получая элементы праздничной сервировки и сервировки на каждый день.
Ребята во второй половине дня помогают младшему воспитателю подготовить нужное количество салфеток.