Просмотр содержимого документа
«Серия развивающих игр для педагогов по речевому развитию детей от 3 до 4лет »
Серия развивающих игр для педагогов по речевому развитию детей от 3 до 4лет
«Повторяй за мной»
Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:
Прибежала детвора – ра-ра-ра, ра-ра-ра.
Ногу выше, шаг смелей – лей-лей-лей, лей-лей-лей.
Мы увидим листопад – пад-пад-пад, пад-пад-пад.
Милый зайчик, не скучай – чай-чай-чай, чай-чай-чай и т.п.
В игре формируются навыки правильного произношения, развивается артикуляционный аппарат.
«Веселый теленок»
В гости к малышу пришел теленок. Он спрашивает у ребенка, знает ли тот, как его (теленка) маму и папу, где он живет, что кушает, как разговаривает. Предлагает поиграть: теленок имитирует голоса различных животных, а малыш угадывает, кто это, рассказывает, где живет изображаемое животное. После игры бычок предлагает разучить народную белорусскую потешку:
Ой, бычок, мой бычок,
Золотистый бочок,
Рога твои бодливые,
Копытца топотливые.
Ты иди, не топчи,
Не бодайся, не мычи:
Спят еще ребятки,
Утром спится сладко!
«Что я расскажу»
Перескажите своими словами уже знакомое ребенку поэтическое произведение. Поинтересуйтесь, знает ли он героя, о котором вы рассказываете, где вы о нем читали? Чем отличается ваш рассказ от прочитанного? (нет рифмы). Предложить малышу пересказать своими словами известное ему короткое стихотворение.
«Кто кем становится»
Рассмотрите картинки с изображением взрослых животных и их детенышей. Попросите ребенка назвать каждого из увиденных. Обратите внимание малыша на то, что названия детенышей и их родителей часто звучат по-разному. Например, собака-щенок, корова-теленок и т.п.
Прочтите стихотворение А.Шибаева:
Кто кем становится
Жил был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок -
Взрослая…(собака).
Жеребенок – с каждым днем
Подрастал и стал…(конем).
Бык, могучий великан,
В детстве был…(теленком).
Толстый увалень баран –
толстеньким…(ягненком).
Этот важный кот Пушок –
Маленьким (котенком).
А отважный петушок –
Кро-о-хотным…(цыпленком).
А из маленьких гусят
Вырастают… утки –
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
Вспомните названия других животных и их детенышей.
«Подумай и назови»
Предложите ребенку переименовать некоторые предметы. Переименовать можно, ориентируясь на функции объектов, например: «Дождь капает, значит, мы назовем его капалкой. Лопата капает, значит, мы назовем ее – копалкой. Лейка - поливалка. Ноги – ходилки и т.п.»
«Подбери слово»
Подберите несколько схожих по звучанию слов: роса-коса, ложка-кошка, чашка-кашка и т.п. Предложить ребенку поиграть: вы называете слова, а ребенок находит другое, похожее.
«На и под»
Расскажите ребенку историю - «путаницу» и попросите исправить неточности:
«На дереве выросли грибы, а под деревом – ветки. Ежик залез на дерево и стал срывать грибы, чтобы засушить их на зиму. А птичка вспорхнула под дерево и набрала веток, чтобы свить себе гнездо». Предложите подумать и назвать то, что бывает под деревом и то, что может быть на дереве.
«Кто что умеет»
Показываете ребенку картинки с изображениями разных животных и просите рассказать: кто что умеет. Например, собака умеет лаять, бегать, кусаться, сторожить дом. Не умеет – лазать по деревьям, летать, разговаривать, читать книги, есть ложкой и т.п.
«Какой? Какая?»
В гости к малышу пришел зайчик. В коробке у него – игрушки. Показывая по одному предмету, зайчик задает ребенку вопросы: «У меня есть матрешка, какая она? (красивая, нарядная, маленькая). А вот кубик. Какой он? (зеленый, пластмассовый, квадратный)». Таким образом смотрите все игрушки, интонируя окончания вопросительных слов: какой, какая, какое, какие.
«Один – много»
Предложить ребенку поиграть в мяч: вы бросаете мяч, называя какой-либо предмет в единственном числе. Ребенок возвращает мячик, указывая форму множественного числа. Например:
- Яблоко.
- Яблоки.
- Город.
- Города.
- Буква.
- Буквы.
Усложняя игру, называете предметы в форме винительного или родительного падежа, например:
- У меня нет яблока.
- У меня нет яблок.
- Я вижу дом.
- А я вижу дома.
«Мы поедем, мы помчимся»
Создать игровую ситуацию: у зайки и мишки есть машина и лошадка. Оба хотят покататься, но не могут решить, кто, на чем поедет. Идет бурный спор. В конце концов, спорщики договариваются: «Ладно, мишка, поезжай на машине». «А ты, зайка, скачи на лошадке». Фиксировать внимание ребенка на употреблении глаголов в верной форме: поезжай, скачи. Если ребенок допускает традиционные ошибки (ехай, скакай), мягко корректируйте его.
«Расскажи мне»
Предложите ребенку представить, что вы приехали, например, из другой страны и ничего не знаете о том, что вас сейчас окружает. Пусть ребенок станет вашим гидом и ответит на все вопросы. Спрашивайте обо всех предметах, вас окружающих, задавая вопросы, побуждать ребенка к развернутому детальному рассказу: «А это что такое? А для чего это нужно? Кто использует? Из чего сделано? Откуда берется? И т.п.». развивать пространственную ориентацию, спрашивая: «Что находится справа от нас? Кто идет сзади? Что проехало перед нами?».
«Веселое купание»
Заниматься развитием речи можно и в ванной комнате: намыливая малыша, читать ему забавные стишки, потешки:
Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится,
Машенька помоется,
Причешется, оденется.
Аккуратные зайчата
Лапки?
Мыли.
Ушки?
Мыли.
Хвостик?
Мыли.
Все помыли.
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые.
Г. Лагздынь
Игра способствует развитию речи, укрепляет доверительные отношения.
object(ArrayObject)#866 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}