Сенсорное воспитание через дидактические игры в младшем дошкольном возрасте
Сенсорное воспитание через дидактические игры в младшем дошкольном возрасте
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сенсорное воспитание через дидактические игры в младшем дошкольном возрасте»
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве.
«Игра дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму, свойства материала, изучает растения и животных».
Как всем известно, в дошкольной педагогике дидактические игры с недавних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы.
Например, в своей работе мы используем игры с бельевыми прищепками, перекладывание бусинок с помощью пинцета, рамки-вкладыши и так далее. Так как эти игры помогают развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию, подготовить руку к письму, обводить плоские фигуры, штриховать. Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.
Детям очень нравится совершать добро, так как к нам часто приходят дети со своими бедами. Например, солнышко с потерянными лучиками; ёж, который ищет свои иголки; также ёлочка, плачущая без иголок. Форма героев - основа вырезанная из картона. Детям просто необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и цеплять на нужную форму.
Деткам из младшей группы сначала надо кратко пояснять задание, как бы обыгрывать его. То есть, не просто собрать предметы нужной формы и цвета по скорости, а рассказать зачем. Одним словом, лучше, чтобы действия, которые производятся были осмысленны и имели некоторую логику.
Дидактические игры и игрушки являются основными средствами обучения в раннем возрасте. В этих играх ребёнок манипулирует предметами, соотносит их по цвету, форме, размеру, знакомится с их внутренним устройством.
Для этого необходимо следующее:
- необходимо предоставить ребёнку возможность свободно брать игрушки и действовать с ними;
- необходимо поощрять самостоятельность и любознательность ребёнка;
- необходимо постоянно использовать в речи слова, обозначающие цвет, форму и размер предметов.
Сенсорное развития детей через игровую деятельность пока является только вспомогательным, хотя без неё в этом возрасте не обойтись. Особенностью данного периода является то, что все сенсорные системы развиваются не по отдельности, а в совокупности. Рекомендуется в этом возрасте предлагать детям следующие игры, предметы, упражнения: « большие и маленькие», «много- мало и один», « Построй дорожку», «Пирамидки» и доски с отверстиями разной величины или формы с комплектом вкладок.
Самая распространённая игра- это «Пирамидки». И нашим воспитанникам она очень нравится. Берём две-три пирамидки с насадками разных форм и цветов, снимаем насадки со всех пирамидок и перемешиваем их. Рассматривая по одной, называем цвета, форму насадок. Надо разрешить ребёнку собрать пирамидку так, как ему вздумается. Если на одну пирамидку нанизаны разные детали, обращайте внимания малыша. Ещё раз смешайте насадки, помогите ему собрать пирамидки правильно. Комментируйте свои действия:
« Детки, для этой пирамидки нам нужны кольца. Давайте наденем все кольца. Теперь нам надо выбрать самое большое кольцо» и т.д. Сравнивайте и кольца по размеру, цвету. Объясняйте детям: «Вот кольцо большое, а вот это поменьше».
Игра способствует развития глазомера, логического мышления, наблюдательности. Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий, главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними.
Создавая условия для сенсорного развития ребёнка раннего возраста, взрослый решает важнейшую задачу, ведь именно от того, насколько у малыша развиты зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые ощущения, зависит успешность умственного, нравственного, эстетического воспитания. От того насколько точно малыш научиться воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Как цитировал В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».