Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений.
Без специальных приемов сенсорное развитие ребенка не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может даже неверным.
Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.
Сенсорное развитие достигается через дидактические игры детей и попутно решается множество важных для полноценного развития личности ребенка задач.
Играя со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения.
При объяснении правил игры воспитатель должен обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
Только когда ребенок с большим интересом и желанием будет выполнять игровые действия, решать дидактическую задачу, он достигнет хороших результатов в развитии сенсорных способностей.
Использование дидактической игры в целях формирования сенсорных способностей ребенка становится возможным при :
1. Наличие детской деятельности для освоения ими сенсорных эталонов и перцептивных действий.
2. Насыщении этой деятельности интересным и эмоционально – значимым для детей содержанием.
3. Постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными сенсорными эталонами в процессе содержательной детской деятельности.
4. Наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми.
5. Совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Игрушки должны быть эстетичны и привлекательны, вызывать эмоциональный отклик у детей, доставлять им радость и удовольствие, формировать верные представления об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности.
Чем богаче сенсорный опыт, тем успешнее идет познавательное развитие.