kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар практикум для педагогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар практикум для педагогов. Можно использовать на родительских собраниях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар практикум для педагогов»

Семинар - практикум для воспитателей на тему:

«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»

Цель семинара – практикума: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений.

Задачи:

1. Раскрыть значение развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

2. Приобщать педагогов к использованию в своей работе с детьми игр и игровых упражнений, как средство для развития фонематического восприятия. ·

Как известно, ребенка окружает мир людей, их взаимоотношений, предметов и явлений. Ребенок и сам является частицей этого мира. Речь – одна из важнейших его деятельностей, которая складывается и совершенствуется по определенным законам.

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы).

К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав). Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить с помощью игр

1. «Гуление». Обращайтесь к ребенку, произносите звуки, которые он уже умеет произносить: «агу!». Старайтесь, чтобы он подражал вам, повторяя звуки и слоги.  
2. «Ладушки». Хлопая в ладоши, приговаривая текст. Учите ребенка выполнять действия под стишок. Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения. Уже к концу второго года жизни ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Можно предложить ему ряд игр:

1. «Угадай,  чей голосок». Взрослый звуками изображает какой-либо предмет (кошку, собаку, самолет). Ребенок угадывает

2. «Разведчики». Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо.

Трехлетний ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми. Используем следующие игры:

1. «Угадай, кто пришел», «Договори стишок». Подобрать потешки, считалки, состоящие из 2-4 рифмованных строчек. Читая их ребенку, умышленно не договаривать последнее слово или последний звук.

2. «Петрушка ошибается». В гости пришел Петрушка. Он просит научить произносить его слова внятно и громко. Иногда Петрушка путает звуки, удивляется и просит разъяснить ошибки.

По данным Р.Е. Левиной, Н.Х. Швачкина, в период от одного года до четырех лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.

Предлагаю игры:

1.«Какие бывают слова?» Просим ребенка  назвать ласковые слова (солнышко), слова звучащие громко (тигр), звонкие слова (звонок), тихие слова (шепот).

2. «Верни слово». Взрослый называет слово шепотом, а ребенок его повторяет, как бы «возвращает» обратно. 

Одной из частых причин нарушений звукопроизношения являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи. Эти затруднения выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных звуков, по этой причине слова, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребенком как совершенно одинаковые. Эти нарушения звукопроизношения особенно коварны тем, что с началом школьного обучения, имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены неизбежно начинают отражаться  и на письме. 

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

В общей системе работы по развитию фонематического восприятия большое место занимают игры и игровые упражнения:

У детей младшего возраста:

-игры, которые направлены на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.

- игры на определение направления звучания.

-игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.

-игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по длительности

Например, с детьми младшего возраста проводят следующие игры:

Что звучало?”

развивать слуховое восприятие, внимание; дифференцировать звуки, производимые музыкальными игрушками (колокольчик, дудочка); узнавать, знать и называть звучащие игрушки; понимать и использовать глаголы: “звенит”, “гудит”, “стучит”.

Шуршит,

трещит”

дифференцировать неречевые звуки; знать и употреблять глаголы в прошедшем времени: “шуршала”, “трещала”.

Где колокольчик (барабан, погремушка)?”

определять направление звука, называть его положение в пространстве, используя наречия: “впереди”, “сзади”; узнавать и называть существительные, обозначающие звучащие игрушки.

Где позвонили?”

определять направление звука; понимать и употреблять наречия: “спереди”, “сзади”, “вверху”, “внизу”.

Дождь льет и капает”

различать темп звучания (частое и редкое звучание звyкoпoдражаний).

Прискакал или пришел?”

развивать переключаемость слухового внимания, воспроизводить движения в соответствии с ритмом ударов в бубен, развивать координацию движений, мелкую моторику.

Веселые куклы”


соотносить игрушку (картинку) со звукоподражанием; знать и называть звучащие игрушки; понимать и употреблять в речи наречия: “тихо”, “громко”; дифференцировать громкий и тихий звуки.

Фрукты”

различать неречевые шумы; узнавать, называть в речи существительные, обозначающие фрукты или фруктовые деревья: “яблоко”, “виноградинка”, “яблоня”.

Коробочка

гремит”

дифференцировать неречевые шумы; находить одинаковые и звучанию шумовые коробочки.

Найди пару”

дифференцировать неречевые шумы и выделять одинаковые по звучанию.

Высокие — низкие”

одинаковые по звучанию, дифференцировать высокие и низкие неречевые звуки.

Собака и щенок”

развивать слуховое восприятие; различать высокие и низкие неречевые звуки.

Дождик”

слышать и называть долгие и короткие звуки; показывать долготу звука; понимать и употреблять в активной речи прилагательные: “длинная – короткая” (дорожка), “долгий – короткий” (звук).

Нарисуй звук”

слышать и различать неречевые звуки по длительности их звучания.

В среднем возрасте:

-игры, направленные на развитие у дошкольников умения выделять заданное слово из ряда других.

-игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать громкое и тихое, “высокое – низкое” звучание, определять длительность звучания речевых звуков.

-игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать гласные звуки из ряда других.

-игры, направленные на развитие у дошкольников умения дифференцировать звуки речи.

-игры, направленные на развитие у дошкольников умения дифференцировать слоги.

-игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять количество услышанных речевых звуков.

Будь внимательным”

выделять заданное слово из ряда других.

Кто самый внимательный?”

выделять заданное слово из текста.

В лесу”

дифференцировать громкое и тихое звучания слога АУ; воспроизводить звукоподражания тихо и громко.

Медведица и медвежонок”

развивать слуховое внимание, дифференцировать звукоподражания, производимые высоким и низким голосом.

Вьюга воет, а ветерок помогает”

развивать слуховое восприятие, определять длительность звучания речевых звуков.

Успокой Таню”

выделять звук А из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени “плачет”, “уронила”.

Дадим ромашке попить”

учить выделять гласный А из ряда других.

Паровозик”

выделять звук У из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени “бежит”, “гудит”.

Песни леса”

продолжать развивать слуховое внимание, фонематический слух, выделять гласный У из ряда гласных звуков.

Угадайка”

дифференцировать звуки [И], [У]; соотносить звукоподражания с предметом; развивать мелкую моторику.

Дом большой — дом маленький”

дифференцировать звуки [А], [О]; развивать общую моторику.

Повтори за мной”

дифференцировать звуки П-Б в слогах, словах.

Повторялки”

развивать слуховое внимание; дифференцировать прямые и обратные слоги.

Аленушка-ревушка”

учить определять количество произнесенных речевых звуков, развивать слуховое внимание и память.

Весенний дождик”

развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие слов, близких по звуковому составу; координировать речь с движением.

Предложенные игры и игровые упражнения значительно повышают интерес у детей в непосредственной образовательной деятельности. Всё это положительно влияет на процесс развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Параллельно ведётся работа с родителями в виде папок – передвижек, консультаций, рекомендаций, памяток, индивидуальных.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семинар практикум для педагогов

Автор: Рычкова Елена Витальевна

Дата: 24.05.2022

Номер свидетельства: 607880

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Семинар-практикум для педагогов ДОО «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "seminar_praktikum_dlia_pedagogov_doo_lepbuk_kak_sovremennoe_sredstvo_obucheniia_"
    ["file_id"] => string(6) "572067"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1612198243"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Семинар-практикум для педагогов ДОУ"
    ["seo_title"] => string(40) "sieminar-praktikum-dlia-piedaghoghov-dou"
    ["file_id"] => string(6) "312295"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459329529"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "семинар -практикум для педагогов "Способы эффективного взаимодействия педагогов и учащихся группы риска в решении подростковых проблем" "
    ["seo_title"] => string(156) "sieminar-praktikum-dlia-piedaghoghov-sposoby-effiektivnogho-vzaimodieistviia-piedaghoghov-i-uchashchikhsia-ghruppy-riska-v-rieshienii-podrostkovykh-probliem"
    ["file_id"] => string(6) "193690"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427684563"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Семинар-практикум для педагогов ДОУ "«Конфликт воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения»""
    ["seo_title"] => string(80) "seminar_praktikum_dlia_pedagogov_dou_konflikt_vospitatel_roditel_prichiny_voznik"
    ["file_id"] => string(6) "548207"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1588051432"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Семинар - практикум для педагогов "Метод проектов, как средство разработки и внедрения педагогических инноваций ДОО""
    ["seo_title"] => string(80) "sieminar_praktikum_dlia_piedaghoghov_mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razrabotki_i"
    ["file_id"] => string(6) "438084"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1510302293"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства