kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "«Конфликт воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар-практикум для педагогов ДОУ поможет педагогам ДОУ разобраться с в конфликтах в ситстеме "Педагог-родитель", найти эффективные способы и пути их разрешения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для педагогов ДОУ "«Конфликт воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения»"»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №102 г. Томска















Семинар-практикум Для педагогов ДОУ

«Конфликт воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения» Педагог-психолог: Е.С. Губина









Томск 2013

Здравствуйте! Я рада вас всех видеть.  Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного   влияния  семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками. Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят  идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли мы когда-нибудь о  том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям. Воспитатель - это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой детского сада. Родитель - это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия.  У родителя ребенок один (два, три). У воспитателя — в среднем от 15 до 30. И это тоже нужно учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности. Упражнение « Яблоко и червячок» Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.  Сегодня будем говорить с вами о конфликтах в системе «воспитатель - родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.    Причины конфликтов между педагогом и родителями различны: родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией воспитательно-образовательного процесса в целом и т.д.



Давайте вместе с вами подумаем что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства? Со стороны родителей это: •         с ребенком мало занимаются в саду; •         не создают должных условий для укрепления его здоровья; •         не могут найти подход к ребенку; •         используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания); •         плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики, не переодели грязную футболку); •         ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал; •         ограничивают свободу ребенка; •         часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей; •         не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях), ударили, поцарапали.
  8. У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям: •      неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке; •         забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия; •         забывают положить детям в шкафчик сменную одежду; •         приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика); •         поздно забирают детей; •         плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход); •         предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.   9.Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта: ·                    Возникновение конфликта (появление противоречий) ·                    Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной стороной ·                    Конфликтное поведение ·                    Исход конфликта Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями?» Группа делится на две команды: одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы, другая отстаивает позицию, что конфликты в общении с родителями необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух.



12 Положительные и отрицательные стороны конфликтов
Положительные Отрицательные
·        Получение социального опыта ·        Нормализация морального состояния ·        Получение новой информации ·        Разрядка напряжённости ·        Помогает прояснить отношения ·        Стимулирует позитивные изменения ·        Настроение враждебности ·        Ухудшение социального самочувствия ·        Формализация общения ·        Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение ·        Эмоциональные затраты ·        Ухудшение здоровья ·        Снижение работоспособности
















  Вывод: Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.   Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций (раздать таблицы) Конкуренция (соревнование)  предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.   А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из конфликтных ситуаций.  (Н-р: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование, «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание, «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление, «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).  Необходимо выработать у воспитателей умение позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать кон­фликтные ситуации в процессе взаимо­действия «воспитатель-родитель»; спо­собствовать осознанию воспитателем при­чин и последствий конфликта. Конфликтные ситуации в процессе вза­имодействия воспитателя с родителями воспитанника могут возникнуть по раз­ным причинам. Перед воспитателем ДОУ стоит задача найти правильный выход из сложившейся ситуации. Для формирования правильного умения вести себя с родителями и общаться без конфликтов предлагаю ряд упражнений. Упражнение  «Ваши предложения» Задание. Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятий, которые могут помочь спло­тить воспитателей и родителей. Инструкция. Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы: каждая представляет свой перечень меро­приятий и объясняет целесообразность их реализации. Упражнение «Предъявление  конфликтной ситуации». Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.  Необходимо показать  развязку данной ситуации, выбрав внутри группы роль воспитателя и роль родителя. Очень важно научиться педагогам грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только потом формулировать проблему: "Ваш Петя сегодня здорово рисовал, он у вас замечательный, но есть одна сторона, которая меня очень волнует. Вы своего ребенка лучше знаете, может быть, вы мне что-то посоветуете в этом плане… Я замечаю, что он часто бьет Катю, как вы считаете, с чем это может быть связано? Давайте вместе подумаем, в чем здесь дело и как ему помочь…" . Это позиция сотрудничества, общение на равных, обращение к родителю как к знающему и компетентному человеку.

Психологическая зарядка. Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных  профессиональных психофизических расстройств важно уметь забывать. Как бы «стирать»  из памяти конфликтные ситуации. Упражнение на стирание антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте  перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.   Психологические  рекомендации, при правильном поведении человека в противоречащей, предконфликтный и конфликтной ситуации, таковы: Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые  обиды,  конфликты. Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов - интересов, нужд, целей и задач сторон. Чаще задавать вопрос: " Правильно ли  я Вас понял (поняла)?", это  поможет избежать умственных барьеров. Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия. Попробовать понять позицию оппонента "изнутри", поставив  себя на его место. Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов,  не употреблять неутешительных  эпитетов. Резкость вызывает резкость. Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.    Краткий курс доброжелательных отношений Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».
Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».
Четыре важных слова: «А как ты считаешь?»
Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».
Два важных слова: «Искренне благодарю».
Важнейшее слово: «Мы».   И напоследок еще немного. Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы и расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями, подслушивают, что происходит в группе, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, ведь их самый лучший ребенок достоин только самого лучшего воспитателя. За царапину они, по крайней мере, на словах, грозятся "порвать" или "встретить в темном переулке" эту "воспиталку", "чужую тетку", которая никогда не полюбит ребенка. Но ведь воспитатель в садике и не должен любить детей как родных. Для этого у ребенка есть родители. Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную и, на мой взгляд, достойную большого уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. Детский сад — это не рай и не ад для ребенка, это такой же этап в его жизни, как школа, институт, и от умения выстраивать правильно отношения с людьми, работающими с нашими детьми, зависит во многом то, как будет складываться их жизнь в детском саду. Придача «Бабочка в руке» Жил – был один мудрец, к которому многие люди приходили за советом. И вот однажды завистливый человек решил опорочить мудреца, загадав ему загадку, отгадать которую невозможно. Поймал он бабочку, зажал между ладонями, пришел к мудрецу и спрашивает: «Скажи что у меня в руках?» Мудрец отвечает: «Бабочка». «Правильно. А какая бабочка- живая или мертвая? »- спрашивает завистник, а сам думает: «Если ответит «мертвая». Я открою ладони, и бабочка улетит. А если скажет «живая», я сожму ладони и раздавлю ее». Мудрец помедлил немного и ответил: «все в твоих руках».





    Список литературы
1.  Р.С.  Немов Психология, т -2. - М., 2003.
2.   Г.В. Ложкин  Практическая психология   конфликта. - К., 2000.
3.  Е.М. Семенова Тренинг эмоциональной устойчивости.-  М., 2005. 4. Материалы с сайта http://www.i-deti.ru/    




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Губина Елена Сергеевна

Дата: 28.04.2020

Номер свидетельства: 548207


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства