kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Саморазвитие педагогов - как фактор повышения профессиональной компетентности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует яркая взаимосвязь повышения квалификации, роста профессионального мастерства педагогов,  с одной стороны, и диагностики педагогического труда и его результативности с другой. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Саморазвитие педагогов - как фактор повышения профессиональной компетентности»

(слайд 1) «Саморазвитие педагогов – как фактор повышения профессиональной компетентности»

(слайд 2)

В условиях современной образовательной ситуации, характера её системных изменений, перехода к непрерывности образования и глобальной информатизации общества центральной проблемой становится обеспечение высокого качества образования, что невозможно без решения проблемы профессионального роста педагогов.

Существует яркая взаимосвязь повышения квалификации, роста профессионального мастерства педагогов, с одной стороны, и диагностики педагогического труда и его результативностью с другой.

Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

(слайд 3)

Условно можно выделить четыре уровня самообразования. Зная характерные особенности каждого из них, педагог сможет определить свой индивидуальный уровень, что, в свою очередь, даст возможность объективно подойти к самооценке себя как профессионала.

Первый уровень – низкий. Деятельность педагога данного уровня характеризуется спонтанным, внесистемным самообразованием, часто под воздействием внешних обстоятельств (например, накануне проверки), при отсутствии у него  необходимой образовательной культуры.

Для педагога, находящегося на втором уровне, среднем, характерно ситуативное самообразование на фоне интереса к новой информации, процессу познания, удовлетворению своих познавательных потребностей.

Третий уровень – высокий. Педагога этого уровня отличает систематическое целенаправленное самообразование, осуществляющееся на основе овладения технологией данного вида деятельности (заимствованной и адаптированной, авторской).

Наивысший уровень самообразования присущ таким педагогам, для которых данный вид деятельности становится постоянной жизненной потребностью, и он носит чаще всего исследовательский характер.


Суть процесса самообразования заключается в самостоятельной добыче знаний из различных источников, используя эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.


(слайд 4)

Определим источники знаний:

•        телевидение;

•        газеты, журналы;

•        литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

•        Интернет;

•        видео, аудио;

•        платные курсы;

•        семинары и конференции;

•        мастер-классы;

•        мероприятия по обмену опытом;

•        экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

•        курсы повышения квалификации;

•        путешествия.


(слайд 5)

Составляющие процесса самообразования педагога.

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.

  • Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.

  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.


Формы самообразования педагога

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальные и групповые. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.

(слайд 6)

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:

  • систематический просмотр определенных телепередач,

  • чтение конкретных педагогических периодических изданий,

  • чтение методической, педагогической и предметной литературы,

  • обзор в Интернете информации по НОД, педагогике, психологии, педагогических технологий,

  • решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий повышенной сложности или нестандартной формы,

  • посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег,

  • дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами,

  • изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов,

  • изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики,

  • систематическое прохождение  повышения квалификации,

  • проведение открытых занятий для последующего анализа со стороны коллег,

  • организация кружковой деятельности по предмету,

  • изучение информационно-компьютерных технологий,

  • общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете,

  • ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни - большое препятствие для профессионального роста.

(слайд 7)

Результаты  самообразования могут быть следующими:

  • повышение качества преподавания занятия (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),

  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования,

  • разработка новых форм, методов и приемов обучения,

  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядности,

  • выработка методических рекомендаций по применению эффективных методов, приемов, технологий обучения,

  • создание комплектов методических разработок,

  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

(слайд 8)

Формы представления результатов самообразования могут быть различны:

Выступления (отчет) на:

заседаниях МО, педсовете,

семинарах,

конференциях,

 

форумах.

Проведение:

практикума,

тренинга,

мастер–класса,

открытых учебных занятий,

творческого отчёта,

педагогической мастерской,

дня открытых дверей,

педагогической выставки.

Подготовка:

реферата,

публикаций,

методических разработок,

серии учебных занятий,

портфолио,

педагогического  проекта

Участие в профессиональных:

конкурсах

смотрах  

КВНах

викторинах

(слайд 9)

Создание портфолио как результат  самообразования


Портфолио педагога позволяет фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения личности в определенный период его деятельности.

Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.

Всего лишь несколько лет назад портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня к нему добавилось как минимум еще две формы существования.

Это:


(слайд 10)

  • электронное портфолио;

  • электронное on-lain портфолио.


(Слайд 11)

 Подведение итогов: 

Показатели эффективности педагогического самообразования — это прежде всего качество организованного педагогом учебного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.


Благодарю за внимание!



Приложение 1



Сначала проведем небольшой психологический тест. (предлагаются на выбор картинки с часами)



№ 1.Механические часы с римскими цифрами

№ 2.Классику с арабской нумерацией

№ 3.Спортивную модель .

№ 4.Электронные часы с множеством разнообразных функций.

№ 5.Циферблат без цифр, с точками или черточками вместо них.




ТЫ ВЫБИРАЕШЬ

ТВОЙ ТИП

СОВЕТ ПСИХОЛОГА

Механические часы

с римскими цифрами

Ты скорее консерватор.

Твой принцип: «Лучшее - враг хорошего»

Не останавливайся на достигнутом. Постоянно учись новому.

Классику с арабской нумерацией

Ты реалист, прагматик. Твой принцип: «Лучше синица в руках…»

Мечта и полёт фантазии могут открыть тебе новые горизонты.

Спортивную модель с подвеской и антишоковой защитой.

Ты легкий человек. Твой принцип: «Завтра будет лучше, чем вчера!»

Чтобы закрепить успех, учись доводить начатое до конца.

Электронные часы с множеством разнообразных функций.

Ты много работаешь. Твой принцип: «кто хочет, тот добьется».

Бизнес приносит деньги, но он не заменит тебе близких.

Циферблат без цифр, с точками или черточками вместо них.

Ты требовательна. Твой принцип: «Каждому по способностям!»

Учись мыслить шире и помнить точку зрения собеседника.


















Приложение 2


Тест педагогической оценки и самооценки готовности к самообразоваию.

Анкета № 1

Условия задания: Оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю и определите уровень сформированности у себя умений и навыков самообразования.

1.Мотивационный компонент (9-81 очко)

значимости непрерывного образования

Баллы

123456789

1. Осознание личной и общественной значимости педагогической деятельности          


2. Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии        


3. Чувство долга и ответственности


4. Любознательность


5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности


6. Потребность в психолого-педагогическом самообразовании


7. Уверенность в своих силах


2. Когнитивный компонент (6-54 очка)


1. Уровень общеобразовательных знаний


2. Уровень общеобразовательных умений


3. Уровень педагогических знаний и умений


4. Уровень психологических знаний и умений


5. Уровень методических знаний  и умений


6. Уровень специальных знаний


3. Нравственно-волевой компонент (9-81 очко)


1. Положительное отношение к процессу учения


2. Критичность


3. Самостоятельность  


4. Целеустремленность


5. Воля


6. Трудоспособность


7. Умение доводить начатое дело до конца


8. Смелость


9. Самокритичность


4. Гностический компонент (37-153 очка)


1. Умение ставить и разрешать познавательные задачи


2. Гибкость и оперативность мышления


3. Наблюдательность


4. Способность к анализу педагогической деятельности


5. Способность к синтезу и обобщению


6. Креативность и ее проявления в педагогической деятельности


7. Память и ее оперативность


8. Удовлетворение от познания


9. Умение слушать


10. Умение владеть разными типами чтения


11. Умение выделять и усваивать определенное содержание


12. Умение доказывать, обосновывать суждения


13. Умение систематизировать, классифицировать


14. Умение увидеть противоречия и проблемы


15. Умение переносить знания и умения в новые ситуации


16. Способность отказаться от устоявшейся идеи


17. Независимость суждений


5. Организационный компонент (7-63 очка) деятельности


1. Умение планировать время


2. Умение планировать свою работу


3. Умение перестраивать систему


4. Умение работать в библиотеках


5. Умение ориентироваться в классификации источников


6. Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации


6. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности (5-45 очков)


1. Самооценка самостоятельности собственной деятельности


2. Способность к самоанализу и рефлексии


3. Способность к самоорганизации


4. Самоконтроль


5. Трудолюбие и прилежание


7. Коммуникативные способности (5-45 очков)


1. Способность аккумулировать и  использовать опыт самообразовательной деятельности коллег


2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональной деятельности


3. Способность организовать самообразовательную деятельность других


4. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий


5. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности


Итого




Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете.

Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития.

Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Саморазвитие педагогов - как фактор повышения профессиональной компетентности

Автор: Автомошина Анастасия Петровна

Дата: 30.06.2025

Номер свидетельства: 672435

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Самообразование педагогов – как фактор повышения профессиональной компетентности"
    ["seo_title"] => string(80) "samoobrazovaniie_piedaghoghov_kak_faktor_povyshieniia_profiessional_noi_kompieti"
    ["file_id"] => string(6) "398777"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489080494"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "«Деятельность РМО - как фактор роста профессионального мастерства педагогов дошкольного образования»"
    ["seo_title"] => string(95) "dieiatielnostrmokakfaktorrostaprofiessionalnoghomastierstvapiedaghoghovdoshkolnoghoobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "279869"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453297988"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Эффективные факторы повышения профессионализма педагогов дополнительного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_faktory_povysheniia_professionalizma_pedagogov_dopolnitelnogo_obrazo"
    ["file_id"] => string(6) "600523"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1645113561"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА "
    ["seo_title"] => string(135) "razvitiie-informatsionnoi-kompietientnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-nogo-intieriesa"
    ["file_id"] => string(6) "118934"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413295873"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Методические рекомендации для директоров Детских Музыкальных Школ "
    ["seo_title"] => string(78) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-diriektorov-dietskikh-muzykal-nykh-shkol"
    ["file_id"] => string(6) "204483"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429680242"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства