Саморазвитие педагогов - как фактор повышения профессиональной компетентности
Саморазвитие педагогов - как фактор повышения профессиональной компетентности
Существует яркая взаимосвязь повышения квалификации, роста профессионального мастерства педагогов, с одной стороны, и диагностики педагогического труда и его результативности с другой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Саморазвитие педагогов - как фактор повышения профессиональной компетентности»
(слайд 1) «Саморазвитие педагогов – как фактор повышения профессиональной компетентности»
(слайд 2)
В условиях современной образовательной ситуации, характера её системных изменений, перехода к непрерывности образования и глобальной информатизации общества центральной проблемой становится обеспечение высокого качества образования, что невозможно без решения проблемы профессионального роста педагогов.
Существует яркая взаимосвязь повышения квалификации, роста профессионального мастерства педагогов, с одной стороны, и диагностики педагогического труда и его результативностью с другой.
Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
(слайд 3)
Условно можно выделить четыре уровня самообразования. Зная характерные особенности каждого из них, педагог сможет определить свой индивидуальный уровень, что, в свою очередь, даст возможность объективно подойти к самооценке себя как профессионала.
Первый уровень – низкий. Деятельность педагога данного уровня характеризуется спонтанным, внесистемным самообразованием, часто под воздействием внешних обстоятельств (например, накануне проверки), при отсутствии у него необходимой образовательной культуры.
Для педагога, находящегося на втором уровне, среднем, характерно ситуативное самообразование на фоне интереса к новой информации, процессу познания, удовлетворению своих познавательных потребностей.
Третий уровень – высокий. Педагога этого уровня отличает систематическое целенаправленное самообразование, осуществляющееся на основе овладения технологией данного вида деятельности (заимствованной и адаптированной, авторской).
Наивысший уровень самообразования присущ таким педагогам, для которых данный вид деятельности становится постоянной жизненной потребностью, и он носит чаще всего исследовательский характер.
Суть процесса самообразования заключается в самостоятельной добыче знаний из различных источников, используя эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.
(слайд 4)
Определим источники знаний:
• телевидение;
• газеты, журналы;
• литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
• Интернет;
• видео, аудио;
• платные курсы;
• семинары и конференции;
• мастер-классы;
• мероприятия по обмену опытом;
• экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
• курсы повышения квалификации;
• путешествия.
(слайд 5)
Составляющие процесса самообразования педагога.
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Формы самообразования педагога
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальные и групповые. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.
(слайд 6)
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:
систематический просмотр определенных телепередач,
изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов,
изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики,
систематическое прохождение повышения квалификации,
проведение открытых занятий для последующего анализа со стороны коллег,
организация кружковой деятельности по предмету,
изучение информационно-компьютерных технологий,
общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете,
ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни - большое препятствие для профессионального роста.
(слайд 7)
Результаты самообразования могут быть следующими:
повышение качества преподавания занятия (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),
разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования,
разработка новых форм, методов и приемов обучения,
разработка дидактических материалов, тестов, наглядности,
выработка методических рекомендаций по применению эффективных методов, приемов, технологий обучения,
создание комплектов методических разработок,
обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
(слайд 8)
Формы представления результатов самообразования могут быть различны:
Выступления (отчет) на:
заседаниях МО, педсовете,
семинарах,
конференциях,
форумах.
Проведение:
практикума,
тренинга,
мастер–класса,
открытых учебных занятий,
творческого отчёта,
педагогической мастерской,
дня открытых дверей,
педагогической выставки.
Подготовка:
реферата,
публикаций,
методических разработок,
серии учебных занятий,
портфолио,
педагогического проекта
Участие в профессиональных:
конкурсах
смотрах
КВНах
викторинах
(слайд 9)
Создание портфолио как результат самообразования
Портфолио педагога позволяет фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения личности в определенный период его деятельности.
Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.
Всего лишь несколько лет назад портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня к нему добавилось как минимум еще две формы существования.
Это:
(слайд 10)
электронное портфолио;
электронное on-lain портфолио.
(Слайд 11)
Подведение итогов:
Показатели эффективности педагогического самообразования — это прежде всего качество организованного педагогом учебного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Благодарю за внимание!
Приложение 1
Сначала проведем небольшой психологический тест. (предлагаются на выбор картинки с часами)
№ 1.Механические часы с римскими цифрами
№ 2.Классику с арабской нумерацией
№ 3.Спортивную модель .
№ 4.Электронные часы с множеством разнообразных функций.
№ 5.Циферблат без цифр, с точками или черточками вместо них.
ТЫ ВЫБИРАЕШЬ
ТВОЙ ТИП
СОВЕТ ПСИХОЛОГА
Механические часы
с римскими цифрами
Ты скорее консерватор.
Твой принцип: «Лучшее - враг хорошего»
Не останавливайся на достигнутом. Постоянно учись новому.
Классику с арабской нумерацией
Ты реалист, прагматик. Твой принцип: «Лучше синица в руках…»
Мечта и полёт фантазии могут открыть тебе новые горизонты.
Спортивную модель с подвеской и антишоковой защитой.
Ты легкий человек. Твой принцип: «Завтра будет лучше, чем вчера!»
Чтобы закрепить успех, учись доводить начатое до конца.
Электронные часы с множеством разнообразных функций.
Ты много работаешь. Твой принцип: «кто хочет, тот добьется».
Бизнес приносит деньги, но он не заменит тебе близких.
Циферблат без цифр, с точками или черточками вместо них.
Ты требовательна. Твой принцип: «Каждому по способностям!»
Учись мыслить шире и помнить точку зрения собеседника.
Приложение 2
Тест педагогической оценки и самооценки готовности к самообразоваию.
Анкета № 1
Условия задания: Оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю и определите уровень сформированности у себя умений и навыков самообразования.
1.Мотивационный компонент (9-81 очко)
значимости непрерывного образования
Баллы
123456789
1. Осознание личной и общественной значимости педагогической деятельности
2. Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии
3. Чувство долга и ответственности
4. Любознательность
5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности
6. Потребность в психолого-педагогическом самообразовании
7. Уверенность в своих силах
2. Когнитивный компонент (6-54 очка)
1. Уровень общеобразовательных знаний
2. Уровень общеобразовательных умений
3. Уровень педагогических знаний и умений
4. Уровень психологических знаний и умений
5. Уровень методических знаний и умений
6. Уровень специальных знаний
3. Нравственно-волевой компонент (9-81 очко)
1. Положительное отношение к процессу учения
2. Критичность
3. Самостоятельность
4. Целеустремленность
5. Воля
6. Трудоспособность
7. Умение доводить начатое дело до конца
8. Смелость
9. Самокритичность
4. Гностический компонент (37-153 очка)
1. Умение ставить и разрешать познавательные задачи
2. Гибкость и оперативность мышления
3. Наблюдательность
4. Способность к анализу педагогической деятельности
5. Способность к синтезу и обобщению
6. Креативность и ее проявления в педагогической деятельности
7. Память и ее оперативность
8. Удовлетворение от познания
9. Умение слушать
10. Умение владеть разными типами чтения
11. Умение выделять и усваивать определенное содержание
12. Умение доказывать, обосновывать суждения
13. Умение систематизировать, классифицировать
14. Умение увидеть противоречия и проблемы
15. Умение переносить знания и умения в новые ситуации
16. Способность отказаться от устоявшейся идеи
17. Независимость суждений
5. Организационный компонент (7-63 очка) деятельности
1. Умение планировать время
2. Умение планировать свою работу
3. Умение перестраивать систему
4. Умение работать в библиотеках
5. Умение ориентироваться в классификации источников
6. Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации
6. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности (5-45 очков)
1. Самооценка самостоятельности собственной деятельности
2. Способность к самоанализу и рефлексии
3. Способность к самоорганизации
4. Самоконтроль
5. Трудолюбие и прилежание
7.Коммуникативные способности (5-45 очков)
1. Способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности коллег
2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональной деятельности
3. Способность организовать самообразовательную деятельность других
4. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий
5. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности
Итого
Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете.
Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития.
Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.