Просмотр содержимого документа
«Самоанализ организованной образовательной деятельности»
Самоанализ организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Акбузат»
Тема: «Путешествие в башкирское телевидение»
Цель: закрепление знаний детей о башкирских и русских народных сказках, продолжать формировать умения детей характеризовать героев сказок; развивать связную речь, мышление, внимательность детей; привить любовь к народному творчеству.
Задачи определены в соответствии с требованиями программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей старшего дошкольного возраста. Занятие характеризуется наличием триединой дидактической задачи: обучающей (знание народных сказок, формирование умения детей характеризовать героев сказок); развивающей (развитие связной речи, мышления, внимательности детей); и воспитательной (привитие любви к народному творчеству.).
Подготовка к занятию включала подбор материала и пособий. Успешному решению поставленных задач способствовала предварительная работа по чтению башкирских и русских народных сказок, беседы с детьми, рассматривание иллюстраций к сказкам, загадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками, инсценирование сказок, пересказ сказок по ролям). В индивидуальной работе с детьми использовались пересказ по ролям, игры в пазлы, рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанной сказке. С учётом конкретно решаемых задач на занятии организована пространственная среда, обеспечена рациональность в размещении оборудования и материалов. Обеспечены санитарно-гигиенические требования (проветривание, влажная уборка помещения, освещённость, подбор и расстановка мебели). На занятии использованы ТСО (проектор, экран, настольный театр, иллюстрации к сказкам, танграм и др.). Все использованные материалы и оборудования соответствуют требованиям СанПиН.
Структура занятия соответствовала его задачам. На протяжении всего занятия использовались различные приёмы, направленные на привлечение внимания детей. Ассоциативное мышление развивалось в игре танграм. Развитию умения устанавливать причинно-следственные связи способствовало использование соотнесение сказок и пословиц. Развиваются познавательные интересы: дети учатся характеризовать героев, определять тип сказок, составлять при помощи танграм сказочных героев, вспоминают героев сказок и т.д. Воспитательная задача решалась на всех этапах занятия. Занятие способствует развитию психических, физических и нравственных качеств: использование динамической паузы, иллюстраций, характеристика сказочных героев.
Здоровьесберегающий подход обеспечивался посредством оптимальной длительности занятия (сокращалось количество вопросов; при потере интереса, активности детей их внимание переключалось на другой вид деятельности; сменялись позы детей на протяжении занятия и т.д.).
На занятии предусмотрена интеграция различных видов деятельности: беседа, отгадывание загадок, путешествие в башкирское телевидение, слушание аудиосказок, отгадывание загадок, инсценирование сказок. Благоприятному эмоциональному климату способствовали то, что дети помогали друг другу, слушали ответы товарищей, учились дополнять ответы других.
Мотивировать детей к предстоящей познавательной деятельности удалось, так как дети были увлечены ходом занятия, активно работали, отвечали на вопросы воспитателя. При организации работы детей за столами были учтены воспитанники с нарушениями зрения, леворукие дети. Обеспечивался контроль за осанкой детей.
Были использованы такие приемы мотивации: внесение сюрпризного момента (открывали сундучок сказок, откуда дети доставали иллюстрации к сказкам, называли сказку, героев сказки и т.д.), драматизация сказки «Лиса и медведь», использование ТСО (проектор и экран для просмотра заставок к телепередачам, компьютер для прослушивания аудиозаписей по сказкам, презентация с иллюстрациями к сказкам), складывание танграм и т.д.
На занятии использовались и традиционные, и нетрадиционные формы работы: вопрос – ответ, описание героев сказок, пересказ содержания сказок, использование ТСО. Работали подгруппами (драматизация сказки); фронтально (ответы на вопросы, динамическая пауза, складывание танграм и т.д.); индивидуально (описание героев сказки, дидактическая игра «Угадай, из какой сказки эпизод»)
Использовались такие приемы обучения и воспитания: игровой, сюрпризный момент, использование ТСО, художественное слово и др., оценка деятельности детей, приемы поощрения, вспомогательные вопросы.
На занятии были созданы условия для творческих возможностей детей: сочинение собственных сказок на основе знакомых, складывание сказочных героев при помощи танграм, инсценирование сказки.
Занятие интегрировано, осуществляется связь с другими занятиями: физическое воспитание (динамическая пауза), музыка (заставки к телепередачам), познание ФЭМП (складывание танграм, характеристика героев), социализация (связь сказки с реальностью).
Занятие направлено на развитие мышления, внимания, воображения, эмоциональное воспитание, нравственное воспитание.
Положительные стороны:
Занятие составлено увлекательно (детям нравится игровая форма, сюрпризные моменты), использован различный материал для него, а также мультимедиа, что позволяет расширить кругозор детей и увидеть иллюстрации на экране в подобающем им виде по размеру в реальной жизни), детям предоставляется возможность вспомнить знакомые сказки; задачи программного содержания и ход занятия согласованы.