Просмотр содержимого документа
«Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста.»
Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. "
В. А. Сухомлинский
Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказок начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Трудно переоценить роль детских сказок и в развитии детей. Сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании ребенка, развивая фантазию, знакомя малыша с удивительным миром, в котором есть свои правила, законы, свои отношения. Именно в сказке доступным для ребенка языком легче всего объяснить малышу, где добро, а где зло. Ведь дети гораздо легче воспринимают язык сказки, чем взрослые нотации и нравоучения.
Малышам, которым в детстве постоянно читали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках, школах. Именно такие малыши быстрее находят общий язык с новыми людьми .
Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказки. Читайте сказки как можно чаще и как можно дольше: помните, сказки - это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться.
Так же не менее важно правильно выбирать время для чтения сказки. Необходимо, чтобы малыш находился в хорошем настроении, и при этом не был возбужден, в таком состоянии он наиболее настроен на обучение, на игру, его фантазия, воображение смогут работать без помех.
Специалисты оптимальным временем считают чтение сказки перед сном, так как в это время можно поговорить о прочитанном, обсудить прочитанное, ответить на вопросы и задать свои. Взрослые должны помнить о том, что сказка должна читаться с удовольствием - в таком случае ваши эмоции, ваше настроение, ваше удовольствие передадутся и ребёнку.
Читать сказки необходимо с хорошей дикцией: если вы будете во время чтения четко выговаривать все звуки, визиты к логопеду вам могут не понадобиться.
Так же сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Для этого нужно выбирать подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбирать их в ролевых играх или театральных постановках. Можно поиграть с ребёнком в игру: «Придумай свою сказку», в которой ребенку предлагается создать новый финал понравившейся сказки. Обратите внимание, какие сюжетные ходы выбирает малыш, стремится ли он сделать финал истории счастливым, с какими персонажами ассоциирует себя и своих близких. Особое внимание следует обратить, если ребенок устойчиво отдает предпочтение несчастливым концовкам, уделяет повышенное внимание отрицательным персонажам.
Самая главная мораль сказок для детей – что является злом, а что добром. В наших сказках именно это и выражено. Поэтому ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и знает, что зло наказуемо.
Для младших дошкольников подойдут простые короткие сказки о животных – «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Кот и лиса», «Теремок» и т. п. При анализе персонажей, малыш 3-4 лет скорее всего будет оперировать емкими и общим и категориями – «хороший» - «плохой», «злой» - «добрый», старайтесь постепенно в ходе тематических бесед расширить взгляд ребенка на личность человека, научить различать дурные, ошибочные поступки положительных персонажей и попытки стать «хорошими» отрицательных героев.