kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Роль сюжетно - ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная консультация направлена на получение знаний родителями о значимости сюжетно - ролевых игр в жизни дошкольника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Роль сюжетно - ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста"»













Консультация для родителей



«Роль сюжетно-ролевой игры

в развитии речи детей

дошкольного возраста».













Игровая деятельность – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Являясь таковой, именно игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, развитию его психических процессов.

Игровая деятельность, как доказано учеными (А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым и др.), не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т.п.). Всему этому ребенок обучается в младшем дошкольном возрасте.

Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок в дальнейшем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект. Это происходит уже в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Разрозненные действия, которые ребенок раньше воспроизводил в игре, он постепенно начинает объединять в определенную последовательность. Теперь он может составить сюжет какой-либо игры. Постепенно воспроизведение действий отходит на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Это и есть ролевая игра.

Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н.К.Крупская писала: «…игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего». Поэтому задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре.

Рассмотрим вкратце структуру сюжетно-ролевой игры.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Сюжет игры – это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми (например, игра в семью, детский сад, больницу, магазин, парикмахерскую и т.д.).

Содержание игры – это то, что именно воспроизводится детьми в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой или общественной деятельности.

Роль – это средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Смысл игры для дошкольников заключается в отношениях между персонажами.

В процессе игры между детьми складывается два вида отношений:

- отношения, которые определяются содержанием и правилами игры (это те игры, которые мы разучиваем с детьми и потом периодически в них играем, например, «У медведя во бору», «Воробышки и автомобиль» и др.);

- реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, установление правил, конфликты, возникшие между играющими, и выход из них).

Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность – сама игра, то есть мотив лежит в содержании деятельности, а не вне ее. Учебный характер игры дошкольниками не осознается. С позиции же воспитателя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для воспитателя цель игры – формирование речевых (и других) навыков и умений воспитанников.

Итак, как же именно в процессе игры происходит формирование речевых навыков и умений ребенка?

Как мы знаем, в ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т.д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Кроме того, сюжетно-ролевая игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу, в магазин или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т.п. Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.

Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющего игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Например, играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается.

Итак, ролевая игра способствует развитию речевых умений и навыков, позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения детьми навыками диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра выполняет обучающую функцию.

Также сюжетно-ролевая игра имеет огромное воспитательное значение, оказывает всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.

Как показывает практика и специальные исследования, детям нравятся положительные роли, через проигрывание которых у них и прививаются такие нравственные качества как доброта, сострадание, честность, справедливость, смелость, трудолюбие и др. Вместе с тем, дети с удовольствием играют и роли отрицательных персонажей с целью высмеять их отрицательные черты.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра имеет огромную и незаменимую обучающую и воспитательную ценность в учебно-воспитательном процессе как дошкольников, так и детей более старшего возраста.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
"Роль сюжетно - ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Автор: Левина Наталья Александровна

Дата: 18.01.2021

Номер свидетельства: 570551

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Презентация на тему: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей ""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_na_temu_rol_siuzhetno_rolevoi_igry_v_razvitii_sviaznoi_rechi_detei"
    ["file_id"] => string(6) "634787"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1688846397"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Речевое  развитие  детей 5-7 лет  в  сюжетно-ролевой  игре. "
    ["seo_title"] => string(67) "riechievoie-razvitiie-dietiei-5-7-liet-v-siuzhietno-rolievoi-ighrie"
    ["file_id"] => string(6) "122443"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414248668"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Комплекс сюжетно-ролевых игр для развития речи у детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(90) "komplieks-siuzhietno-rolievykh-ighr-dlia-razvitiia-riechi-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "106761"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403081378"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Доклад "Значение сюжетно-ролевой игры" "
    ["seo_title"] => string(44) "doklad-znachieniie-siuzhietno-rolievoi-ighry"
    ["file_id"] => string(6) "142517"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418309689"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Статья «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно-ролевых играх»."
    ["seo_title"] => string(78) "statiarazvitiiekommunikativnykhnavykovudoshkolnikovvsiuzhietnorolievykhighrakh"
    ["file_id"] => string(6) "337590"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1468612086"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства