kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплекс сюжетно-ролевых игр для развития речи у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известно, что состояние физического здоровья ребёнка в раннем возрасте определяет его психическое развитие. И если физическое воспитание не осущест­влялось в необходимой мере с детьми, то в школу он приходит, имея уже ряд отклонений от существующих норм, не позволяющих успешно участвовать в учебной деятельности. Кроме того, ни физическое развитие, ни физическое вос­питание, ни другие, отдельно взятые компоненты образовательного процесса не могут привести к достижению поставленной цели т.к. они являются отдельно взятыми направлениями от единства человеческой сути. Ближе всего достижению цели непрерывного физкультурного образования (ФО) в ОУ - включающего задачи физического и психического развития, физкультурного воспитания, фор­мирования личной физической культуры, потребности в управлении собственным здоровьем.

Цель комплекса сюжетно-ролевых игр: развитие речи у дошкольников.

Задачи на развитие общих речевых навыков:

- развивать интонационную выразительность речи, работать над вырази­тельным исполнением ролей в сюжетно-ролевых играх, над активным участием в творческом разыгрывании сюжета;

- совершенствовать четкость дикции;

- закреплять навык правильного голосоведения в игре и повседневной жиз­ни;

- развивать способность изменять голос по силе   по силе, высоте, тембру, используя игры, диалоги;

- следить, чтобы дети говорили постоянно в спокойном темпе, правильно брали дыхание. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс сюжетно-ролевых игр для развития речи у детей дошкольного возраста »












































































СОДЕРЖАНИЕ










Пояснительная записка








































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Известно, что состояние физического здоровья ребёнка в раннем возрасте определяет его психическое развитие. И если физическое воспитание не осущест­влялось в необходимой мере с детьми, то в школу он приходит, имея уже ряд отклонений от существующих норм, не позволяющих успешно участвовать в учебной деятельности. Кроме того, ни физическое развитие, ни физическое вос­питание, ни другие, отдельно взятые компоненты образовательного процесса не могут привести к достижению поставленной цели. т.к. они являются отдельно взятыми направлениями от единства человеческой сути. Ближе всего достижению цели непрерывного физкультурного образования (ФО) в ОУ -включающего задачи физического и психического развития, физкультурного воспитания, фор­мирования личной физической культуры, потребности в управлении собственным здоровьем.

Цель комплекса сюжетно-ролевых игр: развитие речи у дошкольников.

Задачи на развитие общих речевых навыков:

- развивать интонационную выразительность речи, работать над вырази­тельным исполнением ролей в сюжетно-ролевых играх, над активным участием в творческом разыгрывании сюжета;

- совершенствовать четкость дикции;

- закреплять навык правильного голосоведения в игре и повседневной жиз­ни;

- развивать способность изменять голос по силе по силе, высоте, тембру, используя игры, диалоги;

- следить, чтобы дети говорили постоянно в спокойном темпе, правильно брали дыхание.

Задачи на развитие грамматического строя речи.

- закреплять умение образовывать и использовать в речи имена существи­тельные в единственном и множественном числе;

- организовывать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными;

- учить образованию и практическому употреблению глаголов в единст­венном и множественном числе.

- закреплять умение использовать в речи предлоги. Задачи по коррекции связной речи:

- развивать навыки связной речи;

- учить детей понимать свои чувства и чувства других участников игры, рассказывать об этом;

- продолжать развивать диалогическую и монологическую речь.

Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человек ("Я - космонавт", "Я- мама", "Я- доктор"), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребёнка с миром взрослых. Наиболее характерным момен­том роли является то, что она невозможна без практического игрового действия. Роль всадника, доктора или шофёра невозможно выполнять только в уме, без реальных, практических игровых действий.

Принято различать сюжет и содержание игры.

Сюжет игры - это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и пр.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребёнка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребёнка и его знакомством с окружающим. Основным источником ролевых игр является знакомство ребёнка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети, плохо знакомы с окружающим миром людей, они играют мало, их игры однообразны и ограничены. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошко­льников.

Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более прими­тивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети всё более отда­ляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствован­ные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев филь­мом, чем окружающих их реальных взрослых. Однако, это не меняет сути игры: при всём многообразии сюжетов, за ними скрывается принципиально одно и то же содержание - деятельность людей,, их поступки и отношения.

Содержание игры - это то, что воспроизводится ребёнком в качестве цен­трального момента в человеческих отношениях. Конкретный характер тех отно­шений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребёнка. Одна и та же по своему сюжету игра (например в семью) может иметь совершенно разное содер­жание: одна "мама" будет бить и ругать своих "детей", другая - краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья - постоянно стирать и готовить, четвёртая -читать детям книжки и заниматься с ними и пр. Все эти варианты отражают то, что "вливается" в ребёнка из окружающей жизни. То, что делает мама со своей дочкой, дочка будет проделывать со своей куклой (или подружкой по игре). Человеческие отношения и условия, в которых живёт ребёнок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр. Таким образом, игра возникает из условий жизни ребёнка и отражает, воспроизводит эти условия.


МАГАЗИН

Задачи:

- учить детей соблюдать общественно принятые нормы поведения в мага­зине;

- развивать диалогическую речь;

- воспитывать уважительное отношение к профессии продавца; корректировать негативные качества личности.

Роли: продавец, покупатели, кассир.

Оборудование: игрушки-товары, касса, одежда для продавца.

Описание игры.

Учитель говорит: «У нас открылся новый магазин. По­смотрите, как в нем много игрушек. Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить правило: не называть ее, а описывать признаки. По вашему описанию продавец узнает игрушку, скажет, сколько она стоит и продаст ее вам».

Первым игрушку покупает учитель, демонстрируя, как надо правильно выполнять правила игры: «Я хочу купить игрушку. Она круглая, красная, умеет прыгать и катиться». Продавец подает мяч. Дети выбирают продавца и начинают игру.

В игре отрабатываются следующие речевые клише:

- «Здравствуйте. Я бы хотел посмотреть...»;

- «Покажите мне, пожалуйста...»;

- «А можно мне посмотреть...»;

- «Я хочу купить...»;

- «А сколько стоит..?»;

- «Возьми, пожалуйста, сдачу.»;

- «Большое спасибо.»;

- «Приходи (приходите) к нам еще».


ТЕАТР

Задачи:

- расширить представление детей об окружающем мире;

- развивать у детей желание не нарушать общественно принятых правил поведения;

- воспитывать у детей уважение к окружающим их людям;

- корректировать эмоциональное состояние детей.

Для актеров.

Цель: создать условия для развития интонационной выразительности речи.

Оборудование: вешалка (как в гардеробе), костюмы для актеров, расстав­ленные стулья с номерами мест.

Описание игры. Воспитатель заранее готовит часть детей для участия в спектакле. Другие дети – это зрители. Выбирается один ребенок кассир, и один – работник гардероба. Зрители приходят в театр, покупают билеты, раздеваются, сдают свои вещи в гардероб и получают номерок. Затем, не торопясь, находят свои места, усаживаются. Учитель напоминает, что нельзя шуметь, громко разго­варивать, ходить во время спектакля. После окончания спектакля зрители аплоди­руют актерам, все встают со своих мест, идут к гардеробу, подают номерок, им приносят одежду, надо поблагодарить за это гардеробщика.


АВТОБУС

Задачи:

- расширять представления детей об окружающем мире; развивать представления детей о норме и правилах поведения в общест­венных местах;

- воспитывать у детей уважение к окружающим их людям;

- корректировать негативные качества личности (неуважение, злость).

Роли: водитель, кондуктор, пассажиры (бабушка, маленькие дети и др.).

Оборудование: расставленные стулья, как сиденья в автобусе.

Описание игры. Посередине класса в длину стоят несколько стульев (по числу играющих). Между стульями проход для кондуктора. Дети выбирают водителя и кондуктора, остальные дети пассажиры. Впереди сидит водитель. Школьники садятся на своих остановках. Кондуктор продает билеты, спрашивая, кто до какой остановки едет пассажир, интересуется с какой целью каждый из них едет. Водитель негромко имитирует звук мотора - р-р-р. Периодически водитель, кондуктор, и пассажиры, меняются местами.

В игре отрабатываются следующие речевые клише:

- «Покупаем билеты»;

- «Сколько Вам нужно билетов?»;

- «Два, пожалуйста»;

- «Держит з»;

- «Кто еще без билета?»;

- «А до магазина «Ромашка» автобус доедет?»;

- «Нет. Вам надо пересесть на автобус номер 5.»;

- «Какая следующая остановка?»;

-улица Спартака».


ПОЧТА

Задачи:

- закрепить навык нормативного поведения; развивать монологическую и диалогическую форму речи;

- воспитывать организованность и дисциплинированность в игре; - корректировать звуко - произносительную сторону речи.

Роли: почтальон, адресаты.

Оборудование: конверты, открытки, газеты, журналы, коробки, имити­рующие посылки.

Описание игры. Учитель проводит беседу, что без почты людям сложно общаться, т.к. они живут в разных концах нашей страны. Из детей выбирают двух почтальонов, остальные дети посетители или адресаты, которые приходят на почту получить письмо (посылку) или купить конверты, открытки или газету, другие затем, чтобы отправить. Периодически роли меняются.

В игре отрабатываются следующие речевые клише:

- «Здравствуйте. Дайте мне, пожалуйста, журнал «Мурзилка» и два конвер­та»;

- «Возьмите. Еще что-нибудь?»;

- «Нет, спасибо. До свидания»;

- «До свидания.»;

- «А мне, пожалуйста, вот эту открытку. Сколько она стоит?»;

- «Можно мне отправить посылку бабушку (дедушке, брату, сестре и т.д.)»;

- «Сколько стоит этот журнал?»


СЕМЬЯ

Задачи:

- закреплять навык правильного голосоведения в игре и в повседневной жизни;

- развивать диалогическую и монологическую форму речи;

- воспитывать доброжелательное взаимоотношение в классе;

- корректировать звуко-произносительную сторону речи.

Роли: мама, папа, дочь и другие члены семьи.

Описание игры. Дети выбирают, кто каким членом семьи будет (мамой, папой, дочерью, сыном и т.д.). Все выполняют свои роли, например: мама, гото­вит обед, папа приходит с работы и т.п. Дети общаются между» собой как члены семьи.

В игре отрабатываются следующие речевые клише:

- «Я пришёл с работы!»;

- «Мальчики, мойте руки садитесь кушать»;

- «Спасибо мама, очень вкусно!»;

- «Ты сделал уроки?»;

- «Да.»;

- «Молодец!»;

- «Мама, можно мне пойти погулять?»;

- «Папа, а можно я посмотрю телевизор?».



ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАШИ

Задачи:

-учить детей понимать свои чувства и чувства других детей, рассказывать об этом;

-развивать пассивный и активный словарь детей;

-воспитывать доброжелательное отношение в коллективе;

-корректировать грамматический строй речи.

Роли: Маша, родители Маши и гости.

Оборудование: посуда, игрушки для подарков.

Описание игры. Игру можно провести в день рождения ребенка. Дети де­лятся на родственников Маши и гостей. Родственники помогают имениннику накрыть на стол. Дети-гости самостоятельно подготавливают подарки. Дарят

подарки, проговаривая вслух пожелания. Затем дети меняются ролями.

В игре отрабатываются следующие речевые клише:

- «С днем рождения, Маша! Это тебе»;

-«Спасибо! Я очень люблю читать книги, а эти цветы мои самые любимые!»;

- «Ой, спасибо! Мне так нравится эта кукла»;

- «Я давно хотела такого мишку. Спасибо!»;

-«Садитесь, пожалуйста, за стол».


БОЛЬНИЦА

Задачи:

-учить выразительно исполнять роли в игре;

-развивать коммуникативную сторону речи;

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

-корректировать грамматический строй речи.

Роли: медсестра, стоматолог, лор, больной и др.

Оборудование: пустые баночки от «лекарств, слушалка (фонендоскоп), белый

халат, амбулаторные карты больных.

Описание игры. Выбираются из группы детей 2-3 врача (медсестра, лор-врач, стоматолог). Первым на прием приходит учитель, показывая пример детям. Затем дети сами идут к врачам. Они могут брать с собой различные игрушки в роли детей. Затем дети меняются ролями.

В игре отрабатываются следующие речевые клише:

- «Что у тебя болит?»;

- «Горло»;

- «Покажи, пожалуйста. Какое оно у тебя красное. Выпей вот эту таблетку,

и горло перестанет болеть»;

- «Спасибо, доктор»;

- «Не за что, не гуляй без шарфа»;

- «Какой зуб у тебя болит? Открой, пожалуйста, рот. Я посмотрю».


ШКОЛА

Задачи:

- совершенствовать четкость дикции;

- развивать диалогическую сторону речи;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

- корректировать эмоциональное состояние детей.

Роли: учитель, дети.

Оборудование: учебники, дневники, тетради, классный журнал.

Описание игры. Дети выбирают учителя, остальные дети - учащиеся класса. Можно также выбрать директора школы или завуча. Дети могут выбрать любой урок и обыграть его. Кроме того, можно обыграть перемену, ситуацию в школьной столовой или прогулку.

« Здравствуйте, дети! Садитесь. Сейчас урок русского языка. Откройте тет­ради, запишите число, классная работа» и т.д.


ХОЗЯЙКА, ВОЛК И ГУСИ

Задачи:

-учить выразительно исполнять роль в игре на основе подражания;

- развивать коммуникативную сторону речи;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; корректировать грамматический строй речи.

Роли: Хозяйка или Хозяин, Волк, Гуси.

Оборудование: маски Волка, Гусей, стулья, обозначающие домики Гусей и Волка.

Описание игры: один ребенок - Волк, другой - Хозяйка или Хозяин, все остальные дети - Гуси. Для Гусей отводится дом, а для волка рисуют в стороне кружок. Это гора, за которой волк подстерегает гусей. Хозяйка гонит гусей пас­тись, затем возвращается домой и говорит:

- Гуси-гуси, домой!

- Зачем?- спрашивают гуси.

- Серый волк под горой!

- Что он делает?

- Гусей щиплет.

- Каких?

- Серых да белых - все домой!

И гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманных гусей волк отводит к себе в дом.

Хозяйка снова гонит гусей пастись, и снова волк их ловит по дороге домой.

Так продолжается до тех пор, пока все гуси не попадут к волку. Тогда хо­зяйка отправляется разыскивать своих гусей.

- Волк, ты видел моих гусей?- спрашивает хозяйка.

- А какие были гуси? - спрашивает волк.

- Серые, белые, да пестрые, - отвечает хозяйка.

Волк указывает дорожку, по которой побежали гуси (показывает любое направление). В это время дети, изображающие гусей, начинают хлопать в ладоши, словно гуси крыльями.

- Что это такое? - спрашивает хозяйка.

- Ложки падают с полки, объясняет волк.

Хозяйка уходит по указанной дороге и снова возвращается к волку и повто­ряет те же вопросы.

Во второй раз гуси топают ногами.

- Что это такое? - спрашивает хозяйка.

- Это лошади на конюшне топают, - объясняет волк.

Хозяйка опять уходит и возвращается с прежними расспросами. На третий раз гуси начинают шипеть.

- Что это такое?

- спрашивает хозяйка.

- Это щи кипят, - объясняет волк.

Хозяйка собирается уходить, а гуси начинают громко кричать: «Га-га­га.». Она идет отбирать своих гусей. Тогда волк приказывает гусям крепко сцепить руки. Хозяйка пытается разнять руки. Тот, у кого это ей удаётся сделать, её гусь. Тот, у кого она не может их разнять, остаётся у волка.

Затем назначается новый волк и новая хозяйка, и игра повторяется.

Отбор гусей производится таким образом: на землю кладут доску или ри­суют линию. Хозяйка проходит по ней медленно, приставляя пятку одной ноги к носку другой, и говорит, «Вот так, мои гуси!». Следом за нею идет волк быстры­ми шагами, бегом, не считаясь с линией. Затем по очереди проходят гуси: кто сумеет пройти, как хозяйка, идет к ней, кто побежит, как волк, или оступиться, идет к волку. Затем считают, у кого больше осталось гусей: у волка или у хозяйки. Тот. У кого больше, выиграл.


ЛИСА И ВОЛК

Задачи:

- развивать высоту голоса и выразительность;

- совершенствовать фразовую речь;

- воспитывать у детей уважение к окружающим их людям;

- корректировать негативные качества личности (неуважение, злость).

Роли: Лиса и Волк.

Оборудование: маски Лисы и Водка.

Описание игры. Один ребенок изображает лису, другой - волка.

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису. Волк: Лизавета, здравствуй! Лиса: Как дела, зубастый? Волк: Ничего идут дела, голова еще цела. Лиса: Где ты был? Волк: На рынке. Лиса: Что купил? Волк: Свининки.

Лиса: Сколько взяли?

Волк: Шерсти клок - ободрали*правый бок. Хвост отгрызли в драке.

Лиса: Кто отгрыз?

Волк: Собаки.

Лиса: Жив ли милый куманек?

Волк: Еле ноги уволок. Как, кума, твои дела?

Лиса: На базаре я была.

Волк: Что ты так устала?

Лиса: Уток я считала.

Волк: Сколько было?

Лиса: Семь с восьмой.

Волк: Сколько стало?

Лиса: Ни одной.

Волк: Где же утки?

Лиса: У меня в желудке.




МАЛЕНЬКИЕ ДОМИКИ

Задачи:

- закреплять навык правильного голосоведения в игре и в повседневной жизни;

- развивать диалогическую и монологическую форму речи;

- воспитывать доброжелательное взаимоотношение в классе;

- корректировать звуко - произносительную сторону речи.

Роли: Заяц-вожак, Волк, Зайчики.

Оборудование: маски зверей, стулья-домики.

Описание игры. Зайчики сидят на стульях по кругу. Заяц-вожак ходит по кругу, стучится в домики к зайчикам:

Маленькие домики в лесу густом стоят,

Беленькие зайчики в домиках сидят.

Один зайка выбежал, он по лесу бежал,

Лапочкой в окошечко ко всем стучал.

Выходите, зайчики, пойдемте в лес гулять.

Если волк появится, мы спрячемся опять.

Затем, находясь в центре круга, манит руками детей. Зайчики выбегают, прыгают, скачут до тех пор, пока не появится волк. При появлении волка зайчики прячутся в свои домики. Волк ловит зайцев. Пойманный зайчик становиться волком, и игра продолжается.



КОТ И МЫШИ

Задачи:

- совершенствовать фразовую речь;

- воспитывать организованность и дисциплинированность в игре;

- корректировать негативные качества личности (неуважение, злость).

Роли: Кот, Мыши, ведущий (ребенок).

Оборудование: маски животных, веревка, три стула.

Описание игры. Мыши помещаются в подполье (за веревкой, натянутой между двумя стульями). Кот садится на стул спиной к мышам. Ведущий говорит:

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Вот теперь мышам раздолье,

Быстро вышли из подполья,

Разбрелись по всем углам,

Тащат крошки тут и там.

На слова ведущего «быстро вышли из подполья» мыши пролезают под на­тянутой веревкой и бегают по двору. Ведущий говорит:

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

Кошка когти распускает.

Прыг - побежала,

Мышек разогнала!

Кот делает движения, соответствующие словам ведущего. На слова «прыг - побежала» кот вскакивает со стула и ловит мышей, а мышки бегут в подполье (подлезают под веревку).


МЕДВЕДЬ И ЕЛКА

Задачи:

- развивать силу голоса и речевое дыхание:

- воспитывать выразительность речи:

- отрабатывать умение изменять тембр голоса в соответствии с речевой си­туацией:

- корректировать эмоциональное состояние детей.

Оборудование: маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайца и др.)

Описание игры. Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, дру­гой, например, волком. Из разных концов класса они должны идти на встречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:

Волк: Ты куда идешь, медведь?

Медведь: В город, елку приглядеть.

Волк: Да на что тебе она?

Медведь: Новый год встречать пора.

Волк: Где поставишь ты ее?

Медведь: В лес возьму, в своё жилье.

Волк: Что ж не вырубил в лесу?

Медведь: Жалко, лучше принесу.

Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изме­нять тембр голоса. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.

18




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Комплекс сюжетно-ролевых игр для развития речи у детей дошкольного возраста

Автор: Ендальцева Фрида Оттовна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106761


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства