kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Значение сюжетно-ролевой игры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности тесно переплетенной с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональный и волевые проявления.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) - одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Так, в играх детей народов Севера отражаются охота на тюленей, моржей, труд оленеводов. Дети, живущие в приморских регионах, играют в кораблестроителей, работают в порту, встречают туристов.

В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, больницу и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.

Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Например, дети младшей группы, изображая в игре врача, многократно повторяли одни и те же действия: измеряли температуру, смотрели больному горло. После того как малышам сделали прививки, в игровом изображении врача прибавились новые действия. Дети старшей группы, договариваясь об игре в больницу, уточняли, какие специалисты будут лечить больных: хирург, окулист, педиатр. В зависимости от специализации врача каждый играющий выполнял специфические действия, при этом врачи ласково разговаривали с пациентами, уговаривали их не бояться укола, операции, перевязки, смелее принимать лекарства. Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Основными особенностями сюжетно – ролевой игры являются:

  1. Соблюдение правил.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Ребенок осваивает мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни;  в игре формируется положительное отношение к образу людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

  1. Социальный мотив игр.

Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.                                                     1

  1. В сюжетно – ролевой игре идет эмоциональное развитие. Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны.

 Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский отмечая, что хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. Сюжетно – ролевая игра – школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

  1. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
  2. В сюжетно-ролевой игре развитие развивается воображение и творчество дошкольника.

Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.

  1. Развитие речи в игре.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способность комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью вовлекать в слава свои замыслы.

Л. С. Выготский доказывая, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения. Между речью и игрой существует двухсторонняя связь: речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития речи.

      

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Значение сюжетно-ролевой игры" »

Сюжетно - ролевые  игры с.Новоукраинка 2014г.

Сюжетно - ролевые игры

с.Новоукраинка 2014г.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

Ножницы возьмем у мамы - подстригаться будем сами.  Срежем волосы с макушки, оголим немножко ушки.

Ножницы возьмем у мамы - подстригаться будем сами. Срежем волосы с макушки, оголим немножко ушки.

Вставка рисунка Вставка рисунка Здесь и ногти ярким лаком вам покрасят без труда

Вставка рисунка

Вставка рисунка

Здесь и ногти ярким лаком вам покрасят без труда

Сюжетно-ролевая игра «КАФЕ» Дайте повару продукты: мясо птицы, сухофрукты,  Рис, картофель...  И тогда ждёт вас вкусная еда.

Сюжетно-ролевая игра «КАФЕ»

Дайте повару продукты: мясо птицы, сухофрукты, Рис, картофель...

И тогда ждёт вас вкусная еда.

Сюжетно-ролевая игра «МАГАЗИН» В магазине возле касс продавец встречает нас.  То пакетами шуршит, то бумагой шелестит

Сюжетно-ролевая игра «МАГАЗИН»

В магазине возле касс продавец встречает нас. То пакетами шуршит, то бумагой шелестит

Сюжетно-ролевая игра «Школа». Нам, учитель дорогой, Ваш характер нравится!  Кроме Вас, никто другой с нами не управится!

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Нам, учитель дорогой, Ваш характер нравится! Кроме Вас, никто другой с нами не управится!

Сюжетно-ролевая игра «БОЛЬНИЦА» Я врачом, наверно, буду, стану я лечить людей!  Буду ездить я повсюду и спасать больных детей! Добрый Доктор Айболит

Сюжетно-ролевая игра «БОЛЬНИЦА»

Я врачом, наверно, буду, стану я лечить людей! Буду ездить я повсюду и спасать больных детей!

Добрый Доктор Айболит

Сюжетно-ролевая игра «АВТОСАЛОН» Мне нужны такие вещи: молоток, тиски и клещи,  Ключ, напильник и ножовка, а всего нужней –сноровка!

Сюжетно-ролевая игра «АВТОСАЛОН»

Мне нужны такие вещи: молоток, тиски и клещи, Ключ, напильник и ножовка, а всего нужней –сноровка!

Сюжетно-ролевая игра «СТРОИТЕЛИ» Пусть не сердятся родители, что измажутся строители,  Потому что  тот, кто строит, тот чего-нибудь да стоит!

Сюжетно-ролевая игра «СТРОИТЕЛИ»

Пусть не сердятся родители, что измажутся строители, Потому что  тот, кто строит, тот чего-нибудь да стоит!

Сюжетно-ролевая игра «ШОФЁРЫ» Весь день - домой и на работу возить людей его забота!  Точно, вовремя и ловко подъезжаю к остановке.  Все вошли, закрылась дверь, - пассажиры вы теперь.  Всё! Приехали! Ура! Выходите, вам пора!  Пассажирка юных лет, предъявите ваш билет!

Сюжетно-ролевая игра «ШОФЁРЫ»

Весь день - домой и на работу возить людей его забота! Точно, вовремя и ловко подъезжаю к остановке. Все вошли, закрылась дверь, - пассажиры вы теперь. Всё! Приехали! Ура! Выходите, вам пора! Пассажирка юных лет, предъявите ваш билет!

Сюжетно-ролевая игра «СЕМЬЯ» В детсаду решили дети в дочки- матери играть:  Артём будет в роли папы, София - мамочка опять.

Сюжетно-ролевая игра «СЕМЬЯ»

В детсаду решили дети в дочки- матери играть: Артём будет в роли папы, София - мамочка опять.

Сюжетно-ролевая игра «Перекресток»

Сюжетно-ролевая игра «Перекресток»

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Сюжетно- ролевая игра «Оркестр» «Если инструменты взять, можно дружно заиграть»

Сюжетно- ролевая игра «Оркестр»

«Если инструменты взять, можно дружно заиграть»

День рожденье куклы Маши!

День рожденье куклы Маши!

Сюжетно- ролевая игра «Кукольный театр» «Удивить хотим народ, куклы встаньте в хоровод»

Сюжетно- ролевая игра «Кукольный театр»

«Удивить хотим народ, куклы встаньте в хоровод»

«У меня зазвонил телефон»

«У меня зазвонил телефон»

ОЧЕНЬ РАДЫ МЫ ДРУЗЬЯМ-  ЗАХОДИТЕ В ГОСТИ К НАМ!

ОЧЕНЬ РАДЫ МЫ ДРУЗЬЯМ- ЗАХОДИТЕ В ГОСТИ К НАМ!

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет и в работе…  А.С.Макаренко

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет и в работе… А.С.Макаренко

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Доклад "Значение сюжетно-ролевой игры"

Автор: Яворская Ольга Викторовна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142517

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства