Просмотр содержимого документа
««Роль русской народной сказки в воспитании детей»»
МДОАУ «Детский сад №108 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением социально-личностного развития
воспитанников «Почемучка» г.Орска
Консультация для родителей
«Роль русской народной сказки в воспитании детей»
Выполнила: воспитатель
Макарова Илона
Наилевна 1 кв.к
2024
Русская народная сказка — это элемент устного национального творчества.
Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Переходя из уст в уста, сюжеты менялись, оттачивались, герои русских сказок «учились» у рассказчиков уму разуму, впитывали информацию. И что бы невероятного ни происходило в сказке, в этом всегда была доля истины. Это учебник жизни, переданный нам в наследство нашими предками.
К.Д. Ушинский , восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, сказал, что «никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа». Он включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей он видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.
Русская сказка в ненавязчивой форме открывает важные жизненные истины и учит:
строить семейные отношения, любить свою семью
(«Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Снегурочка», «Морозко»);
ценить настоящую дружбу
(«Лапоть, Соломинка и Пузырь», «Кот, Дрозд и Петух», «Крылатый, мохнатый и масленый»);
не обижать маленьких, уважительно относиться к старости, слушать старших
(«Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);
бороться с человеческими пороками: ленью, жадностью, скупостью, глупостью
(«Лиса и журавль», «Петух и золотая мельничка», «Зимовье зверей»);
решать сложные ситуации с помощью смекалки, хитрости, остроумия, упорства и труда
(«Ивашечка», «Бобовое зернышко», «Вершки и корешки», «Умный батрак», «Лиса и рак»);
побеждать зло добром
(«Бычок — соломенный бочок», «Царевна Лягушка», «Финист-ясный сокол», «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» ).
И самое главное русские народные сказки учат любить свою родину. Сказки развивают речь, учат анализировать, рассуждать и сопоставлять.
Поэтому русская народная сказка несёт не только развлекательную, но ещё и развивающую функцию. Не зря она занимает главное место в сказкотерапии.
Сказки можно поделить на несколько видов (типов):
Волшебные.
О животных.
Социально-бытовые.
Докучные
1.Волшебные сказкиэто таинственный мир, наполненный магией и волшебством. Где умеют говорить звери, природа и даже предметы. В основе сюжета лежит преодоление какой-либо трудной ситуации или возвращение утраты. Например, «Морозко», «Финист ясный сокол», «Золушка».
2. Сказки о животных это древнейший вид сказок, героями которых выступают дикие и домашние звери: лиса, волк, медведь, заяц, кот, петух, коза и др. Животным в этих сказках присущи человеческие черты и слабости: заяц - трусоват, волк - жаден, лиса- Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого, хочешь. Баран всегда - упрям, козел – драчлив, а петух смел и бесшабашен. При помощи нелепой ситуации или остроумной шутки высмеиваются пороки людей: глупость, жестокость, лесть, лицемерие и др.
“Зимовье зверей”, “Кот и лиса”, “Терем-теремок”, “Кот петух и лиса”...
3. Бытовые или социально-бытовые сказки это сказки на семейно-бытовые темы. Героями выступают бедняки и купцы, супруги, солдаты, слуги и господа. Основой сюжета служат обычные жизненные ситуации и конфликты, решать которые героям приходится с помощью мастерства, смекалки и даже хитрости. Бытовые сказки высмеивают человеческие пороки: жадность, глупость, невежество. Главный посыл таких историй в том, что надо не бояться работы, не лениться и уверенно преодолевать препятствия. С добром относиться к окружающим, быть отзывчивым к чужому горю, не лгать и не скупиться.
Например, «Каша из топора», «Репка», «Дочь-семилетка».
Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, которые могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. Сказитель рассказывал их тем, кто допекал его, прося повторить одно и то же много раз.
Очень важно читать их детям правильно:
Прежде всего не делайте этого на ходу. Выделите отдельное время для совместного чтения сказок, чтение сказок перед сном поможет ребёнку успокоиться и расслабиться.
Если малыш просит почитать именно сейчас, то не отказывайте по возможности ему в этом. Ведь это желание может пропасть, и тогда родителям будет трудно прививать интерес к книге.
Чтение не должно быть неразборчивым, читать нужно медленно, негромко, четко проговаривая все слова. Еще будет лучше, если вы будете читать в лицах, меняя голос в соответствии с персонажем, нагнетая голосом особенные моменты…
Золотое правило - одна сказка за один раз - таким образом сказки не наскучат вашему ребёнку, да и вы не лишитесь своего голоса. Так ребенок сможет более глубоко понять ее смысл. Никогда не отказывайтесь читать любимую сказку ребенка, даже если это уже тысячный раз. Если ребенок постоянно просит перечитывать одну и туже сказку несколько дней, снова и снова - не отказывайтесь, значит ему это важно, значит в этой сказке он находит что-то невероятно ценное для себя.
Обязательно задавайте вопросы после прочтения, помогите составить ребёнку правильное отношения к событиям из сказки - таким образом ваше чадо приобретает свой жизненный опыт, который в будущем может сыграть очень важную роль. Так же на следующий день можно нарисовать, слепить героев, прочитанной сказки.
Итак, можно однозначно заключить, что польза сказок, несомненно, велика . При помощи сказок, взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными людьми.
«Петушок – золотой гребешок», «Гуси-лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «По щучьему велению» «Морозко» «Снегурочка» «Три поросенка» «Заюшкина избушка» «Курочка Ряба» «Колобок» «Репка» «Царевна лягушка» «Зимовье зверей» «Снегурушка и лиса» «Маша и медведь» «Как коза избушку строила» «Кот, Петух и Лиса» «Теремок» «Лиса и заяц» «Лиса и гуси» «Лиса и козел» «Лиса и журавль» «Жихарка» «Смоляной бычок»
Примеры докучных сказок
Жили-были два павлина, Вот и сказки половина. Жили-были два гуся, Вот и сказка вся.
Встал медведь на колоду – Бултых в воду! Уж он в воде мок, мок, Уж он в воде кис, кис, Вымок, выкис, Вылез, высох. Встал медведь на колоду…
Был себе царь Додон. Застроил он костяной дом. Набрал со всего царства костей, Стали мочить – перемочили, Стали сушить – кости пересохли. Опять намочили, А когда намокнут – Тогда доскажу.
- Рассказать тебе сказочку про сову? - Расскажи! - Хорошо! Слушай, да не перебивай! Летела сова. Веселая голова. Вот она летела, летела, На березку села, Хвостиком повертела, По сторонам поглядела, Песенку спела И опять полетела. Вот она летела, летела, На березку села, Хвостиком повертела, По сторонам поглядела, Песенку спела И опять полетела… Сказывать ли дальше?
В некотором царстве, В некотором государстве Жил-был царь, У царя был сад, В саду был пруд, В пруду был рак; Кто слушал – Тот дурак.
Жили-были два брата журавля. Скосили стожок сенца; Положили середи кольца... Не начать ли опять с конца?
В некотором царстве, В некотором государстве Жил-был царь бо-га-а-а-тый: У него был двор, На дворе стоял кол, На колу-то висела мочала. Не сказать ли с начала?
Задумал журавль жениться, Идти семь верст болотом. А задумал жениться На прекрасной на девице, на цапле. Ноги-то станет из болота вытаскивать – хвост завязнет. Хвост вытащит – ноги завязнут. Ноги-то станет из болота вытаскивать – хвост завязнет, Хвост вытащит – ноги завязнут...
В одном болоте жила-была лягушка По имени по отчеству квакушка. Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, Присела да и ........ Завязила в тину хвост: дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула хвост. Да завязила нос: дергала, дергала – Выдернула нос, Да завязила хвост: дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула хвост. Да завязила нос и т. д.
В некотором царстве, В некотором государстве Жила-была ворона, И вздумала она лететь В тридевятое царство, В тридесятое государство. Полетела, Летела, летела, летела – Да села, Сидела, сидела, сидела – Да полетела; Летела, летела, летела – Да села; Сидела, сидела, сидела, сидела – Да полетела...
Жила-была бабка Да у самой речки. Захотелось бабке Искупаться в речке. И купила бабка Мыло и мочало. Эта песня хороша, Начинай сначала.
Чистили картошку, Ударили Антошку. Антошка побежал, Председателю сказал. Председатель прибежал: В чем дело, в чем дело? Чистили картошку, Ударили Антошку....
Жили-были два братца, Два братца – кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, Поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?