С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни. Возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль развлечений в развитии эмоций.»
Роль развлечений в развитии эмоций.
С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни. Возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
Игры и развлечения позволяют ребенку легче адаптироваться в группе детей. Они создают безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяют всех детей совместной деятельностью, способствуют повышению уверенности в своих силах.
Эмоции с одной стороны является «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют а его поведение. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнения в общении со сверстниками и взрослыми.
Как только ребенок приходит в детский сад, он попадает в необычную обстановку. Взаимоотношения детей друг с другом и с взрослыми похожи на семейные, благодаря чему развитие детей принимает естественные формы. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром. Поэтому основные цели, которые ставлю работая над данной темой следующие:
- через создание зоны «ближайшего развития», способствовать психическому и личному росту ребенку, тем самым помогать ему адаптироваться к условиям сада.
- ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Помочь ребенку создать свой собственный «эмоциональный фон» с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.
В соответствии с этими целями формирую задачи своей работы:
а) сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным;
б) учить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
в) развивать способность ребенка к сопереживанию;
г) формировать позитивное отношение к сверстникам;
д) способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;
е) развивать навыки социального поведения.
Поэтому каждое развлечение или игра – забава включают в себя те или иные процедуры, способствующие саморегулиции детей, а именно:
1. Мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей).
2. Упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение).
3. Пальчиковую гимнастику, включающую попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию).
4. Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).
Музыкальное воспитание имеет немаловажное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Посредством музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными событиями. Музыка – самая доступная, приятная и прекрасная форма общения взрослого и ребенка.
«Музыка сопровождает человека в течение всех жизни. Без музыки трудно представить себе жизни человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна. Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели, до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат», - говорил Д. Д. Шостакович.
В процессе восприятия музыки, у них развивается:
- познавательный интерес;
- эстетический вкус;
- расширяется кругозор.
Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли - благодарная и ответственная задача.
Музыкальный руководитель призван приобщить детей к музыке, воздействуя, прежде всего, выразительным её исполнением, чтобы музыка вызывала яркие эмоциональные переживания, благотворно воздействовала на духовный мир ребенка.
Музыка вызывает у ребенка разные чувства:
а) радость;
б) удивление;
в) восхищение;
г) праздничную приподнятость или легкую печаль.
Музыка пробуждает к общению, доставляет эстетическое наслаждение. В музыкальных произведениях, предназначенных для детей, авторы стремятся передать доступные их возрасту образцы и представления о жизни.
Детство - это самый благоприятный период для развития музыкальных способностей. Развитиемузыкальноговкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.
Музыка - это, прежде всего язык чувств, она должна вызывать у ребенка сопереживание, звучать во всех уголках детского сада во время праздника. А праздник занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста, это - формирование разнообразных эмоций и чувств.
Праздник объединяет в себе различные виды искусства:
- музыку;
- художественное слово;
- танец;
- драматизацию;
- изобразительное искусство.
Музыка как ведущий компонент праздника соединяет все виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой праздника.
Музыка углубляет художественные образы поэтического текста, вызывая у детей сопереживания к песни, хоровода.
Создание соответствующего эмоционального настроя на тот или иной праздник во многом зависит от тщательно составленной программы. Веселые игры, пляски, зрелищные мероприятия, аттракционы доставляют больше удовольствие детям, они чувствуют себя участниками общего торжественного настроения. Выразительное исполнение песен, драматизаций, танцев дает возможность каждому участнику передать свое отношение к празднику через художественные образцы музыкальных произведений.
Структура праздника может быть различной. К составлению программы следует подходить творчески. В нашем детском саду ни один праздник не похож на предыдущий. Обязательно в праздникеучаствуют взрослые, не только воспитатели, но и весь коллектив, родители с удовольствием выступают вместе с детьми. Праздники проводятся и утром и вечером. Продолжительность зависит от возраста детей. Красочность, торжественность придает празднику оформление.
Праздники выполняют воспитательную функцию. Объединенное воздействие разных видов искусств усиливает художественные впечатления ребенка, позволяет ему лучше ощущать атмосферу торжества.
Праздник - это не только радость для детей, но и возможность порадовать других, и в первую очередь своих близких, показать свои достижения. К каждому празднику в детском саду готовятся как к маленькому спектаклю. Все это делается постепенно, последовательно, без натаскиваний и излишних тренировок. Задолго до праздника родители интересуются, нужны ли какие костюмы для их ребенка.
На праздничных утренниках для малышей используется материал, пройденный на музыкальных занятиях и хорошо усвоенный. Поэтому, попадая и в новую, необычную обстановку, дети чувствуют себя естественно и непринужденно, хорошо поют, проявляют активность, выполняя знакомые действия. Интерес вызывают и различные зрелищные моменты, которые чередуются с детским исполнением.
Часто на празднике появляются любимые персонажи кукольного театра. Это любимый Петрушка, клоун Бантик, который играет с детьми, зайчик о котором дети поют песенку или кормят его морковкой. Под веселую музыку на ширме появляется матрешка в нарядном русском сарафане. А сколько восторга у детей вызывает огромная плоскостная матрешка, из которой выскакивают маленькие девочки-матрешки и танцуют. А если появляется настоящая большая матрешка, то радостные эмоциине покидают детей до завершения праздника.
Новый год – самый любимый праздник у детей и взрослых. Здесь много чудесного, необычного: нарядная елка, веселый карнавал, сказочные персонажи и волшебная музыка, вызывающие настоящее восхищение всех – и взрослых и детей.
Конечно, на новогоднем празднике все ждут сюрприза. Откуда же появятся подарки? Дети всегда ждут этого момента. Поэтому, этот момент должен быть самым необычным. Это логическое завершение праздника. Сказочный ковер-самолет, «избушка на курьих ножках», Емеля на печке, Водяной приводят детей в неописуемый восторг и вызывают необыкновенное эмоциональное наслаждение. Такой сказочный Новый год надолго запомнится детям.
Праздники и развлечения в детском саду – важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника,влияют на эмоциональную сферу, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог музыкальной деятельности.