Роль народного художественного творчества в развитии и воспитании детей старшего дошкольного возраста
Роль народного художественного творчества в развитии и воспитании детей старшего дошкольного возраста
Знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства способствуют решению труднейших задач стоящих пред педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, - расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль народного художественного творчества в развитии и воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Роль народного художественного творчества в развитии и воспитании детей старшего дошкольного возраста
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества».
В.А. Сухомлинский.
Народное творчество — художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В народном творчестве, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народа, народное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.
Особую роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании дошкольников отмечали многие отечественные ученые (А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и др.). Е.А. Флерина одна из первых выступала за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе приобщения к нему дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания оригинальных произведений, в том числе, декоративных узоров.
Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала и Н.П. Саккулина, считавшая, что детям дошкольного возраста близки и понятны изделия мастеров разных видов декоративного искусства (роспись, резьба, вышивка, игрушки).
Декоративность, выразительность цвета, пластики, орнаментов, разнообразие материалов созвучны особенностям эстетических чувств, восприятий и ощущений детей дошкольного возраста. И в произведениях народных мастеров, и в творчестве детей все дышит радостью и радует взор красочностью.
Народная художественная культура, народное искусство как часть ее, близки детям своей эмоциональностью, условностью образов, оптимистичностью, глубокой связью с природой, игровым характером (Т.И. Бакланова, З.А. Богатеева, А.А. Грибовская, Т.С. Комарова, Ю.В. Максимов и др.). Народное искусство как проявление художественного творчества народа по своей природе близко творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа).
Исследователи народного искусства В.Н. Василенко, В.С. Воронов, Т.С. Комарова, М.А. Некрасова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Т.Я. Шпикалова и др. отмечают его ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, гуманность, связь с окружающей жизнью.
В последнее время появились публикации и кандидатские диссертации, в которых отразились прогрессивные тенденции методики преподавания декоративного рисования и эстетического воспитания средствами народного искусства.
Вместе с тем, все чаще в научно-методической литературе отмечается ограниченность организации воспитательно-образовательной развивающей среды на материале народной художественной культуры, как части ее народного искусства с выделением только их чисто внешних признаков: формы, цвета, орнамента и т.д. (Т.Я. Шпикалова, Н.А. Александрова).
Проведенный нами анализ различных источников не позволяет сказать, что сегодня уровень разработанности вышеобозначенной проблемы является достаточным и тем более исчерпывающим. Несмотря на значительное количество публикаций в дошкольной педагогике в контексте рассматриваемой темы, остаются еще не изученными возможности погружения детей в мир традиционной народной художественной культуры, использования музейной педагогики в воспитательно-образовательном процессе, проблема обеспечения интегративности в содержании образования, формы и методы духовно-нравственного развития личностных качеств дошкольников, вопросы особенностей формирования и проявления творчества в процессе изучения и освоения традиций народной художественной культуры как России, так и своего края.
Формы ознакомления с народным искусством самые разнообразные. Это занятия познавательного и практического цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но в любом случае создаётся особая атмосфера деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенная к реальной.
Народная песня
Народная хореография
Народные игры
Всем известно, что игра не просто любимое занятие детей - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.
В настоящее время в художественном воспитании детей в детских садах широко применяется народное прикладное искусство.
Декоративное рисование вводится в программу по развитию изобразительной деятельности во второй младшей группе.
Знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства способствуют решению труднейших задач стоящих пред педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, - расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества.
Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства должны сыграть важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.
Широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни хороводы, педагоги привлекают детей к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране.
Народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.
Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада.
В работе с детьми следует широко применять различные материалы: глину, ткани различных фактур и расцветок, бересту, цветную керамическую и кафельную плитки, глазури для росписи обожженных изделий из глины и кафельных плиток, гуашевые и акриловые краски, цветные мелки, пастель. Выбор этих материалов для декоративно-прикладного творчества не случаен.
Они позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства. Роспись бересты, выкладывание из разноцветной мозаики сказочной жар-птицы, превращение обычной глины в сверкающую всеми красками керамику увлекает детей, развивает их фантазию и воображение, активизирует творчество.
Следует отметить также, что великолепные приемы художественной обработки различных материалов, выработанные народными мастерами, позволяют достигать большой художественной выразительности достаточно простыми и лаконичными средствами: нанесением штрихов и точек на изделие, несложными приемами кистевой росписи и т. д.,— обучение которым вполне доступно. Некоторые приемы нужно объяснить и показать детям.
В основу методики творческих заданий берется принцип постепенности, связанный с решением детьми различных по сложности живописных, пластических и композиционных задач, в освоении ими разнообразных материалов и технических приемов их обработки. К выполнению нового задания надо приступать только тогда, когда мы убеждаемся, что дети свободно и осознанно справляются с предыдущим. Тематические творческие задания позволяют знакомить детей с такими выразительными художественными признаками народного прикладного искусства, как фантастичность и сказочность образов, декоративность, цветовая, пластическая и графическая выразительность.
В процессе выполнения тематических творческих заданий дети знакомятся с произведениями народного искусства в музеях и на выставках, узнают о творчестве народных мастеров из бесед, которые проводит с ними воспитатель, рассматривая таблицы альбомов и книг, посвященных народному творчеству, просматривая цветные иллюстрации с изображением образцов народной вышивки, росписи, резьбы по дереву и кости, глиняных и деревянных расписных игрушек, керамики, кружевных изделий и т. д.
Необходимо тщательно подготовиться к проведению экскурсии. В план подготовки следует включить беседы о народном искусстве: рассказать детям о народных мастерах, их творчестве, о материалах, из которых создаются изделия, о том, как готовые изделия используются в оформлении костюма, интерьера, в качестве сувениров. Несомненно, такие беседы заинтересуют детей, пробудят в них желание самим сделать нечто подобное.
Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.
Умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.
В нравственном воспитании у ребенка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства ребенка.
Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.
Декоративно-прикладное искусство является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в произведениях народного искусства яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.
Знакомство детей с декоративным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции,. Рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность: рисунок, по сути, представляет рассказ, но не словами, а изобразительными средствами. У ребёнка развиваются творческие способности
Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.
Средствами декоративно-прикладного искусства мы развиваем мелкую моторику рук, тем самым не только подготавливаем руку ребенка к письму, но и развиваем его интеллектуально. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Овладение необходимыми для декоративного искусства техническими приемами способствует развитию двигательных ощущений, а главное – мелкой моторики, ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, завитки и т.п., а ритмичность в расположении элементов декоративного узора помогает развитию чувства ритма. Рисуя узор, дети учатся «держать» линию, ограничивать свои движения. Многие элементы узоров напоминают элементы букв (овал есть во многих буквах; завитки и травка напоминают крючки, прямые и вертикальные линии – палочки, волнистые – элементы букв «б», «ч» и т.д.), часть из них дети рисуют пальцами, что укрепляет мышцы пальцев и активизирует чувствительность кожи.
Знакомясь с народным декоративно-прикладным искусством, дети познают разнообразие и богатство культуры родного народа, усваивают традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение, пополняют объем знаний об орнаменте геометрическом (в виде овала, круга, ромба, квадрата) и растительном (в виде растительных форм с включением изображений животных и птиц).
В процессе ознакомления с изделиями мастеров обогащается словарный запас. Дети называют предметы (чаша, ладья, матрешка, дымковская игрушка и др.), материалы, из которых они изготовлены, и элементы росписи (розаны, бутоны, завитки, кудрины, гирлянды). При рассматривании узора они учатся сравнивать: на хохломских чашках травка огнем горит, гжельская роспись похожа на мрамор, дымковская игрушка – на сказку. Описывая изделия, дети последовательно рассказывают об их цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию связной речи.
Еще одно преимущество декоративного рисования заключается в том, что многие элементы дети рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения. Так, изображения жостовских, городецких узоров требуют умения из основных цветов получать различные оттенки и другие цвета. Если педагог не дает готовых рецептов, дети экспериментируют и путем поиска решают стоящую перед ними задачу.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Таким образом, знакомясь с народным художественным творчеством, дети познают разнообразие и богатство культуры родного народа, усваивают традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение. У детей развивается познавательная активность, закладываются основные понятия и примеры поведения.
Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, народным танцем, традиционными народными праздниками, рассматривая изделия народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Знакомство с художественным творчеством играет большую роль в духовном развитии детей, их эстетическом воспитании. У детей развиваются лучшие качества, свойственные русскому человеку: высокая духовность, доброта, отзывчивость, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие, бережное отношение к природе, терпение, сострадание, мужество.
В процессе знакомства с художественным языком народного творчества, обогащается собственное творчество детей, становится ярче и образнее речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета. Рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность: рисунок, по сути, представляет рассказ, но не словами, а изобразительными средствами. У ребёнка развиваются творческие способности
Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.