Просмотр содержимого документа
«Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Речевое развитие дошкольного возраста
в разных видах деятельности.
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесна связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.
Детский сад - первое звено в системе народного образования. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Педагоги начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной, образовательной работы в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов. К. Д. Ушинский отмечал, что центральная роль в формировании человека принадлежит родному языку. Он говорил: «Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения, видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка и усваивает легко и скоро, в 2-3 года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог- родное слово». Поэтому одной из важнейших задач детского сада является формирование у дошкольников связной речи.
Говорить - это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка.
Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольный период.
Сегодня вопрос развития связной речи детей дошкольного возраста стоит особенно остро. Каждый второй ребёнок нуждается в коррекции развития речи. Причин, появления такого количества нарушений развития речи много:
• ухудшение здоровья;
• существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей;
• глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
• бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров;
• недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка.
В процессе организации работы по речевому развитию детей мы используем следующие подходы:
1. Комплексный подход к развитию устной речи, обеспечивающий:
– понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;
– развитие связной диалогической и монологической речи;
– обогащение и уточнение словаря;
– развитие грамматического строя речи;
– развитие речевого аппарата, звукопроизношения;
– развитие мелкой моторики
2. Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.
Работа по данному направлению построена на основе принципов системности, последовательности и преемственности.
Создавая условия для полноценного развития речи детей, мы предусматриваем:
•целенаправленную работу воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности и при тесном сотрудничестве с родителями;
•повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
•изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства;
Развитие речи в ДОУ начинается с групп раннего возраста. С помощью игровой деятельности расширяем запас понимаемых слов, заменяем звукоподражательные слова общеупотребительными (вместо ав-ав — собака), формируем умение детей составлять фразы из трех и более слов, умение правильно употреблять грамматические формы. Активно используем для этих целей народные песенки, потешки, сказки, развитие мелкой моторики.
Наиболее благоприятный период овладения речью в возрасте от 3 до 7 лет. Мы проводим систематическую работу по формированию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Для этого проводятся беседы на различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. В диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи. Большое значение для развития навыков самостоятельной (монологической) речи, придаем рассказам как по картинам, так и по сериям сюжетных картинок. Они помогают ребёнку разобраться в последовательности событий. Дети учатся выделять основные моменты в содержании рассказа, уточняют значение известных им слов и усваивают новые. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования. Приучаем детей к слушанию текстов, задаем вопросы, беседуем по содержанию. Учим строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение. Работая над развитием связной речи, нужно активизировать ее основные компоненты, поэтому большое внимание уделяем словесным играм, цель которых - обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи. Благодаря таким играм дети оперируют языковой информацией, что повышает их собственную речевую активность.
Логопед проводит с детьми работу не только по формированию правильного звукопроизношения, но и работу по развитию языкового анализа и синтеза /выделение звука в словах, деление слов на слоги, составление предложений, работу по формированию грамматически правильной речи, расширению словаря и развитию логики мышления, расширению кругозора и формированию зрительно-пространственной ориентации. Работая над данной проблемой, мы сделали вывод, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми а, следовательно, и его личность в целом.
Развитие речи, является главной задачей воспитателей логопедической группы. Все речевые достижения ребенка фиксируются, а стержнем формирования языковой способности является семантический компонент. Поэтому в становлении лексической стороны речи дошкольников логопедической группы на первый план выступает работа над семантикой слова, т. е. формирование понимания синонимических антонимических и полисемических отношений, использование ассоциативного принципа усвоения лексики. Педагогические условия развития речи играют большую роль в развитии мышления. Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, учится мыслить, поскольку думать — это значит говорить про себя или вслух, а говорить — значит думать.