Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.
Изучение состояния этого вопроса чаще всего показывает однообразие предметно-развивающей среды, ограниченность её содержания. Наблюдается отсутствие средств, позволяющих детям самосовершенствоваться в освоении познавательно-игровой деятельности; недостаточность объектов, отвечающих интересам дошкольников (материалы для игр-экспериментирования, занимательный интеллектуальный материал и т.п.).
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде
Главной задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) должна быть:
- содержательно насыщенной;
- полифункциональной;
- трансформируемой;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной.
1. Насыщенность РППС становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребёнка, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта. В ДОО она предоставляет необходимые возможности для игровой, познавательной, творческой, исследовательской, двигательной активности детей, обеспечивать эмоциональное благополучие, возможность самовыражения.
2. Предметная развивающая среда ДОО открывает перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле является полифункциональной. Принципполифункциональности предметного мира реализуется в ДОО с помощью различного модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определённой смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции дошкольников.
3. Принцип трансформируемости среды, который связан с полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). Развивающая предметно-пространственная среда каждой группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, гаражи не только на полу, но и на мобильных платформах. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин».
Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объёму – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы.
Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
4. Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования и пр.), наличие материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек для развития детских видов деятельности.
При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, т.к. появление новых предметов стимулирует исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.
В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие закономерности развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Предметы, игрушки, пособия должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск.
5. Доступность. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого в ДОО обеспечена детям доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, а так же свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды детской деятельности.
6. Безопасность. Среда, окружающая детей в ДОО, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья, т.е. соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Форма и дизайн также ориентированы на безопасность. Все материалы и оборудование имеют сертификат качества, отвечают гигиеническим требованиям.
Создавая предметно-пространственную среду необходимо помнить:
- Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
- Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка.
- Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
- Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
- В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
- Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
- Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
- При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
- Предметно-пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Предметная среда способствует развитию познавательного интереса ребенка только в том случае, если он:
- увлечён изучаемым материалом;
- стремится выполнить разнообразные, особенно сложные задания;
- проявляет самостоятельность в подборе средств, способов действий в достижении результатов;
- обращается к воспитателю с вопросами, характеризующими их познавательный интерес.
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в большой мере зависит от воспитателя, поэтому к нему предъявляются особые требования: воспитатель должен быть не только профессионалом, но и развитой личностью. Так, например, К.Д. Ушинский, в свое время отмечал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
Воспитатель, как личность, состоится в том случае, если он:
- делает все для того, чтобы укрепить в каждом ребенке веру в свои силы;
- развивает у них чувство собственного достоинства;
- развивает творческие силы детей;
- поощряет их за продвижение;
- не ослабляет деятельности детей недоверием, негативными оценками;
- использует приемы, способствующие двигательной энергии.
Если дети любят и доверяют педагогу, то они считают, что она самая красивая, рисуют себя рядом с ней и делают только так, как она сказала.
Большое значение имеет и профессиональное мастерство педагога, который должен знать, что до тех пор, пока побудитель деятельности будет исходить от него (педагога), а не будет опираться на «внутреннюю» среду ребенка, развитие познавательного интереса будет ситуативным. Только те знания ценны, которые добыты своим трудом! Педагог не должен давать готовых знаний, образцов, определений. Он должен:
- стимулировать каждого ребенка на их поиск,
- создавать проблемные ситуации, в которых ребенок мог бы использовать свой прошлый опыт,
- организовывать поисковую деятельность,
- ставить простейшие опыты,
- формировать умение спрашивать, наблюдать.
Таким образом, показателем познавательного интереса будет, если дети:
- думают (анализируют, обобщают, доказывают);
- удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
- внимательны, целеустремлены, настойчивы, проявляют волю;
- фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).
Предметно-развивающая среда выступает одним из условий развития познавательного интереса детей старшего дошкольного, если:
- организована в соответствии с ФГОС к условиям реализации педагогического процесса в ДОО, способствует удовлетворению разнообразных интересов ребенка;
- отличается информативностью, динамичностью, привлекательностью и доступностью для детей. В оформлении групп имеются признаки возрастной специфики, и учитывается гендерный подход в подборе игрового материала. В каждой возрастной группе созданы оптимальные условия для развития детей в разных видах деятельности, способствующих социально – личностному развитию детей;
- организована педагогами рационально, содержит не только стационарную, но и мобильную мебель, разнообразные материалы для развивающих игр и занятий в соответствии с реализуемой основной общеобразовательной программой дошкольного образования;
- содержание предметно-развивающей среды сезонно изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на индивидуальные возможности детей;
- должна обеспечить коррекционно-компенсаторные условия для полноценного развития всех видов детской деятельности;
- должна решать задачи ближайшего психического развития ребенка с учетом возраста, уровня психического и физического развития детей с тем, чтобы обеспечить достаточно полный контакт с окружающим миром.
Важным является тот факт, что созданная в группе развивающая предметно-пространственная среда должна быть привлекательна для дошкольников, должна их побуждать к деятельности детей.