Просмотр содержимого документа
««Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста»»
Консультация для педагогов
«Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста»
Говорить умеют все, но говорить правильно – единицы. Люди пользуются речью, как средством для передачи своих мыслей, чувств, настроений. Речевое общение - одно из главных потребностей человека. Развитая личность должна обладать достаточно высоким уровнем речевой культуры: правильно выражать свои мысли, использовать обширный словарный запас, правильно строить предложение, взаимодействовать в разговоре, понимать и слушать собеседника, размышлять, высказывать свою точку зрения. Важную роль в работе педагогов по развитию речи дошкольников играет формирование связной речи. Связная речь определяет достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством. В дошкольном детстве необходимо развивать диалогическую форму речи, а затем и монологическую. На протяжении всего дошкольного детства необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику). Диалог является формой непосредственного общения . Это одна из форм связной речи, в которой в отличии от монолога происходит чередование реплик двух или нескольких говорящих. Содержание диалога раскрывается не только в репликах, но и в паузах, жестах, мимике, интонации. Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения.
Общение - основное условие развития ребёнка, важнейший фактор личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку других людей. К концу дошкольного детства изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный
Задачи работы по обучению диалогу:
-содействовать развитию умений понимать разнообразные обращения и реагировать на них в соответствии с задачей общения, отвечать на вопросы и реагировать на побуждения;
- формировать умение детей вступать в речевое общение различными способами;
- формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
-развивать умение следовать правилам ведения диалога;
-ознакомление с правилами речевого этикета;
-усвоение вариативных формул речевого этикета;
Правила ведения диалога:
-соблюдать очерёдность в разговоре;
-выслушивать собеседника, не перебивая;
-поддерживать общую тему разговора;
-проявлять уважение и внимание к собеседнику;
-не говорить с полным ртом;
-говорить спокойно, с умеренной громкостью;
-использовать литературную лексику;
-строить свое высказывание, чтобы не обидеть собеседника;
Формулы речевого этикета:
-просьба;
-благодарность;
-предложение;
-извинение;
-приглашение;
-совет;
Успех речевой работы по развитию диалогической речи зависит от качественного планирования. При планировании работы по развитию у детей диалогической речи нужно руководствоваться принципами:
-систематичность;
- постепенное усложнение;
-принцип взаимосвязи задач.
Чтобы управлять процессом и результатом работы по развитию диалогической речи важно осуществить мониторинг, который обеспечивает:
-систему контроля, слежения за процессом и результатом этой работы;
-сбор и обработку информации для коррекции процесса и результата освоение диалога детьми.
При обучении детей монологической речи необходимо сформировать элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец).
В дошкольном возрасте необходимо учить ребёнка строить следующие высказывания: описание, повествование, рассуждение.
Описание-название объекта, перечисление его свойств, качеств, действий с ним и эмоциональную оценку говорящего.
Повествование - это развитие сюжета, развёртывающегося во времени.
Рассуждение - доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует.
Также уделяется большое внимание воспитанию у детей культуры общения. Речь воспитателя является образцом для детей. Поэтому к речи воспитателя предъявляются высокие требования: содержательность, точность, логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая правильность; образность, смысловая выразительность; эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; хорошая дикция.
Развитие связной речи у дошкольников происходит через игровую деятельность. Детство происходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как театральные постановки. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, музыканта, поэта и тем самым самовыразиться. Каждый ребёнок играет свою роль – по своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому особое значение в ДОУ нужно уделять театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность даёт детям возможность, воспитания творческой личности, учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их в жизнь, развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, связная речь.
Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы, которые опираются на закономерности развития. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоение выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие через театрализованную деятельность. В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеет большое значение, так как облегчает принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий
Для развития выразительной стороны речи необходимо создать такие условия, в которых каждый мог проявить свои эмоции, чувства, и взгляды, причём, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Воспитательные возможности театрализованной деятельности велики. Дети знакомятся с окружающим миром, умело, поставленные вопросы заставляют их думать, вести диалог, как с взрослым, так и со сверстником. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственно высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняя роль, ребёнок старается произносить свои реплики ясно, чётко, понятно изъяснятся. У него развивается связная речь. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации от лица какого-то героя. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.
Театрализованная деятельность может быть организованна в утренние и вечерние часы, на прогулке, ограничено, включена в другие виды деятельности.
Желательно проводить подгруппами это обеспечит индивидуальный подход к каждому ребёнку. Причём каждый раз группа формируется по - разному. И как итог показ спектакля на базе детского сада с привлечением родителей и детей других групп. Такая организация создаёт условия для приобретения новых знаний, умений, навыков, развитие связной речи, но и позволяет ребёнку вступить в контакт с детьми других групп и взрослыми. Расширения круга общения создаёт среду развития, помогает каждому ребёнку найти своё место, стать полноценным членом сообщества. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые на себя берёт ребёнок, помогает продемонстрировать ему другим детям свою позицию, умения, знания и фантазию. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка.
Среда является основным средством развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна обеспечить не только совместную театрализованную деятельность детей, но являться основой самостоятельного творчества каждого ребёнка, своеобразной формой его самореализации. Поэтому надо обеспечить баланс между совместной и самостоятельно театрализованной деятельностью. Создания уголка уединения. Учитывая индивидуальные особенности детей создать зону приватности, где ребёнок будет хранить свою игрушку, украшение, другой элемент костюма. В театрализованном уголке должны находиться разные виды театров, подборка книг со знакомыми иллюстрациями видеотека знакомых сказок в исполнении народных артистов.
В своей работе педагог должен использовать инновационные технологии. Инновационные технологии в развитии связной речи через театрализованную деятельность является «сказкотерапия», «куклотерапия». Особенность используемого цикла сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной связной речью.
Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Работа по развитию языковой личности дошкольника, включает два направления: – игровую сказкотерапию; – специальные занятия по обучению пересказыванию и сочинению сказок. Существует целое направление, получившее название куклотерапии. Это метод лечения с помощью кукол, основанный на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. В качестве основного приема воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя, логопеда). Встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ребенку спрятаться и раскрыться. В кукольном театре очень важно развитие связной речи. Артист должен помнить текст, вовремя произнести его, одновременно с движением куклы и при этом передать эмоции.
Именно театрализованная деятельность позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся развития связной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Используемая литература:
Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. –М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2008.-136с.
Колодяжная Т.П., Маркарян И.А. «Речевое развитие детей дошкольного возраста» Методическое пособие. Ростов –на –Дону, 2009г. -131с.
Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2009.- 128с.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр –творчество-дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов, М.: АРКТИ, 2004г.-208с.
Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет/ Под редакцией О.Ф. Горбуновой. – М.: Мозаика- Синтез, 2008. -144с.